Консультация для воспитателей "Организация адаптации в ДОУ"
методическая разработка по теме

Щукина Анна Николаевна

Несколько   советов педагогам о том, как сделать прибывания ребенка в первые дни в детском саду  легкими, комфортными и растование сблизкими людбми не столь болезнено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._organizaciya_adaptacii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Старший воспитатель

Щукина А.Н.

     В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т.е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забирали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать им отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке и т.п.

     Проявления дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушения сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Следовательно, в детских садах необходимо организовать систему мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребенка.

     Недостаточная проработанность (а в практике некоторых садов – полное отсутствие) мероприятий по адаптации ребенка к ДОУ отрицательно сказывается как на детях, так и на родителях.

     Сегодня необходимы комплексные программы работы в этом направлении, включающие организацию мероприятий по адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье.

     Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

     Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

     Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад… как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

     У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное  отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

     В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на долгие годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды.

    Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий, направленных на управление процессом адаптации.

     Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада – именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей. На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Было бы целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога, других специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться.

     Если есть возможность, нужно подготовить буклет о детском саду с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующей, старшего воспитателя, других специалистов, а также контактных телефонов.

     Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Спешка, разговор на бегу, формальное отношение к семье недопустимы: это провоцирует обострение недоверия. Важно всё: поза, мимика, жесты, манера говорить любого сотрудника ДОУ должны внушать доверие и спокойствие. Даже аккуратность в одежде имеет немаловажное значение. Будут ли родители уверены в благополучии ребенка, если во время знакомства увидят грязный халат медсестры, нервное покашливание и суетливые движения психолога, кипы бумаг, раскиданных на столе у заведующей? Администрация, работники детского сада – визитная карточка ДОУ.

     Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти ведения поможет тестирование. Большой объем информации можно получить, используя методику «Рисунок семьи», тест детско-родительских отношений Варги-Столина, 16-факторный опросник Кеттела. Множество тестов позволят психологу в дальнейшем дать достаточно обоснованный прогноз развития детско-родительских отношений, грамотно построить профилактическую и консультационную работу с родителями.

     Важная форма адаптации семьи – экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод – старший воспитатель или психолог – расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ. Кроме того, это возможность познакомить родителей с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, руководителями кружков на их рабочем месте и посетить любое заинтересовавшее их занятие. Если родители спешат, из видеотеки старшего воспитателя можно выбрать записи наиболее удачных концертов, занятий с малышами и предложить посмотреть их дома вместе с ребенком.

     В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму в работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т.п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, познакомиться с детьми.

     Интересной формой работы по адаптации является приглашение воспитателя в гости. Старший воспитатель сам предлагает маме принять воспитателя группы дома, чтобы он смог познакомиться с малышом в домашних условиях. Цель – установить контакт с ним, познакомиться с условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка дома, определить стиль отношений между членами семьи. Эти знания в дальнейшем помогут воспитателю строить отношения с семьей.

     Ребенок, встречая воспитателя на своей территории, среди близких людей, ведет себя достаточно спокойно, хорошо идет на контакт, не испытывает страха перед незнакомым человеком. Некоторая тревожность по поводу прихода чужого может возникнуть у детей 1,5-2 лет (прячутся за маму, убегают в другую комнату и т.п.), но в условиях уютной домашней обстановки она быстро проходит. Сначала воспитатель общается со взрослыми членами семьи: рассказывает о режиме детского сада, об особенностях обучения и развития детей, дает практические рекомендации по конкретным вопросам воспитания и т.п. Важно вовлечь родителей в разговор, в ходе которого они поделятся своими наблюдениями за ребенком – что он любит, что умеет, во что играет. Родители обычно с энтузиазмом рассказывают о детях, показывают его комнату (уголок), игрушки. Малыш, видя расположение мама и папы, привыкнув к новой «тёте», уже не убегает, а заинтересованно рассматривает её. В этот момент целесообразно переключиться на живую, веселую игру с родителями, в которую постепенно вовлекается малыш. Важно, чтобы всем нравилось играть, всем было весело и интересно. В заключение визита можно рассказать ребенку, как дети играют, гуляют, поют, танцуют в детском саду, и даже показать фотографии. Воспитатель, добившись контакта с ребенком и завоевав у него доверие, приглашает его на прогулку в детский сад.

     На прогулке продолжается адаптация ребенка и мамы. Хорошо, что между ребенком и воспитателем уже установилось доверие, наладился эмоциональный контакт. Воспитатель, зная малыша и его семью, теперь может легко вступать в контакт с ними. Прогулка обычно не вызывает у ребенка тревоги (у него уже есть опыт игры с другими детьми во дворе), поэтому он с удовольствием общается со сверстниками. Мама в этот момент не должна безучастно наблюдать за группой: можно научить ее нескольким подвижным играм, обратить внимание на то, как строит ребенок свои отношения с другими детьми: «Посмотрите, подошел, толкнул и отнял игрушку, а теперь отбирает игрушку у того, кто сильнее. Посмотрите, что будет, когда он получит отпор. Его стукнули – он заплакал, жалуется. Кто виноват? Тот, кто защищается, или тот, кто не умеет договариваться?».

     Для того чтобы на прогулке у ребенка сложились хорошие отношения со сверстниками, воспитатель выстраивает детей в круг, и они хором приветствуют новенького. Большинство детей уже после первой прогулки готовы отпустить маму и идти в детский сад. Важно, чтобы мама сама успокоилась и не боялась оставить ребенка.

     Если малыш тревожный, плохо идет на контакт, не следует настаивать на том, чтобы сразу после прогулки он пошел в группу.

     Если ребенок крайне тревожный, а мама чрезмерно невротизирована, можно рекомендовать ей сначала приводить ребенка только на прогулку или позволить какое-то время присутствовать в группе. Непозволительно, чтобы мама занимала позицию наблюдателя, давала указания воспитателю, приказывала, необоснованно критиковала его в присутствии детей. В таких случаях воспитатель должен обратиться к старшему воспитателю и психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей»Цель: повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...