Комплект авторских рабочих тетрадей «Мой Красноярский край», «Мои первые прогулки по Зеленогорску» как инструмент для организации самостоятельной деятельности дошкольника.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Димяненко Елена Васильевна

Комплект авторских рабочих тетрадей разработан с учётом регионального компонента ООП ДО. Содержание рабочих тетрадей представляет собой практический материал для развития познавательных способностей дошкольников среднего и старшего возраста. Задания представляют собой речевые и буквенные головоломки, лабиринты и прописи, упражнения на соотнесение, анаграммы и кроссворды. Главная изюминка таких тетрадей то, что все задания содержат знания о крае и городе в котором живут дети. 

Поскольку содержание тетрадей представляет собой занимательный материал, имеет много иллюстраций и фотографий они могут использоваться как инструмент для развития у дошкольников самостоятельности и инициативы.

Тетради являются дидактическим сопровождением долгосрочного совместного проекта, разработанного педагогами ДОУ "Наследие Красноярья" и приурочены к юбилейным датам:  "80-летию образования Красноярского края" и "70-летию победы в Великой Отечественной войне".

   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплект авторских рабочих тетрадей «Мой Красноярский край», «Мои первые прогулки по Зеленогорску»  как инструмент для организации самостоятельной деятельности дошкольника.

Димяненко Е. В.

воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с № 9

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным  стандартом, - поддержка разнообразия детства. «Детство ради детства» - девиз высказанный академиком А. Г. Асмоловым.  Другими словами, главное  и самое значимое в нём самом, в ребёнке, и то, что происходит по его инициативе.

Инициатива первый шаг к творчеству, действие, которое ребёнок осуществляет сам, без подсказки, рассчитывает на свои силы, имеет способность свободно выражать свои мысли. Осмысливание истории и культуры страны, края, места, где живёт ребёнок, более продуктивно формируется через самостоятельную инициативную деятельность.

В 2014 году отмечается значимая дата – 80 лет образования Красноярского края, в 2015 году 70–летие победы в Великой Отечественной войне. Эти события дороги нам, россиянам. В связи с этим, я педагог, работающий с поколением дошкольников, которые через 10 -15 лет будут представлять инновационное поколение действующей молодёжи, определяющей будущее России, считаю важным построить работу воспитания и обучения во взаимодействии с социальными задачами общества. Считаю, что моя задача – не просто дать информацию о таких значимых событиях в истории края и страны, но и предоставить дошкольнику прожить, осознать её в разных видах деятельности.

Инструментом в развитии самостоятельного познания исторических и культурных ценностей страны, края, города использую авторские рабочие тетради «Мои первые прогулки по Зеленогорску» и «Мой Красноярский край». Рабочие тетради разработаны в соавторстве с Рашкиной Еленой Алексеевной, заместителем заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 9 и являются частью комплекта по масштабному проекту «Наследие Красноярья». А так же представляют региональный компонент ООП ДО.  Идея интеграции краеведческого содержания в образовании и развитии дошкольников легла в основу этих тетрадей.

Содержание рабочих тетрадей:

  • фотоматериалы о городе и крае, о достопримечательностях города и края: памятных местах города Зеленогорска (камень основания города, первая улица города, фонтаны города, мемориал героям ВОВ);
  • геральдика края и города, а так же других городов Красноярского края;
  • географические объекты города и края: реки, города, горы представлены в заданиях речевого характера: «подбери слова, противоположного значения, составь слово из первых букв картинок, разгадай ребус»;
  • растительный и природный мир Красноярского края представлен через материал о природных зонах края, а так же обитателей заповедника «Красноярские Столбы» и парка флоры и фауны «Роев ручей», т. е. животных и растений, реально представленных в объектах, на которых дошкольники могут побывать с родителями, или уже побывали, получив социальный и экологический опыт;
  • знаменитые личности города и края.

Работе с данным комплектом тетрадей отводится вторая половина дня как в совместной деятельности в специально организованных условиях в рамках кружка «Сундучок чудес», так и в самостоятельной деятельности. Формы самостоятельной деятельности: рассматривание иллюстраций, отгадывание кроссвордов и головоломок, работа с картой Красноярского края и города Зеленогорска, чтение сказок народов Красноярья, рисование по мотивам сказок, сочинение историй, создание театрализованных постановок, свободное общение дошкольников по поводу увиденного и прочитанного.

В подготовке к 70-летию Победы в ВОВ был разработан план, предусматривающий создание условий для реализации самостоятельной деятельности детей:

Мероприятие, привлекаемые партнёры

Деятельность П+Д

Создание условий для развития самостоятельности Д

Предполагаемая инициатива Д

 «Читаем книги о войне» Партнёрская деятельность (МУК «Библиотека им. В.В. Маяковского»)

Чтение, совместное рассматривание книг данной тематики, использование интернет ресурсов (неизданные произведения)

-«Час чтения» - ежедневная деятельность во второй половине дня,

-выставка «Доблесть и мужество русского солдата»,

- коллекция «армейская атрибутика»

- режиссёрская игра «солдатики», «Сражение»

Рисование, раскрашивание, коммуникативный интерес, желание говорить и спрашивать взрослого о войне, армии, приглашение воина с рассказыванием о военных событиях

«Памятные места города, края страны»

(партнёры- сотрудники МУК «Музейно-выставочный центр»)

Совместная работа в авторских рабочих тетрадях стр.12 ,

Экскурсии к памятным местам города стела Победы, аллея Победы, мемориал «Возвращение», мемориальная доска пограничникам у СТЦ,  Камень воинам-интернационалистам

Предоставление фотографий для рассматривания, фильмов и видеофильмов в индивидуальном режиме (в наушниках)

Общение – рассказывание другим детям о своих героических родственниках-участниках войны, или о папах, служивших в армии

«Книга Памяти»

(партнёры -родители, родственники семей детей)

Сбор информации о родственниках –ветеранах ВОВ, создание выставки «Ордена и медали  войны»

Предоставление материалов, коллекций для рассматривания;

Размещение атрибутов для сюжетных игр: головные уборы, элементы военной формы, атрибутика военной медсестры (сумка с красным крестом, косынка)

Рисование на тему, рассматривание коллекций, желание дополнить коллекцию из собственных семейных архивов, беседы с родителями и близкими родственниками о членах семьи, прошедших войну общение друг с другом на тему;

Сюжеты для совместных игр «Военное сражение», «Парад»

Праздник «Мы помним!» с экскурсией к стеле Победы

(партнёры- родительский комитет группы, музыкальный руководитель ДОУ, инструктор по физической культуре)

Спортивная эстафета:

-«доставь пакет в штаб»,

-«перевяжи раненого бойца»,

- «боеприпасы,

- сбей вражеский объект»;

Литературно-музыкальная гостиная «И помнит мир спасённый…»;

украшение колонны шарами, цветами и изготовленными детьми голубями из бумаги

Предоставление разнообразных, в том числе и нетрадиционных изобразительных инструментов и материалов для изготовления бумажного голубя (краски гуашевые, акварельные, мелки восковые и пастельные, карандаши, фломастеры, печатки, трубочки, кисти разной жёсткости и толщины, и др.); музыкальное сопровождение дня – подборка песен о войне, победе

Художественно-творческая мастерская, музыкальная деятельность (прослушивание, пение),

сюжетные игры «Вахта памяти», «Военный штаб», активизация желания рассказывать друг другу и взрослому о пережитых впечатлениях о празднике, желание сделать подарки ветеранам, родственникам, прошедшим войну, поздравить ветерана на празднике, положить цветы у мемориала Победы

В план вошли мероприятия уже проведённые в 2014 году и дополненные новым материалом, так и мероприятия новые, разработанные в 2015 году.

Проявление детской инициативы как желание детей сделать подарки ветеранам, родственникам, прошедшим войну, поздравить ветерана  на празднике, положить цветы у мемориала Победы, говорит о том, что данная работа имеет положительный результат.

Результатами самостоятельной инициативной деятельности стали:

  • участие в международных и краевых конкурсах рисунков «Мой Красноярский край» (декабрь 2014г.);
  •  создание коллекций «Олимпийские игры в Сочи 2014», «Города России в коллекции значков и магнитов»; «Медали и ордена войны», «Военная атрибутика»;
  • увеличение интереса к чтению книг, справочной и энциклопедической литературе по тематике «Красноярский край», а так же укрепление сотрудничества с учреждениями –партнёрами (МУК «Библиотека им. В. Маяковского» и МУК «Музейно-выставочный центр»);
  • увеличение интереса к получению информации о героях ВОВ, о событиях войны;
  • активное пение песен Победы, успешное выступление на фестивале хорового пения «Вместе весело поём» (ноябрь 2014г.)
  • активизация родителей для оказания помощи в создании «Книги памяти» и коллекции «Военная атрибутика», а так же поощрение разговоров с детьми на тему ВОВ;
  • активизация участия в городском конкурсе «Знатоки родного края» (январь 2015г.);
  • повышение интереса к самостоятельному проведению экскурсий в мини-музее «Горница» для младших дошкольников.

В данное время апробируется вторая часть комплекта «Мой Красноярский край» с детьми подготовительной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной деятельности дошкольников

Обобщение опыта, который был представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей...

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников»

Деловая игра «Организация самостоятельной деятельности дошкольников» предназначена для старших воспитателей и методистов ДОУ....

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"

Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...

"Организация самостоятельной деятельности дошкольников в мини-музее ДОУ"

 Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием эксп...

Карточки-алгоритмы для организации самостоятельной деятельности дошкольников

Данные методические рекомендации оформлены с целью оказания помощи педагогам дошкольных учреждений в организации и планировании самостоятельной работы дошкольников.Методические рекомендации описывают ...