Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе «Центр литературного чтения»
статья (старшая группа) по теме

Мачахина Анна Николаевна

 

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dizayn-proekt_v_gruppe.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Дизайн-проект

предметно-развивающей среды в группе

«Центр литературного чтения»

Статья из опыта работы

Мачахина А.Н., воспитатель

МБДОУ № 25, г. Снежинск

«Воспитание традиций чтения –

это то, чем славилась наша страна.

Очень важно с детства воспитывать навыки чтения книг.

Это то, без чего не обходится жизнь

любого нормального образованного человека.

Давайте заниматься этим и далее»...

Д. Медведев

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Ни для кого не секрет, что современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые (педагоги и родители) должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

В детском саду работа по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-развивающей среды в группе.

Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей, что особенно важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой группе любого детского сада имеется книжный уголок или центр. Был он и в нашей группе для детей с нарушениями зрения. Но соответствует ли его содержание методическим и педагогическим требованиям в свете новых нормативных документов? Как сделать этот центр действительно интересным, полезным детям, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, а дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы? Как привлечь самих детей и их родителей  к участию в преобразовании нашего книжного центра?

Эти размышления натолкнули нас на идею проведения в группе образовательного проекта по преобразованию, обогащению книжного центра. Так родился наш дизайн-проект «Центр литературного чтения».

Воплощению данного проекта способствовало и то, что в рамках «Книжкиной недели» в нашем ДОУ был объявлен конкурс между группами - «Дом для наших любимых книг».

Вид проекта: средне-срочный (3 недели), информационно-творческий, групповой, открытый.

Участники проекта: педагоги группы, дети старшей группы с нарушениями зрения, родители.

Цели проекта:        

  1. воспитание у дошкольников интереса и любви к книге, развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе преобразования «Центра литературного чтения»;

Задачи:

  1. создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению, развитию познавательной активности, творческих способностей детей, а также взаимодействию всех участников образовательного процесса;
  2. формирование у дошкольников устойчивого интереса и любви к книгам, чтению;
  3. развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды.

Ресурсное обеспечение проекта:

информационное -

формирование базы данных по реализации проекта;

материалы мониторинга;

организация мероприятий по информированию  общественности о ходе реализации проекта;

методическое –

разработка, составление планов, конспектов, презентаций, рекомендаций для родителей, памяток, статей и др.;

кадровое –

привлечение необходимых специалистов для участия в проекте;

материально-техническое -

приобретение дидактических средств обучения: книг по программе возраста, иллюстраций, игр, пособий по обучению грамоте, подставок для чтения и т.д.

оснащение Центра литературного чтения необходимой эргономичной мебелью, полками, конторками, дополнительными источниками света.

Предполагаемые результаты проекта:

для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье,

для педагогов – повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы.

для родителей  повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.

Реализация проекта проходила в три этапа.

I этап – вводный этап проекта

Задачи:

  1. Довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта.
  2. Определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата.
  3. Совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
  4. Подбор, приобретение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме.
  5. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Разрабатывая проект, мы использовали традиционную для проектной деятельности модель «трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».

На общем обсуждении, мы выяснили знания детей о книгах, зачем они нужны, где их можно приобрести и т. д. Ответы детей записывали, а затем систематизировали (слайд 8). Модель «Трех вопросов» помогла составить конкретный план действий.

Дополнительно провели опрос детей по теме «Твоя любимая книга». Данные опроса показали, что нашим детям одинаково нравятся и фольклорные произведения и научно-познавательная литература – по 35% (слайд 9). Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в процессе составления библиотечек и консультаций для родителей.

               

II этап – продуктивный этап реализации проекта

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекали родителей наших воспитанников и коллег.  

Реализация намеченного на I этапе проекта плана прошла через все образовательные области.

Задачи:

  1. Развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
  2. Формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношения к книге.
  3. Повышение интереса детей к детской литературе, обучение изготовлению книги.
  4. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в Центре литературного чтения.
  5. Привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.
  6. Привлечение к участию в проекте узких специалистов (учителя- логопеда, воспитателя по изодеятельности, муз. руководителя)

Основные (планируемые) элементы (разделы)

Центра литературного чтения:

Настольные и д/игры

по знакомым произведениям

Папки, иллюстрации по изучаемой теме в течении месяца

Схемы, алгоритмы для составления рассказов

Игры по обучению грамоте

Театральные атрибуты, атрибуты для с/р игр «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг»

Каталог художественной литературы

Тематические выставки (памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей)

Планируется:

 уголок уединения,

подставка для моей любимой книги

Конспекты занятий, викторин, досугов

Содержание образовательной работы с детьми

в процессе реализации проекта:

Познавательно-речевое развитие

Познание:

Беседы с детьми: «Как появилась книга?», «Какие книги ты любишь больше всего?», «Какие бывают книги?» и т. д.

Познавательное занятие с использованием мультимедийной презентации «История создания книги»

Экскурсии в детскую библиотеку им. П.П. Бажова

Занятие-путешествие  «В книжной стране» (презентация-знакомство с творчеством детского писателя С.Я. Маршака)

Рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий,

Знакомство с детскими писателями, литературными жанрами в процессе составления каталога книг в библиотеке группы, классификация  их по разделам.

Чтение художественной литературы:

Чтение произведений, заучивание стихотворений, пословиц о книге

Игры-викторины с использованием ИКТ по произведениям  детских писателей «В стране Чукокколе», «Знаешь ли ты сказки?» и др. (viki.rdf.ru)

Детское книгоиздательство

Коммуникация:

«День любимой книги» - презентация книг на основе составления творческих рассказов (домашнее задание).

Составление описательных рассказов об экспонатах Музея книги.

Социально-личностное развитие

Социализация:

Беседы  о бережном отношении к книгам, оправилах поведения в читальном зале, библиотеке

Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «В читальном зале», «Маленькие экскурсоводы (в Музее книги)», «Книжный магазин»

Труд:

«Мастерская для книг» - ручной труд по ремонту старых и рваных книг

Изготовление книжек-малышек для с/р игры «Библиотека»,

Изготовление закладок для любимой книги.

Безопасность:

Беседы о правилах чтения, о вреде чтения лежа, в темноте, о правильной позе при чтении для хорошей осанки.

Физическое развитие

Физическая культура, Здоровье:

 Проведение зрительных гимнастик и динамических пауз для тренировки зрительных функций, повышения остроты зрения, профилактики глазного утомления

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество:

Участие в сборе экспонатов и оформлении Музея книги,

Оформление книги-самоделки «Разноцветная книга» по С. Маршаку

Рисование иллюстраций по произведениям С. Маршака, создание макетов, поделок совместно с родителями для выставки «В стране Чукокколе»

Музыка: 

Театрализованное представление «В стране Чукокколе»

Описание «Центра литературного чтения»

Для  создания книжного центра в нашей группе мы отвели хорошо освещенное естественным светом место.  Книжный центр находится в группе, он расположен далеко от игровой зоны. В Центре имеется подбор художественной литературы, соответствующий программе и возрастным особенностям детей. Здесь же находятся настольные и дидактические игры по знакомым произведениям.  Есть папка, где представлены книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца, алгоритмы для составления рассказов. Эта папка находится в свободном доступе для каждого ребенка. Выделено место для игр по обучению грамоте: в нем есть буквы, схемы, магнитные доски, материал для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам».

Имеются театральные атрибуты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».

Также в книжном центре мы оформили тематическую выставку по произведениям С.Я. Маршака:

- книги, портрет писателя, цитаты, стихи,

- игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора,

- конспекты занятий, викторин, досугов.

  1. Как продолжение книжного центра планируется оборудование  уголка уединения, где ребенок может в соответствии со своими интересами полистать журналы, посмотреть любимые книги,  а также обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и др., «позвонить» родителям по телефону.
  2. Также планируется оформление подставки-витрины для интересной книги. Эту идею мы почерпнули на сайте www.maaam.ru.

Наши воспитанники часто приносят в группу свои любимые книги, в том числе, познавательного характера, ориентирующие их на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Такие книги у нас размещены в специально отведенном месте в ярком лоточке, чтобы привлекать внимание детей.

В книжном центре дети имеют возможность не только познакомитьтся с книгами, но и пособирать пазлы, кубики по хорошо известным и знакомым им литературным произведениям.

Элемент дизайн-проекта

«Мини-музей книги»

В процессе реализации основного дизайн-проекта, мы организовали еще один маленький проект, включив его как составной элемент в основной проект. Назвали его «Мини-музей книги». Идею подсказали сами дети, задав вопрос о том, где можно увидеть старинные книги кроме библиотеки?

Цели и задачи организации мини-музея:

знакомство детей с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, расширение знаний о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Расположение. Занимает часть книжного центра, также экспонаты размещены на подвесных настенных полках и столе.

В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги и т. д.

Отдельно выделены произведения о природе, книги для мальчиков и книги для девочек, необычные книги (книги-малютки, книги-великаны, книги-шкатулки, книги на разных языках). Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей XIX и XX вв.: А.Пушкина, Л.Толстого, А. Барто, Б. Заходера и др.

Особый интерес у дошкольников вызвало создание экспозиции, в которой собраны макеты, образцы самых первых книг – каменные книги, пергамент, папирус, берестяные грамоты, глиняные дощечки, а также «орудия труда» писателей. Здесь у нас собраны не только гусиные перья и чернильницы. Из дома дети принесли необычной формы и размера сувенирные карандаши, ручки, фломастеры. Также мы включили в экспозицию пластилиновые и глиняные пластины и деревянные зубочистки, чтобы дать детям возможность самим попробовать написать на них что-нибудь, как когда-то писали наши предки.

Элемент дизайн-проекта – детское книгоиздательство:

«Разноцветная книга» по С.Маршаку

План реализации:

  1. Знакомимся с оригиналом книги, рассматриваем, читаем, беседуем о прочитанном.
  2. Совместными усилиями разрабатываем макет книги.
  3. Рисуем, оформляем свои иллюстрации для книги вместе с педагогами группы.
  4. Печатаем текст к страницам-иллюстрациям книги, раскрашиваем буквы на обложке книги.
  5. Знакомимся с разными видами переплетов у книг, выбираем возможные варианты переплетов для нашей книги.
  6. Брошюруем книгу на брошюровальной машине.
  7. Проводим презентацию для детей средней группы и родителей.

III этап –заключительный этап реализации проекта

Задачи:

  1. Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.
  2. Обобщение опыта работы педагогов группы.
  3. Подготовка и презентация Центра литературного чтения в рамках смотра-конкурса «Дом для наших любимых книг».
  4. Планирование дальнейших действий на следующий период.
  5. Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.

Формы презентации проекта:

Презентация Центра литературного чтения в рамках смотра-конкурса ДОУ (I место)

Открытие и презентация музея на педагогическом часе

Проведение экскурсий для детей и педагогов др. групп, родителей

/Заведена книга отзывов/

Праздник «В стране Чукокколе» для детей и родителей

Работа над проектом в группе способствовала:

  1. развитию познавательных, творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности, достижению высоких результатов в освоении детьми знаний по образовательным областям «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация» (что подтвердили данные  мониторинга)
  2. создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы
  3. активизации и обогащению педагогических знаний о музейной педагогике и проектной деятельности всех участников
  4. Возможные точки роста:
  5. продолжение работы по привлечению родителей и воспитанников к проектной деятельности ДОУ
  6. представление опыта работы по проектной деятельности городскому педагогическому сообществу.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ "Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета"

Дизайн-проект разработан в соответствии с основными принципами организации предметно-развивающей среды, а так же в соответствии с разделением на несколько рабочих зон....

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Дизайн-проект предметно-пространственная развивающая среда в группе «Уютная группа – счастливое детство» с родителями в ДОУ

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...