Значимость детско - родительских отношений для социализации ребенка
методическая разработка по теме

Методический материал по детско- родительским отношениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detsko-_roditelskie_otnosheniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Значимость детско- родительских отношений для социализации ребенка

Социализация – самое широкое понятие в становлении личности. Оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций.

  Семья- первая среда поло – ролевой социализации ребенка, где он приобретает знания о себе и об окружающей действительности, взаимодействуя с родителями.

  Большинство современных исследований опираются на типологию родительских отношений, предложенную Д.Бомриндом, который представил ее в виде трех основных стилей:  авторитетный, авторитарный и попустительский. Во всех подходах главной характеристикой родительских отношений  являются любовь, которая определяет доверие к ребенку; радость и удовольствие общения с ним; стремление к его защите и безопасности; безусловное принятие и внимание; требовательность и контроль.

Детско – родительские отношения можно рассматривать в нескольких направлениях:

-роль ребенка в семье;

-стиль семейного воспитания;

-заполненность времени малыша в семье.

  Прежде всего, роль ребенка оценивается самими родителями, в нем они видят свое продолжение; ему передают опыт, знания, умения; чувствуют защищенность благодаря его любви.

 А.С.Спиваковская выделила родительские позиции, благодаря которым и определяются роли в семье:

1.адекватность – умение видеть и понимать индивидуальность ребенка;

2.гибкость – разные способы воздействия на ребенка в зависимости от ситуации;

3.прогностичность – стиль общения опережает появление новых качеств малыша.

  Автор считает, что в гармоничной семье описание роли ребенка дать невозможно.  Но если взрослые утрачивают способность адекватно, гибко и прогностично реагировать на семейные ситуации, детские роли довольно четко выявляются.

 Наиболее типичные из них:

- «козел отпущения» - отводит от себя негативные эмоции родителей;

- «любимчик» - преувеличенная любовь к ребенку;

- «беби» -ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит;

- «примиритель» рано включившийся в сложности жизни семьи, выполняя роль взрослого.

  З.Матейчик выделяет несколько иные роли детей, определяющие его будущие коммуникативные навыки  и характер:

«кумир семьи»

«мамино сокровище»

«паинька»

«болезненный ребенок»

«ужасный ребенок»

«золушка»

   Присвоение роли в семье осознается ребенком, определяет его реакции на происходящее и составляет фундамент для существующих и будущих отношений с людьми; в дальнейшем он будет зависеть от не, особенно при создании собственной семьи.

  Описание различных ролей ребенка в семье невозможно без характеристики стилей семейного воспитания. Так, Э.Роу выделял следующие характеристики взаимодействия родителей с детьми:

Приятие – неприятие

Наличие контроля – отсутствие контроля

Стимулирование активности – нестимулирование активности .

Г.Б.Степанова выделяет следующие стили воспитания:

Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх, не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны;

Разрешительно – попустительский – родители не сдерживают детей ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками;

Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Дети этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать свое поведение, социально компетентны.

   На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Г.Т.Хоментаускас выделил четыре обобщенные установки детей по отношению к родителям и к себе:

«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже»- эта установка выгодно выделяет детей ч высокой самооценкой и доверием к окружающим людям;

 «Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» - ребенок рано начинает понимать, как значим он для взрослых;

 «Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» - таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла;

 «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» - ребенок теряет чувство собственной значимости, стремится отгородиться от общения.

     Н.Т.Колесник изучала влияние семейного воспитания на социальную адаптированность детей, проявляющуюся  в различной степени выраженности у них самооценки, социометрического статуса, уровня общения и эмоционального благополучия. Ею были выделены типы поведения детей, по – разному адаптированных к окружающему миру:

  Адаптированный тип - ребенку важно адекватно воспринимать предъявляемые требования, ярко выражена мотивация в достижении успеха, у него разносторонние интересы, неограниченные программным материалом ДОУ. Такие дети легко вступают в контакт, имеют завышенную адекватную или среднюю адекватную самооценку, занимают благоприятный статус в группе сверстников, умеют разрешать конфликты и избегать их;

   Частично адаптированный тип – в общении испытывает затруднения, предпочитает знакомое общество или игры в одиночестве;

Неадаптированный тип – испытывает затруднения в самостоятельной работе, резко реагирует на внешние раздражители, проявляет неконструктивные реакции поведения, в группе сверстников является «отверженным».

Продолжая обсуждать проблему социализации дошкольников, необходимо затронуть вопрос решения конфликтных ситуаций как один из наиболее важных для адаптации ребенка к окружающей среде.

 Конфликт в дошкольном возрасте – это определенный тип отношений ребенка со сверстниками. О.Н.Нифонтова выделяет причины возникновения конфликтных ситуаций у детей:

-отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;

-неблагоприятная семейная обстановка;

-личностная предрасположенность к конфликту.

  Ею была предложена характеристика способов разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками.

  Обобщив результаты исследований многих педагогов и психологов, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

-поло – ролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

-способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

-самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

-самооценка (завышенная адекватная, неадекватная, средняя, заниженная);

-усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи, обширный словарный запас).

        Значимым элементом психолог – педагогического опыта ребенка выступает его самосознание. Социальный опыт будет присвоен им только по мере осознания себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Дошкольник учится смотреть на себя со стороны, оценивать свои действия, поступки, соотносить свои возможности с той социальной ролью, с тем типом поведения, который ему «предписывает» жизнь.

Н.Т.Колесник выделяет следующие типы самооценки:

-заниженная адекватная – неадекватная;

-средняя адекватная – неадекватная;

-завышенная адекватная – неадекватная.

       Причем,  у детей  4-5 лет преобладает завышенная оценка своих качеств, благодаря которой они чувствуют большую уверенность, активны, инициативны в общении. К концу дошкольного возраста, в связи с овладением новых более значимых видов деятельности, самооценка приближается к адекватной, либо резко снижается. Дети могут говорить о том, что о них думают другие, что от них хотят взрослые, могут ли они это сделать.

     Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких – либо изменений. Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка еще интенсивно продолжается. На этом этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Десять заповедей для родителей
(Януш Корчак – великий педагог – гуманист, теоретик и практик воспитания)

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.Не мучь себя, если не можешь сделать что – то для своего ребенка. Мучь – если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови, это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня, это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа данная на хранение.

9.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то. Что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость детско-родительских отношений для социализации ребёнка

Влияние стилей воспитания в семье на социализацию ребенка....

Взаимодействие воспитателя с родителями в гармонизации детско – родительских отношений, влияющих на социализацию детей.

Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.В соответствии с Законом "Об о...

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

Влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка

Пристальное внимание, которое уделяется в настоящее время проблемам детско-родительских отношений, обусловлено той ролью, которую они играют в становлении и функционировании человеческой личности. Нет...