Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"
консультация на тему

Вырвина Елена Александровна

Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о целесообразности их пополнения и содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_muzykalnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx619.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Светлячок» р.п. Юрты

______________________________________________________________________

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя

в организации

самостоятельной музыкальной деятельности детей»

http://migha.ru/imgs/muzikalenoe-razvitie-rebenka-v-semee/24697.jpg

Музыкальный руководитель:   Вырвина Елена Александровна

2017 год

     Самостоятельная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых, певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков,  навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.

     Что же обеспечивает появление самостоятельной деятельности у детей? Это:

  • опыт общения с музыкой в повседневной жизни (накопленные чувства, эмоции, образы);
  • опыт музыкальной деятельности, приобретенный на музыкальных занятиях;
  • впечатления от праздников и развлечений в ДОУ.

     Какова же роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности? Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им. Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняет способ их представления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предлагает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроизвести отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием (например, игру «Хлебный магазин» дети перестроили сначала в игру «Универмаг», а потом – в «Музыкальный магазин»), озадачить детей неожиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алёны сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т.д. http://sadik79.ru/public/users/994/img/130320162139.jpg

     Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно-речевое, изобразительное и музыкальное творчество.

     Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.

     Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности можно выделить?   Прежде всего, эти формы определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

     Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком-либо умении (например, в исполнении музыкально-ритмических движений).

     В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая  её на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение или целую сценку).

     Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы: 

  • сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);
  • импровизирование на детских музыкальных инструментах;
  • песенное и танцевальное импровизирование;
  • театрализованные представления (импровизированного характера).

     Для исполнительской деятельности дети используют такие формы, как: http://cdn01.ru/files/users/images/08/7a/087a74e76698bff679f599f49c0fe77e.png

  • игры с пением;
  • настольные музыкально-дидактические игры;
  • хороводные музыкально-дидактические игры;
  • игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);
  • сюжетно-ролевые игры («Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т.п.);
  • театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т.д.);
  • игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;
  • концерты детской художественной самодеятельности – развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.).

     Для самостоятельной музыкальной деятельности необходим правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения. Какие же игрушки и пособия понадобятся? Это:

  • детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты  (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); http://dou24.ru/5/images/stories/muzakalnuy/2.jpg
  • с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон);
  • неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка;
  • озвученные музыкальные инструменты: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики;
  • настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет?», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет» и др.;
  • атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т.д.;
  • различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).

     Как лучше разместить игрушки и пособия в игровой комнате?    Основной принцип размещения – целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению:

  • музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры;
  • игрушки-инструменты (озвученные и неозвученные) – в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизор и т.д.;
  • атрибуты, шапочки-маски для игр с пением, хороводных музыкальных игр – в физкультурном уголке;
  • детали костюмов в уголке ряжения или в речевом центре, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.

     Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей).

     Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе? 

  • Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные палочки.
  • Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).  
  • Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны. Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.

     Кроме названных детских музыкальных инструментов могут быть использованы и другие в соответствии с имеющимся в детском саду ассортиментом инструментов.

     Одновременно в «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трех-четырех видов. В течение года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь.

     Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нём и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.

     В «Уголок музыкальных инструментов» могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной группах, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятиях.    

     Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

      Музыкальный уголок, оформленный яркими, интересными пособиями, музыкально-дидактическими играми, детскими инструментами, игрушками, поможет ребенку прочувствовать всю красоту музыки, расширит представление о многообразии звуков в окружающем мире, разовьет его воображение, творческую активность.

ВАЖНО!  Правильно организованная самостоятельная деятельность поможет воспитанникам детского сада в школе выбрать кружок по своим интересам и может повлиять в будущем на выбор профессии. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c6f482e4568b29ec98160176d3e59978-l&n=13

Литература:

журнал «Музыкальный руководитель»  № 2 / 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной деятельности дошкольников

Обобщение опыта, который был представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей...

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников»

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников» предназначена для старших воспитателей и методистов ДОУ....

Комплект авторских рабочих тетрадей «Мой Красноярский край», «Мои первые прогулки по Зеленогорску» как инструмент для организации самостоятельной деятельности дошкольника.

Комплект авторских рабочих тетрадей разработан с учётом регионального компонента ООП ДО. Содержание рабочих тетрадей представляет собой практический материал для развития познавательных способностей д...

"Организация самостоятельной деятельности дошкольников в мини-музее ДОУ"

 Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием эксп...

Карточки-алгоритмы для организации самостоятельной деятельности дошкольников

Данные методические рекомендации оформлены с целью оказания помощи педагогам дошкольных учреждений в организации и планировании самостоятельной работы дошкольников.Методические рекомендации описывают ...