Карточки-алгоритмы для организации самостоятельной деятельности дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Морозова Олеся Владимировна

Данные методические рекомендации оформлены с целью оказания помощи педагогам дошкольных учреждений в организации и планировании самостоятельной работы дошкольников.

Методические рекомендации описывают пример создания условий для детской деятельности, в которой каждый ребёнок мог бы самостоятельно найти себе занятие в любых направлениях по интересу и способностям.

Одним из средств развития самостоятельности в процессе обучения в детском саду представлены карточки-алгоритмы, как последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, как возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19-20_tehnologiya_proektirovaniya.docx59.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида№ 61»

муниципального образования города Братска

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«Лучшие методические рекомендации по организации и планированию совместной/ самостоятельной деятельности дошкольников в ДОУ»

в рамках работы педагогической мастерской для старших воспитателей "Технология проектирования образовательной деятельности в ДОУ»

«Карточки – алгоритмы

как средство организации и планирования совместной/ самостоятельной деятельности старших дошкольников»

 методические рекомендации по организации и планированию совместной/ самостоятельной деятельности дошкольников в ДОУ 

О.В.Морозова, ст., воспитатель

А.Г.Ерофеевская, ст., воспитатель

г. Братск, 2020

Аннотация

Данные методические рекомендации оформлены с целью оказания помощи педагогам дошкольных учреждений в организации и планировании самостоятельной работы дошкольников.

Методические рекомендации описывают пример создания условий для детской деятельности, в которой каждый ребёнок мог бы самостоятельно найти себе занятие в любых направлениях по интересу и способностям.

Одним из средств развития самостоятельности в процессе обучения в детском саду представлены карточки-алгоритмы, как последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, как возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.

Оглавление

Пояснительная записка ………………………………………………………………4

Алгоритм в самостоятельной деятельности детей.…………………………….7

Разработка карточки-алгоритма ...……………………………………………………9

Методы применения карточек-алгоритмов…………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………...11

Список рекомендуемой литературы………………………………………………...12

Приложение 1. Формирование ценностных представлений

о свободном времени и ценностного отношения к свободному

времени, полезной занятости жизни………………………………………………...13

Приложение 2. Положение о конкурсе

«Алгоритм в самостоятельной деятельности

детей дошкольного возраста»……………………………………………………….15

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего мира: проверяют на ломкость, мягкость, температуру, звучность. Ведущей деятельностью в период дошкольного детства является игра: ребята с увлечением изучают различные инструменты, предметы, взаимоотношения между ними. Самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребёнка и его успешности во взрослой жизни.

В Федеральном образовательном стандарте самостоятельная деятельность детей не выделяется в отдельную область обучения, большее внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Современному обществу нужны люди с исследовательским типом мышления, умеющие обозначать проблемные вопросы и выстраивать алгоритм их решения/устранения, но и с творческими чертами — умение думать вне границ общественных стандартов и стереотипов приводит к важным открытиям. Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в дошкольном учреждении, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.

Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

Современные подходы к дошкольному образованию ориентируют практиков на необходимость предоставления достаточно большого количества времени для реализации потребностей детей, их самовыражения в разных видах деятельности. Попадая в ситуацию свободного выбора, ребенок сталкивается с необходимостью осуществить целый ряд действий для реализации задуманного. Да и сам выбор игры, занимательного дела уже предполагает определенный уровень подготовленности детей: наличие интересов, практических умений, творческих способностей, сформированность нравственно-волевых качеств (самостоятельность, настойчивость, уверенность, доброжелательность, справедливость при разрешении конфликтных ситуаций и т. д.).

Несомненно, каждый период дошкольного детства имеет свое непреходящее значение в приобщении ребенка к полезной занятости. На ранних этапах (в 2—3 года) взрослые принимают непосредственное участие в играх и других формах занятости детей. Педагоги, родители обогащают детей впечатлениями об окружающем мире, объясняют функциональное назначение предметов, участвуют в игровых, предметных, орудийных действиях (собирание пирамидки, кормление куклы, создание постройки из песка), берут на себя различные роли (мамы, шофера, врача и т. д.), создают положительный эмоциональный фон для первых самостоятельных игр и занимательных дел. В свободной самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста (4 года) участие взрослых начинает носить направляющий и поддерживающий характер, все больше уступая место самостоятельности и инициативности дошкольников. Роль взрослых состоит в побуждении детей к выбору полезной занятости, участии в качестве партнера по игре, помощника в организации продуктивной деятельности, дальнейшем обогащении опыта детей новыми способами индивидуальных и совместных действий, в поощрении целесообразных личностных проявлений и др.

В полной мере говорить о процессе организации самостоятельной деятельности можно только применительно к старшим дошкольникам (5—7 лет). Именно с этого периода жизни, согласно исследованиям психологов, ребенку доступно самостоятельное продумывание и осуществление всех компонентов деятельности и, соответственно, полноправное применение к ним самого понятия «свободная самостоятельная деятельность». Старшие дошкольники обладают достаточно большим личным опытом, могут произвольно направлять свою активность на достижение поставленной цели, продумывать способы действий, контролировать свои действия и действия сверстников и т. д. Им доступно выполнение всех компонентов деятельности: постановка цели, планирование, осуществление задуманного, реализация контрольно-корректировочных действий.

Вместе с тем анализ исследовательского материала и изучение практики работы современных дошкольных образовательных организаций убеждают в том, что далеко не всегда 5-7-летние дети могут разумно распорядиться предоставленной им самостоятельностью. Наблюдая за детьми во время свободной самостоятельной деятельности, можно выявить достаточно частые факты непродуманного, нерационального времяпрепровождения. Например, дети могут оставить незавершенной начатую постройку или поделку, отвлекать занятого делом сверстника, могут вносить дискомфорт в совместные игры, а порой вообще не найти полезного занятия, превратив свой досуг в безрассудное озорство, беспорядочные и примитивные действия.

Рационально и интересно проведенное свободное время детей - результат длительной педагогической работы. Без участия взрослых даже старшим дошкольникам сложно выделить сходство и различие организационной стороны в разных видах деятельности, установить причины неудач своих начинаний, элементарно сориентироваться в количестве свободного времени, отведенного для самостоятельной деятельности, осознать его значимость и ценность в жизни человека. В книге рассматриваются разные взгляды на досуговую деятельность как педагогическое понятие, представлен авторский подход к организации свободной самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Эффективным средством развития самостоятельности в процессе обучения в детском саду, на наш взгляд,  являются карточки-алгоритмы.

Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.

Основной идеей  нашей работы стало проектирование методических рекомендаций по организации самостоятельной  детской деятельности посредством карточек-алгоритмов в любых направлениях с целью:

  • поддержки детской индивидуальности инициативы при выборе вида деятельности;
  • формирования волевых качеств воспитанников: стремление доводить задуманное до конечного результата;
  • развития процессов саморегулирования: умение рассчитывать затраты энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или потребность в отдыхе;
  • формирования способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости: стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.

Данная форма работы приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет её системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Алгоритм в самостоятельной деятельности детей

Свободная самостоятельная деятельность занимает важное место в образовательном процессе дошкольных организаций. Несмотря на то, что самостоятельная деятельность детей имеет место в различные режимные моменты (на прогулках, во время хозяйственно-бытового труда и др.), в повседневной жизни дошкольного учреждения термин «самостоятельная деятельность» чаще всего связывается со свободным временем и употребляется в случаях, когда речь идет об организации детьми занимательных дел, игр по интересам. Именно в свободное время ребенок получает полную самостоятельность действий, начиная с выбора вида занятости.

Как сказал Ян Амос Каменский «Дети охотно чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». 

Поэтому воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Для этого во все центры (уголки активности) размещаются свои алгоритмы действий. Тем самым делая среду разнообразной и интересной с алгоритмами, схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивается и включается самостоятельно в любой вид деятельности.

Алгоритмы представлены в виде серии карточек с заданиями, по работе в центрах развивающей предметно пространственной среды группового помещения. Для удобства использования детьми на карточках изображены условные и цветовые обозначения, соответствующие паспорту развивающей предметно пространственной среды группового помещения.

Включение детей в самостоятельную деятельность происходит по-разному: по личной инициативе, приглашению сверстников, иногда — педагога.

В начале, воспитатель знакомит детей с алгоритмом, проговаривает, объясняет, учит детей «читать алгоритмы». Затем проигрывает ход выполнения индивидуально или в группе с 2-3 детьми. В дальнейшем ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей.

Для того чтобы используемые алгоритмы были эффективны, полезны, информационны для дошкольников, необходимо соблюдать ряд требований к организации данного вида деятельности:

  1. Алгоритмы должны содержать понятную для детей информацию, нельзя использовать алгоритмы, которые отражают не специфические виды деятельности дошкольников, ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с его помощью;
  2. Алгоритм как наглядно – практическое средство познания должен чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  3. Все используемые алгоритмы должны быть яркими, содержать знакомые предметы или символы, быть простым для восприятия  и доступным для действий с ним;
  4. Нельзя вводить алгоритмы без предварительной работы с ними. В таком случае они не будут нести необходимого развивающего и обучающего эффекта;
  5. Используете в организации развивающей предметно-пространственной среде алгоритмы, разработанные детьми, это повысить уровень самостоятельности дошкольников и будет способствовать формированию новых значимых навыков. Педагогу необходимо создать такую ситуацию, в которой дети почувствовали необходимость создания алгоритма, поняли, что без алгоритма им будет трудно самостоятельно достичь поставленной цели.

Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии, эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности.

Карточка-алгоритм может создаваться педагогом, педагогом совместно с ребенком, ребенком. Ребенка необходимо научить "читать" карточку-алгоритм. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карточку, проговаривает каждую отдельную операцию. Договариваются об условных обозначениях (при необходимости).

При этом не нужно забывать – чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карточка.

Главный принцип составления карточки-алгоритма – от простого к сложному. Не нужно использовать слова, вместо них – знаки, символы и т. д.

Для младших дошкольников количество операций по карточке сводится к минимуму (2-4 действия), для старших дошкольников – до 7, но не более.

Обязательно обозначается конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться.

Разработка карточки-алгоритма

Порядок конструирования карточки-алгоритма предусматривает:

  • постановку цели самостоятельной деятельности ребенка, определение темы и конечного результата;
  • формулирование задач;
  • определение этапов деятельности их целей и промежуточных результатов;
  • выбор методов, приемов и форм организации деятельности воспитанников в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • определение и отражение в карте направления работы, свойственных данной технологии, методике, программе;
  • наполнение содержанием, подбор материала.

Методы применения карточек-алгоритмов

-Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

-Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с пооперационными картами.

-Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемных ситуаций.

- Игровой метод.

Например: ребёнку предлагается сделать снежинку. Он должен сам выбрать материалы и необходимые инструменты (ножницы, карандаш и т. д.) и способ действия (лепка аппликация, оригами) и сделать её по одному из вариативных образцов. Педагог раскладывает перед ребёнком на столе карточки-алгоритмы, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.  Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться карточкой, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Чтобы организовать деятельность в различных центрах (уголках), заинтересовать детей, центры (уголки) наполняются картотеками карточек-алгоритмов, схемами. Если материал будет накапливаться и лежать в центре активности, дети всегда могут пользоваться ими. Очень важно в игровых центрах продумать в обычной игровой деятельности какие-то развивающие моменты. И сделать это как можно больше. Например, что можно предложить в центре «магазин»? Считать монеты, деньги. В рамках темы можно менять и тематику денежной единицы. Если тема "зима", можно считать снежинки, если тема "транспорт" – колеса и т. д.

Что дают карточки - алгоритмы:

1.мотивацию;

2.инициативу;

3.свободу выбора;

4.изменение среды.

 Пооперационная карта способствует развитию ребенка  во всех направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Карточки-алгоритмы помогают детям проанализировать, какие материалы понадобятся для выполнения работы в той или иной деятельности; какую последовательность операций нужно выполнить для достижения желаемого результата.

Введение карточек-алгоритмов дает высокие результаты в развитии конструктивных, логических, двигательных, речевых и творческих навыков, воспитании у детей самостоятельности.

Заключение

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников, а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого воспитатель дает материал разной сложности, который позволяет выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Таким образом, алгоритм – это возможность практических действий, которые вызывают у детей желание самостоятельно экспериментировать, исследовать и изучать предметы, находить ответы на свои вопросы.

Список рекомендуемой литературы по данной теме

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  2. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста (Методические рекомендации) \ О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова.- М.: Центр педагогического образования, 2008.
  3. Жиленко А.Г. Использование алгоритмов /А.Г.Жиленко РЯШ. – 2002. - №5. – С. 53-55.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  5. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.
  6. Устюмова Е.А. Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста /Журнал «Педагогическое образование в России, 2014. - № 3. –С. 134-138

Приложение 1

Формирование ценностных представлений о свободном времени и ценностного отношения к свободному времени, полезной занятости жизни

Назначение педагогической работы состоит в раскрытии детям нравственно-этической и практической значимости целесообразного проведения свободного времени — заключается в обогащении дошкольников ценностными представлениями о свободном времени и его целесообразной организации.

Для обогащения детей ценностными представлениями о необходимости полезной занятости жизни, созидательной роли труда можно использовать произведения художественной литературы для детей, живописи, образно раскрывающие различные грани труда как созидательной деятельности, смысловые стороны целесообразного продуктивного времяпрепровождения. Предлагаем примерный перечень таких произведений.

Художественная литература:

М. Агашина «Аленушка».

Е. Благинина «Уморились».

Л. Воронкова «Танины дела».

Я. Дягутите «Руки человека», «Легкий хлеб», «Каравай».

К. Жан «Я славлю руки человека».

Н. Забила «На работе».

«Каждый свое получит», эстонская народная сказка, обр. М. Булатова.

Н. Калинина «Вот так дежурные».

В. Куприн «Отцовское поле».

Украинская народная сказка «Колосок».

А. Кольцов «Песни пахаря», «Косарь».

В. Лифшиц «И мы трудимся вместе».

Г. Люшнин «Строители».

С. Маршак «Сенокос идет в июле...»

Русская народная сказка «Морозно».

Н. Некрасов «Накануне праздника».

В. Осеева «Добрая хозяюшка».

Л. Пантелеев «Помощники».

Е. Пермяк «Славка», «Торопливый ножик».

Ш. Перро «Золушка».

Русская народная сказка «Про Ленивицу и Радивицу».

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»

Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников».

Я. Тайц «Умелые руки».

И. Токмакова «Птицы на мельнице».

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Э. Шим «Тяжкий труд».

И. Шурко «Секундочка».

Ю. Яковлев «Кому „спасибо” говорим».

Произведения живописи

И. Агапов «Сибирь на стройке».

А. Бубнов «На поле».

А. Венецианов «На пашне».

Н. Ерышев «Хлебное поле».

А. Пластов «Сенокос».

Т. Салахов «Романтики».

И. Серебряный «Род».

В. Тропинин «Кружевница».

А. и С. Ткачевы «Трудовые будни».

Приложение 2

Положение

о конкурсе

«Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»  

 «Дети охотно чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать, но и нужно

принимать меры к тому, чтобы всегда

у них было что делать».

Ян Амос Каменский

1.Общие положения

1.1. Конкурс «Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста  ________________ (далее Конкурс) проводится ___________________________________________________________________- (далее ДОУ) в рамках реализации Годового плана на ______________ учебный год.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, этапы, содержание, порядок организации и проведения Конкурса среди воспитателей ДОУ.  

2. Цель и задачи  Конкурса

2.1.Создание условий для самостоятельной детской деятельности и поддержки детской инициативы;

2.3.Повышение компетентности педагогов  в области области построения вариативного развивающего образования в процессе создания и оформления педагогами карточек-алгоритмов.

3. Этапы и сроки проведения Конкурса

I этап – _______________- года  презентация материалов.

II этап – _______________   подведение итогов Конкурса.

4. Содержание Конкурса

4.1. В рамках Конкурса участники предоставляют карточки-алгоритмы для организации самостоятельной деятельности  по 5 направлениям, по 10 карточек-алгоритмов (всего 50 карточек от группы).

Материалы Конкурса оформляются в соответствии с требованиями, представленными в п. 5 настоящего Положения.

5. Требования к оформлению материалов Конкурса

  1.  Карточка-алгоритм должна:

  • представлять заламиниованную карточку размером не менее 5см *20см;

  • давать  возможность воспитанникам  для выполнения задания разного уровня сложности  или придумывания собственного способа деятельности (с пропусками, незаконченный вид);

  • иметь открытое и понятное содержание для ребенка, чтобы он мог справиться без помощи взрослого.

6. Критерии оценивания

Содержание карточек-алгоритмов по 5 направлениям;

Эстетичность оформления и практичность;

Количество.

Состав комиссии:

_______________________________________________________________________

7. Подведение итогов:

Участие в Конкурсе подтверждается сертификатом участника. Победители  награждаются Дипломами  за 1 место, 2 и 3 место.

        

Заявка на участие в муниципальном конкурсе

профессионального мастерства 

«Лучшие методические рекомендации по организации и планированию совместной / самостоятельной деятельности дошкольников в ДОУ»

№ п/п

Ф.И.О. участника, должность

№ ДОО

Контактный телефон

E-mail

1

Олеся Владимировна Морозова, ст., воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 61»

89501483553

olesya110@yandex.ru

2

Анастасия Григорьевна Ерофеевская, ст., воспитатель

89647474613

erofeevsky@inbox.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной деятельности дошкольников

Обобщение опыта, который был представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей...

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников»

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников» предназначена для старших воспитателей и методистов ДОУ....

Комплект авторских рабочих тетрадей «Мой Красноярский край», «Мои первые прогулки по Зеленогорску» как инструмент для организации самостоятельной деятельности дошкольника.

Комплект авторских рабочих тетрадей разработан с учётом регионального компонента ООП ДО. Содержание рабочих тетрадей представляет собой практический материал для развития познавательных способностей д...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"

Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...

"Организация самостоятельной деятельности дошкольников в мини-музее ДОУ"

 Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием эксп...