Проектная деятельность в ДОУ.
методическая разработка по теме

Портнова Светлана Валентиновна

консультация для воспитателей. образец карты проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Проектная деятельность в ДОУ.

 Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

После выбора актуальной задачи (проблемы) для ребенка, составляется план поэтапного движения к цели: кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель, сотрудники детского сада, родители), где, в каких источниках будем искать информацию, что из предметной среды будем использовать. План действия разрабатывается коллективно. Задача педагога на этом этапе – научить детей грамотно планировать свою деятельность для достижения цели.

Следующим этапом работы является непосредственно реализация практической части. Взрослые ненавязчиво оказывают дошкольникам помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта.

Затем следует подготовка презентации и представление зрителям (родителям и педагогам) продукта собственной деятельности.

 Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ  и определение задач для будущих проектов.

Исходя из вышесказанного, выделяем следующие этапы проекта:

1.поисковый,

2.аналитический,

3.практический,

4.презентационный,

5.контрольный.

Проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Образец проекта:

 Карта проекта.

Название проекта: «Осенняя пора».

Цель: Расширение представлений детей об осени. Воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

1. Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;

2. Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

3. Уточнить и расширить знания о домашних животных и птицах.

4. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

5. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. 

Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта: с 01 октября по 31октября___г.

Тип проекта: информационно-творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

  1. имеют представление об осени;
  2. знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему осени;
  3. владеют  расширенным словарным запасом;
  4. имеют представление о природе родного края;
  5. имеют представление о  домашних животных и птицах;
  6. знакомы с  поведением некоторых диких животных осенью;
  7. знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе.

           Родители:

  1. активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

  1. осуществляют инновационную деятельность;
  2. повышают профессиональный уровень.

Разработчики проекта: педагогический коллектив детского сада.

                                    Этапы реализации проекта

Этап

Содержание работы

Результат

Подготовительный

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Тема проекта. Цели, задачи.

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

Создание познавательных альбомов для детей. Подборка и разработка дидактических игр по данной теме.

Проведение консультаций для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности.

Консультация для педагогов «Педагогическое проектирование в ДОУ».

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».

Аналитический

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план.

Подбор материала.

Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и  раздаточным материалом по теме.

Практический

Реализация проекта в образовательную практику.

Реализация запланированных мероприятий.

Презентационный

Публичное представление продукта совместной деятельности.

Итоговые мероприятия, презентация.

Контрольный

Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Показатели эффективности проекта.

№ п/п

Образовательная область

Задача

Содержание деятельности детей

Взаимодействие с родителями

1

Физическая культура

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  

Утренняя гимнастика, игровые занятия, подвижные игры.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды физкультурного уголка группы.

2

Здоровье

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Комплекс закаливающих процедур, ежедневная утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение на данную тему).

Игровые занятия.

Беседы на тему богатых витаминами овощей и фруктов.

Оформление папок передвижек с рекомендациями гигиенического воспитания и обучения родителей формированию здорового образа жизни детей.

3

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Знакомство с основами техники безопасного поведения в природе.

Рассматривание иллюстраций.

Игровые занятия. Наблюдения, беседы, дидактические игры о  способах взаимодействия с растениями и животными.

Пополнение предметно-развивающей среды. Помощь в организации домашнего зоопарка.

4

Социализация

Формирование первичных представлений о природе родного края. Осуществлять гендерное воспитание - воспитывать у мальчиков стремление быть защитником слабых, сильным и смелым; в девочках воспитывать уважение к мальчикам, как к защитникам. Развивать чувство любви к Родине.

Ситуативные разговоры  и беседы с детьми по теме.

Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры:

с предметами, настольно-печатные, словесные.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

5

Труд

Формирование представления о труде, к положительному отношению к труду.

сбор урожая на групповых грядках, уборка участка, заготовка природного материала для поделок.

Участие родителей в уборке территории.

6

Познание

Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений. Расширение кругозора детей. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно- пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Расширять представления детей о растениях и животных. Развивать умение отличать и называть по внешнему виду овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина).

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Игровые занятия, беседы, дидактические игры:

с предметами, настольно-печатные, словесные.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды.

7

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Ситуативные разговоры  и беседы с детьми по теме. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

8

Чтение художественной литературы

Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Чтение текста, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций художников, придумывание и рисование собственных иллюстраций, просмотр  мультфильмов.

9

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей.

Развитие детского творчества.

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);

аппликация (бумага, ткань, природные материалы), по замыслу,

на заданную тему.

Конструирование из природного материала.

Привлечение родителей к оформлению творческой выставки на тему: «Дары осени».

10

Музыка

Использование музыкальных произведений  как средства обогащения представлений детей о временах года, осени, явлениях природы, погоде.

Прослушивание музыкальных произведений по теме. Попевки,  распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.

Привлечение родителей к совместным и индивидуальным репетициям концерта.

 Использованная литература:

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.

2. Материалы журнала «Дошкольное воспитание»:
№ 4-2006 г., № 10-2007 г.

3. Материалы журнала «Дошкольное педагогика»: № 2; 5 – 2010 г.

4. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...