Образовательная программа "Предшкольный класс для детей с проблемами речевого развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

"Предшкольный класс" в нашем детском саду успешно работает уже 7 лет. За это время програма прошла апробацию. Была представлена экспертному совету га Общественной экспертизе опытно-экспериментальной работы в Центральном районе Санкт-Петербурга, получила высокую оценку. 

Программа "Предшкольный класс для детей с проблемами речевого развития" ориентирована как на детей, посещавших наш детский сад, так и на детей не прошедших все этапы коррекционно-образовательной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pk.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на

педагогическом совете

ГОДУ № 85 Центрального района

Протокол № 1

29 августа 2008г.

Утверждаю

Заведующая ГДОУ № 85

Аванесян Р.Д.

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников «Психолого-педагогический Центр

по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи»

Центрального административного района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

с коррекционно-речевым компонентом

«Предшкольный класс»

Составитель: учитель-логопед Белоусова С.В.

Руководитель: заведующая ГДОУ № 85 Аванесян Р.Д.

2008


Пояснительная записка

Готовность детей к школе – одна из острых педагогических проблем на протяжении уже многих десятилетий. В большинстве программ для дошкольных учреждений  в разделах, посвященных старшему дошкольному возрасту, предусмотрена работа по подготовке детей к школе. Многие программы рассматривают процесс подготовки к школе как систему, сочетающую в себе умственную, нравственную и эмоциональную подготовку ребенка к новой системе отношений, эстетическое и физическое воспитание будущего школьника. Такая система может формироваться только постепенно и является результатом всей воспитательно-образовательной работы в детском саду, «начиная с самой младшей группы».

Однако на практике существует множество различных подходов к решению данной проблемы. За частую они сводятся к предварительному ускоренному (в лучшем случае за год) натаскиванию детей по программе 1 класса той школы, в которую ребенок пойдет.  При этом «умея» читать и считать, дети оказываются не способны к принятию новой социальной позиции, возросшей ответственности, новым нагрузкам, что приводит к «школьному стрессу», «школьной дизадаптации». Практика показывает, что личностные проблемы у младших школьников часто сочетаются и с объективными трудностями в усвоении школьной программы, такими как дисграфия, дислексия, дизорфография, дискалькулия. Что является последствием форсированного обучения письму и счету, осуществленного в обход развития психологических предпосылок к овладению данными процессами.

Причины возникновения указанных трудностей современные педагоги и психологи связывают общественно-соцальными причинами, заставляющими родителей отдавать детей в школу, не учитывая индивидуально-личностных особенностей развития детей. Одной из таких причин является продление обучения в школе, переход на обучение с 6 лет, желание обучать детей в «престижных» школах.

Особенно сильно проявляются проблемы школьной дизадаптации у детей, столкнувшимися с проблемами в развитии в период дошкольного детства. В эту группу входят и дети с речевыми трудностями. В силу нарушения развития отдельных функций, позднего созревания некоторых психических процессов у детей в данной группе может отмечаться сочетание интеллектуальной готовности к усвоению школьных знаний и социально-личностной незрелости. Часто процесс адаптации осложняется еще и соматической ослабленностью.  Среди проблем в обучении на первый план выступают затруднение формирования произвольности в поведении и деятельности, дефицит внимания, преобладание игровой мотивации в деятельности, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, низкий самоконтроль. В свою очередь, указанные проблемы усугубляют проявление объективных трудностей, связанных с остаточными проявлениями речевого недоразвития. На основе практических исследований сотрудников ГДОУ № 85 Центрального района Санкт-Петербурга по апробации инновационной образовательной модели «Начальная школа – детский сад для детей с нарушениями речи» было выявлено, что несоответствие особенностей развития детей с нарушениями речи и требованиями школы сохраняются на протяжении всего периода обучения в начальной школе и требует особых методов работы. Но особенно остро проблема дизадаптации встает в процессе обучения в первом классе. Наиболее сложно обучение давалось учащимся, поступившим в школу до 7 лет, что было объяснимо незрелостью нервной системы учащихся.

Проблемы, выявленные в процессе экспериментальной работы на этапе обучения детей в начальной школе, позволили говорить о необходимости создания условий для специальной подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе. Данная подготовка необходима независимо от вида школы, в которую в дальнейшем пойдет ребенок. Исследования процесса обучения детей с остаточными проявлениями недоразвития речи, показали, что в силу слабого состояния здоровья, особенностей протекания психических процессов многие навыки, сформированные в детском саду, у детей оказывались не стойкие, быстро утрачивались или были развиты недостаточно. В связи с чем, возникла необходимость специальной работы по их совершенствованию, т.е. продления периода перехода из дошкольного звена на ступень начального общего образования. Решением представлялось разработка особой программы, в которой  общих образовательные и воспитательные задачи, выделенные в программе детского сада, решались бы в сочетании со специфическими задачами  подготовки детей к школе, а так же коррекции нарушений речевого развития. Важным условием существования такой группы, было сохранение ценности детства. Так появился наш "Предшкольный класс" - особая развивающая среда, состоящая из нескольких взаимосвязанных модулей: Образовательного, Коррекционного, Творческого, Здоровье сберегающего, Социального. В процессе организованной совместной с педагогами и самостоятельной деятельности у детей нашего предшкольного класса формируются значимые для успешной адаптации в школе навыки и процессы, корректируются и компенсируются отклонения в развитии.

В процессе разработки программы «Предшкольного класса» было  скорректировано содержание раздела образовательной программы  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой с учетом   задач «предшкольного класса» для детей с нарушениями речи (5 – 8 лет).  Коррекция производилась с  учетом возможности выбора маршрута на каждом этапе обучения,  на основе принципа преемственности дошкольной и школьной образовательных программам. В нее парциально (дополнительно) введены разделы программы «Предшкольная пора» под ред. Н.В. Виноградовой.  

  Основная идея "Предшкольного класса" для детей с нарушениями речи

•Идея непрерывного воспитания и образования

•«Предшкольный класс» - как новая адаптационно-образовательная среда с коррекционно-развивающим компонентом

•Сопровождение – как помощь ребенку, преодолевающему проблемы речевого развития  

Цели

•Создание новых средовых условий для социальной адаптации детей с проблемами речевого развития

•Обеспечение благоприятных условий для плавного перехода ребенка к новым социальным ролям «я – ученик», «я – школьник»  

Принципы

•Непрерывность сопровождения

•Приоритет  интересов ребенка

•Совещательный характер деятельности специалистов  и родителей •Интеграция и дифференциация дошкольного и элементов начального школьного образования  

Задачи

•Обогащение сферы личного и социального опыта ребенка через освоение новых видов деятельности в различных адаптационных средах.

•Обеспечение сохранения  самоценности дошкольного периода развития.

•Укрепление и развитие эмоционально-положительного  отношения ребенка к школе, желания учиться. •Формирование  социальных  черт личности  будущего  школьника: ответственность, активность, самостоятельность.

•Использование здоровьесберегающих технологий.

Наполнение содержательного компонента образовательной программы «Предшкольный класс» -

как развитие  ребенка в новых адаптационных средах через

освоение содержательно-дидактических единиц:

-«Познаем других людей и себя»

-«Познаем мир»

-«Исследуем и экспериментируем»

-«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

-«Учимся родному языку»

-«Играя –  учимся творчеству» (музыка, рисование, ручной труд)

-«Учимся заботится о своем здоровье»

 Выделение содержательно-дидактических единиц программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

 «Познаем других людей и себя»

Раздел представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

 «Познаем окружающий мир»

Раздел направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)  

 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Раздел включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:  

•    формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

•    логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

•    символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

 «Учимся родному языку»  

Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.  

 

«Играя – учимся творчеству».

Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:  

•    пространственная ориентировка;

•    умение анализировать форму предмета и изображения;

•    развитие воображения;

•    освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Этот раздел направлен на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).

Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

•    принятие и удержание учебной задачи;

•    самостоятельный выбор средств для достижения результата;

•    точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного «часа игры».

 

«Исследуем и экспериментируем»

Раздел направлен на  развитие поисково-познавательной деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Реализуется этот раздел также как и раздел  «Играем и фантазируем» во время игрового часа (для класса кратковременного пребывания детей) или во время самостоятельной деятельности детей. Особое внимание уделяется развитию таких качеств: •    способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. •    собственного познавательного опыта в обобщен ном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). •    поисково-познавательной деятельности, мыслительных, моделирующих, преобразующих действия. •    инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру. Особую роль в реализации содержания данного раздела играет развивающая среда, в рамках которой ребенок самостоятельно может исследовать, изучать, экспериментировать, проверять и применять свои  

       Новые технологии освоения содержания

 - Интегрированные комплексные занятия с адаптивными элементами учебной деятельности

 - Двухкомпонентные и трехкомпонентные занятия специалистов

 - «Игровой час» - как метод организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности детей

- Занятия в диалоге

- «Портфолио» достижений детей.

Реализация содержания программы «Предшкольного класса» осуществляется в процессе взаимодействия детей и педагогов в системе специально организованной развивающей среды.

Содержание программы «Предшкольного класса» рассчитано на детей разного уровня развития:

- Прошедших этап подготовительной группы  нашего детского сада. Они имеют возможность обобщать и закреплять полученные ранее представления, совершенствовать и корректировать развития психических функций;

- Выпускников старшей группы.  Они приобретают новые знания, умения и навыки. Для них возможна организация реализация программы за два учебных года;

- Дети, пришедшие из других детских садов или не посещавшие их вообще.


Содержание, реализуемое в процессе совместной с педагогами деятельности

Основное программное содержание

Содержание коррекционного компонента

Содержание для детей с опережающим развитием

и для тех, кто прошел период подготовительной группы детского сада или второй год посещает «ПК».

Содержательно-дидактический модуль «Познаем людей и себя»

Знать свое полное имя и некоторые его производные формы (например, Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/девочка, взрослый/ребенок, молодой/старый). Знать имена и отчества родителей, интересы родственников.

Знать дату своего рождения и дату рождения членов их семьей.

Рассказывать о родственниках по семейным альбомам с фотографиями, об их судьбах, интересных случаях из их жизни.

Составлять генеалогическое древо. Рассказывать о семейных праздниках.

Воины разных поколений, почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Профессии родителей.

Понимать, что такое здоровье. Представлять, что человек – живой организм.

Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.

Рассказывать о здоровом образе жизни, полезной для здоровья деятельности (прогулка, спортивные увлечения), здоровом питании, правилах гигиены

Рассказывать о здоровом отдыхе.

Рассказывать о спорте, видах спорта, олимпиадах, спортивных соревнованиях.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки

Самостоятельная уборка постель после сна (если дети посещают класс полный день).

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.

Рассказывать о выполненных действиях.

Планировать деятельность. Составлять картинный и схематичный план деятельности. Рассказывать по нему о планируемой деятельности.

Свободно ориентироваться в помещении учреждения  и на участке, использовать план помещения, участка, близлежащих улиц.

Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол; по классу: помогать подготовиться к занятию другим детям, помощь учителю в раздаче пособий.

Заботится о малышах, готовить для них спектакли, приглашать на чаепитие и т. д.

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус – с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.).

Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.)

Рассказывать о  своих индивидуальных особенностях (черты внешности, любимые игры и занятия).

 Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая – правая. Определять направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.).

В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).

Осознавать: «Я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что – нет.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.

В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).

Справедливо оценивать успехи сверстников.

Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать.

Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко).

Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников.

Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.

Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей.

Находить решения простых этических ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо).

В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).

Содержательно-дидактический модуль «Познаем окружающий мир»

Предметный мир

Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.).

Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.). Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.

Находить равночисленные множества предметов. Использовать в речи понятия столько же, больше, меньше (предметов).

Различать плоские и пространственные фигуры

Выделять сходство и различие предметов. Находить предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Использовать понятия какой-нибудь, любой, каждый, все, не все, некоторые.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.)

Свободно ориентироваться в помещении образовательного учреждения и на участке, использовать план помещения детского сада, участка, близлежащих улиц

Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов – мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.

Выделять существенные характеристики предметов, свойства и качества различных материалов и рассказывать о них.

Созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделение характерных деталей, красивые сочетания цветов и оттенков. Использовать различные обследовательские действия и рассказывать о них.

Находить предмет по простому плану-описанию. Составлять план-описание предмета, группы предметов.

Соотносить предметы по размеру, используя понятия больше, меньше, таких же размеров; выше, ниже, такой же высоты; длиннее, короче, такой же длины.

Составлять словесное описание фигур.

Объяснять взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Отражать в речи пространственные отношений предметов по отношению к себе, между предметами; ориентироваться на листе клетчатой бумаги. Использовать в речи понятия: выше, ниже, левее, правее, над, под, на, за, перед, между, вне, внутри.

Называть последовательность дней недели, месяцев года.

Рассказывать о назначении предметов, облегчающих труд людей на производстве; объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице

Рассказывать о процессе создания предметов, как изменялись предметы в разные времена

Объяснять различия между шаром и кругом, кубом и квадратом,  треугольником и квадратом, среди различных многоугольников

Составлять фигур из нескольких.

Выделять составные части группы предметов, каждая из которых отличается определенным свойством. Анализировать формы предметов и их отдельных частей.

Выполнять операции объединения, дополнения, удаления, разделения группы предметов на меньшие части; установление соотношений между элементами этих частей на основе составных пар предметов.

Графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина). Владеть сенсорными эталонами (форма, цвет, материал и др.)

Различать длительность временных интервалов (5, 10 минут). Определять время по часам с точностью до получаса.

Природа

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Выделять характерные признаки живого – потребность пище, воздухе, воде, способность двигаться, развиваться. размножаться.

На основе наблюдений группировать живые объекты: комнатные растения, растительность леса, луга, сада, поля; домашние и дикие животные, птицы.

Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные. Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных семян, полив, протирание листьев).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям.

Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

Различать и называть характерные особенности домашних и диких животных.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и называть некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окраски).

Рассказывать о способах ухода за животными, о процессе выращивания растений. Составлять план действий.

На основе наглядного материала познакомится с тем, что наша   планета – Земля – это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др.; два полюса: Северный и Южный). Понимать, что вращение планеты приводит к смене частей суток и времен года. Знать планеты Солнечной системы (Солнце – это большая горячая звезда; его роль в жизни человека: Солнце – источник света и тепла).

Классифицировать животный мир: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.

Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес, луг, север, джунгли, пустыня, саванна), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

Понимать экологические зависимости, разные аспекты взаимодействия человека с природой, связь между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных, взаимосвязь обитателей леса - растений и животных, их пищевая зависимость друг от друга.

Понимать неразрывную связь человека с природой (человек - часть природы)

Рассказывать о деятельности людей по охране диких животных и растений.

Иметь представление о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Общество

Понимать и использовать в речи слова: Родной край, Родина – Россия. Знать название родного города, страны, столицы

Наблюдать отдельные достопримечательности Санкт-Петербурга (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей) и рассказывать о них.

На основе наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).

Знать и рассказывать о государственных и традиционных праздниках. Знать и рассказывать о российской армии.

Уважительно относится к защитникам Отечества. Чтить память павших бойцов: ставить цветы к обелискам, памятникам.

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай).

Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т. д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

Знать и рассказывать о космонавтах, полетах в космос Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой.

Творчески относится к любому делу, самостоятельно, с выдумку, интересом к выполняемой работе.

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпрепровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.

Называть слова: Родной край, Родина, Россия, Санкт-Петербург, Москва, столица.

Называть и рассказывать о наиболее известных достопримечательностях Санкт-Петербурга.

Рассказывать о некоторых традициях русского народа: приветствие друг друга, гостеприимство. Рассказывать о традиционных (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, обряды встречи весны, лета) и об основных государственных праздниках. Рассказывать о российской армии.

Рассказывать о видах транспорта, о его назначении. Различать и назвать виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный.

Рассказывать о людях разных профессий, объяснять значение их труда для общества

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).

Знать, как выглядит флаг, герб, что такое гимн родной страны (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы) и как он звучит.

Знать и понимать старинное название нашей страны Русь.

На основе наглядного материала и экскурсий познакомится с основными моментами истории основания Санкт-Петербурга. Знать, как выглядит герб города.

Понимать, что Земля –  наш общий дом, на Земле много разных стран, разных культур, обычаев и традиций у разных народов

Показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей

Знать правила дорожного движения и техники безопасности на улице.

Рассказывать о новых профессиях: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т. д. Познакомится с известнейшими научными открытиями российских ученых и путешественников.

Содержательно-дидактический модуль «Учимся думать, размышлять, фантазировать»

В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, - 1 ).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 – это 2 и 1» или «3 – это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

 Использовать количественный и порядковый счет (в пределах 10), вопросы «сколько? который?», «какой?».

Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Учить понимать зависимость результата измерения от величины условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Понимать смысл сложения, вычитания. Записывать результаты выполнения арифметических действий с использованием знаков +,  –, =. На наглядной основе, помощью модели (фишек) составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка).

Формулировать, задавать и отвечать на вопросы, используя слова «сколько?», «какой по чету?», «который?».

Формулировать результаты сравнения множеств.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей. Рассказывать о своих действиях и   результатах. Задавать друг другу вопросы о процессе и результатах сравнения.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

Назвать и знать последовательность натуральных чисел от 1 до 20 

Различать монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей.

Делить предметы на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а также с помощью измерения условной меркой; называть части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвертых и т. д.). Изображать геометрические фигуры с помощью линейки – трафарета, копировальной бумаги, кальки.

Использовать графические приемы обозначения линейных величин: точка и линия,  отрезок. Практически измерять величины при помощи условной мерки, измерительных эталонов: длина предмета, расстояние между точками, длина отрезка.– в сантиметрах. Определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и общепринятых мер и способы измерения массы.

Вычислять с помощью микрокалькулятора.

Записывать решение задачи.

Содержательно-дидактический модуль «Учимся родному языку»

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Помогать усваивать выразительные средства языка. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать – мчаться – идти; хохотать – смеяться – улыбаться; грустно – весело; легко – тяжело и др.). При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Учить наблюдать за закономерностями словообразования, находить и объяснять наиболее распространенные закономерности образования слов (слова с уменьшительно-ласкательным значением, названия детенышей животных, образование качественных и относительных прилагательных).

На практическом уровне познакомить с явлениями синонимии, антонимии, омонимии в русском языке.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Формировать навыки самоконтроля в речи. Формировать произношение нарушенных звуков. Формировать навыки звукоразичения близких по звучанию и способам произношения звуков.

Формировать речевое дыхание. Развивать навыки регулирования силы и высоты голоса. Формировать различение и навыки употребления различных видов интонации.

Формировать навыки определения и сохранения в устной речи прядка и последовательности звуков в словах.

Грамматический строй речи

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Формировать элементарное представление о предложениях, их структуре. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, по тому что, если, если бы, всегда, например).

Совершенствовать навыки употребления падежных  конструкций в предложениях.

Формировать умения строить простые предложения, распространять их.

Формировать умение строить сложносочиненные предложения.

Вводить в речь редко употребляемые конструкции словоизменения и словообразования такие как: образование причастий  и деепричастий.

Связная речь

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребенку), учить придумывать броский краткий текст рекламы.

Совершенствовать в диалогической речи использование различных видов интонации.

Формировать умение планировать рассказ, пересказ, используя различные виды зрительной опоры: сюжетная картинка, серия  картинок, план-схема, мнемотаблица.

Формировать различные виды связной монологической речи: рассказ-описание, рассказ-повествование.

Инсценирование диалогов, коротких рассказов, сказок.

Рассказываение от первого, второго, третьего лица.

Обогащать речь образными выражениями и оборотами на основе восприятия художественной литературы.

Основы Грамоты

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.. Изменять порядок слов в предложении. Распространять, сокращать предложения.

Понимать, что звуки –  материал языка, единство звукового состава слова и его значение. Упражняться в интонационном выделении звука в слове. Проводить звуковой анализ слов, выделяя  гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки. Построение модели звукового состава слова с фиксацией гласных, твердых и мягких согласных звуков. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Учить выделять слова.. Уточнять значения слов Понимать значение слов в предложении. Находить слова, называющие предметы. Различать слово и слог. Выделять ударение в слове.

Выделять в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем.

Производить звуковой анализ слогов  коротких слов.

Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Понимать заглавную букву в начале предложения, точку в конце предложения.

 Сопоставлять звуковую структуру слов, различать понятия звук и буква, использовать букву как знак звука. Использовать позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель твердости или мягкости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Обозначение буквами звука [й], функции мягкого и твердого знаков (ъ, ъ). Алфавит.

Содержание, реализуемое в процессе организации  самостоятельной деятельности детей

Основное программное содержание

Содержание коррекционного компонента

Содержание для детей с опережающим развитием  для тех, кто прошел период подготовительной группы детского сада или второй год посещает «ПК»

«Играя – учимся творчеству»

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности. Воспитывать умение договариваться с партнерами по игре, совместно продумывать игровые действия; воспитывать чувство коллективизма.

Овладеть разными видами дидактических игр (с предметами, словесными, настольно-печатными).

В процессе дидактических игр выполнять поставленную игровую задачу, не нарушать правил и действия игры.. Проявлять в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Участвовать в имитационных играх («превращение» предмета, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, знакомство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, разговор животных и др.

Принимать участие в Сюжетно-ролевых играх (например: «Гости», «Путешественники», «Космонавты» и др.)

Широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни, впечатления о произведениях литературы, мультфильмах. Проявлять в игре разнообразные интересы и способности.

Выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал. Самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (овощи и фрукты, угощения, билеты для игры в театр, деньги для игры в магазин и др.).

Принимать участие в театрализованных играх.

Участвовать в оформление театрализованной игры. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения.

Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр. В процессе праздников участвовать в музыкальных играх, танцах, хороводах. Развивать интерес к спортивным играм (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

Согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Проявлять и развивать в игре необходимые для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно – образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр. Развивать и закреплять сенсорные способности детей.

Имитировать движения и звуки (по образцу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторении движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).

Применять творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; уметь договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Относиться друг  к другу, основываясь на сотрудничестве и взаимопомощи, доброжелательно, стремиться выручить товарища; считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой.

Использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), координации движений, умения ориентироваться в пространстве. Использовать подвижные игры для формирования координации движений, мышечного, темпоритмического и ладового чувства, артистических умений.

Организовывать игры, исполнять роль ведущего.

Самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты игр.

Сознательно относиться к соблюдению правил ролевого взаимодействия.

Проявлять самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли.

Самостоятельно организовывать с группой сверстников знакомые подвижные игры. Справедливо оценивать в игре собственные результаты и результаты товарищей.

Содержательно-дидактический модуль «Исследуем, экспериментируем»

Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний.

Обеспечивать условия для проведения опытов с различными материалами: водой, песком, глиной, сыпучими веществами (мелкими и крупными пластмассовыми шариками). Осуществлять наблюдения за растениями, животными, регулярно играть в дидактические игры. Приобщать к коллекционированию открыток, конфетных фантиков, игрушек из киндер-сюрпризов и т. д.

Помогать разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать детали костюмов, декорации и различные атрибуты. Учить водить хороводы, петь песни, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Продолжать учить самостоятельно рисовать, лепить, создавать поделки из природного материала; обучать рукоделию; учить сочинять стихи, сказки, песни, мелодии и танцы, импровизировать

Продолжать формировать нравственные качества. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Развивать любознательность, память, мышление, воображение; умение контролировать свои слова и действия, вести себя адекватно в различных ситуациях. Способствовать развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хоте ли бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и по чему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

Стимулировать желание самостоятельно получать знания об окружающем, участвовать в познавательных беседах.

Продолжать развивать творческие способности, мышление, воображение, память и т.д

Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности.

Формировать стремление активно участвовать в общих делах группы, умение общаться, быть честными, доброжелательными, отзывчивыми; со переживать не только действующим лицам в театрализованных спектаклях, но и сверстникам в процессе общения с ними; осмысленно использовать знания и умения в свободное время.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о поучительных случаях из своего детства («Как дед меня ябедничать отучил»; «Как я «порадовала» домашних вульгарной лексикой»). Эти рассказы, подчас вымышленные, имеют целевое назначение  – помочь конкретному ребенку (ябеднику, сквернослову) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет.

Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).

Способствовать возникновению устойчивых увлечений.

Содействовать посещению художественных студий в зависимости от интересов каждого ребенка.

Приучать детей  проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.


«Коррекционно-речевой» модуль

Звукопроизношение

Уточнять произношение гласных и наиболее легких согласных звуков у вновь поступивших детей.

Формировать правильное произношение звуков и автоматизировать их в речи у вновь поступивших детей.

Автоматизировать правильное произношение звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.

Формировать навыки речевого самоконтроля в условиях занятий и в спонтанной речи.

Работа над слоговой структурой слова

Формировать навыки правильного произнесения слов различной слоговой структуры: трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин), четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза,) трех-, четырех- и пятисложные словами со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура). Закреплять усвоенные навыки в спонтанной устрой речи. Формировать навык правильного употребления слов в письменной речи: односложные слова со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост), двусложные слова с двумя стечениями согласных (планка).

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений

Совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Познакомить детей с новым звуком [й]. Упражнять детей в выделении этого звука из слова, в подборе слов с этим звуком. Познакомить детей с новыми звуками [ц], [ч], [щ]. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками. Познакомить детей с новыми звуками: [л], [л'], [р], [р']. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.

Развивать умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова. Упражнять детей в различении твердых – мягких, звонких – глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых – мягких, звонких – глухих согласных, в выделении звука из слова.

Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез слов из трех звуков (типа: мак, осы, лес). Учить производить анализ и синтез слов из 4 звуков (типа: мама, слон, мост, лиса, лист, блин). Формировать умение проводить полный звуковой анализ слов из 5 звуков и более (типа: трава, слива, маска, миска, машина).

Развивать навык слогового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных, четырехсложных слов.

Развивать навыки анализа предложений без предлога, с простыми предлогами, со сложными предлогами. Составлять графические схемы предложений.

Создавать условия для применения детьми правил правописания: ча-ща пиши с буквой  -А-, чу-щу пиши с буквой -У-. обозначения мягкости и твердости согласных гласными, употребление Ь и Ъ (не обозначают звуков).

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное речевое дыхание.

Формировать правильную голосоподачу и плавность речи. Формировать навык  голосоведения  на  мягкой  атаке, в спокойном темпе. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей  произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом. Учить детей говорить в спокойном темпе. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх созвукоподражаниями, в играх-драматизациях.

Формировать контроль над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру) в повседневном общении.

Лексические темы

В зависимость от темы занятия, раздела программы вести в активный словарь детей и активизировать:

существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь,  месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь,

лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна;

урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица;

комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка;

ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи;

мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка; клюква, брусника, черника, земляника, малина;

кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья; лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось;

 стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, нора, берлога, клыки, мех, шкура;

ботинки,  полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги; плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, твид, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник;

 мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник; посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг;

зима, декабрь, январь, февраль; снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель;

 ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм, медведь, берлога, белка, дупло, барсук, нора, еж, норка;

месяц, ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянды, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление;

машина, грузовик, самосвал, цистерна, контейнеровоз, платформа, поезд, тепловоз, электровоз, трамвай, троллейбус, метро, автобус, пассажир, груз, поездка, шофер, водитель, капитан, летчик, пилот;

работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер;

механизатор, снегозадержание, ремонт, техника, трактор, комбайн, доярка, ферма, дойка, скотник, уборка, конюх, конюшня, телятник, телятница, птичник, птичница, корм, поилка;

молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, выкройка, нож, кастрюля, поварешка;

животные,  детеныши,  крокодил,  слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, слоненок, пища, растение;

азалия, амариллис, стебель, лист, цветок, черенок, ус, лейка, удобрение, подкормка, поливка;

акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, игла-рыба, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась, гуппи, меченосец, скалярия, гурами, барбус;

весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, пролеска, ветреница, лук, верба, ольха, половодье;

родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица;

Москва, город, столица, проспект, площадь, река, москвичи, холм;

город, Санкт-Петербург, Нева, Мойка, Фонтанка, река, канал, мост, проспект, площадь, Эрмитаж, музей, театр, петербуржец;

солнце, гроза, примула, маргаритка, тюльпан, нарцисс, одуванчик, черемуха, скворец, ласточка, медведь, еж, барсук, лиса, заяц, белка, бабочка, комар, муха, рыба;

зяблик, кукушка, журавль,  аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец, насекомое;

школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, краски, кисточка;

прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный;

 спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;

маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный; длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый;

ядовитый, съедобный, кислый, сладкий, ароматный;

густой, пушистый,  шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный, рогатый, добрый;

фетровый, шерстяной, кожаный,  меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный;

холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый;

дубовый, березовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный, стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный;

новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный;

легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, умный, сильный;

нужный, полезный, интересный, трудный, красивый;

нужный, необходимый,  острый, металлический, разный, различный;

жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый;

сочный, зеленый, хрупкий, влажный, теплый;

подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный;

рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная (машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый;

любимая, единственная, огромная, прекрасная;

прекрасная, белокаменная, златоглавая;

прекрасный,  ослепительный,  блистательный, Зимний (дворец), величавый, широкий;

теплый, ласковый, первый, прекрасный, весенний, зеленый, золотистый;

звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный;

интересный, увлекательный, первый, умный, новый;

глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть;

 зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать; летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать;

летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть; срезать, искать, наклоняться, различать;

линять, меняться, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, охранять, притаиться, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться;

надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить;

падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, спать, сосать;

ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать, пить, есть, готовить, варить, жарить, резать;

выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать;

ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять, вести;

работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, читать, чинить, стричь;

рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить;

ремонтировать, готовить, чинить, доить, чистить, поить, ухаживать;

лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать;

поливать, протирать, подкармливать, пересаживать, размножать;

таять, капать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать;

любить, беречь, охранять;

стоять, раскинуться;

возникнуть, воздвигнуть, стоять, возвести;

прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь;

учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться.

Уточнить понятия: «овощи», «фрукты», «насекомые», «перелетные» и «водоплавающие» птицы, «грибы» и «лесные ягоды», «домашние животные», «дикие звери»; «одежда», «обувь», «головные уборы», «Зимующие птицы», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов», «Речные, аквариумные рыбы», «Первые весенние цветы», «Мамин праздник», «Наша Родина – Россия», «Столица Родины Москва», «Родной город, село», «Школьные принадлежности», «Весна. Весенние месяцы»,

Развитие связной речи

Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно  слушать  собеседника, задавать  вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре. Формировать коммуникативные навыки.

Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.

Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

Развитие грамматического строя речи

Формировать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. На основе практических упражнений познакомить детей со способами словообразования при помощи суффиксов, приставок, сложение корней (без использования терминов).

Работать по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи. Формировать умение образовывать сравнительные прилагательные. Развивать умение согласовывать числительные два и пять и других с существительными Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Развивать умение  правильно употреблять в речи  простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.

Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т. п.) и начать обучать их образованию и практическому употреблению, обозначающие трудовые действия (по всем темам).

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

Ввести в речь детей слова, отражающие форму предметов, количество, пространственное расположение: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; куб, шар, цилиндр; соседние числа; длина, ширина, высота, толщина; вверху, внизу, слева, справа; левее, правее, выше, ниже; шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче; форма, величина, площадь, объем, масса, фигура;

Уточнять значение временных понятий: месяц, неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; названия месяцев года; интервалов времени – полчаса, через час, четверть часа, десять минут.

Упражнять детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур, воссоздании их по представлению, описанию.

Уточнить и расширить представления о временных отношениях.

Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве.

Развивать связную речь на материале упражнений в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.

Упражнять в устном объяснении сложения и вычитания, пересчитывания, отсчитывания по единице при решении арифметических задач, примеров, используя знакомую математическую терминалогию. Учить формулировать арифметические действия и способ их выполнения.

Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года, об отношениях во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год).

Учить устанавливать и объяснять возрастные различия между людьми.

Неречевые психические функции

Восприятие

Развивать зрительный гнозис  на материале зашумленных картинок, наложенных изображений. Упражнять в дорисовывании недостающих элементов в рисунке, фигуре. Формировать навык различение оттенков   «темно-», «светло-». Упражнять в выделении фигуры из фона на материале игр типа «Подбери узор». Упражнять в узнавании предметов по элементам.

Развивать тактильное восприятие в играх типа «Чудесный мешочек», рисовании фигур на обратной стороне ладони, на спине и т.п. Учить планомерному восприятию (обследованию) предметов, находить сходства и различия в предметах. Развитие ориентировки в пространстве на листе, относительно себя и других предметов, по плану.

Упражнять в восприятии и воспроизведении ритмических рисунков в звуках, орнаментах, движениях.

Память

Развивать кратковременную память в играх на запоминание последовательностей тактильных стимулов. Развивать оперативную память в ходе выполнения заданий в условиях помех. Развивать слухоречевую память в заданиях: «4-ый лишний», заучивание чистоговорок, коротких стихов, запоминании последовательности слов, в ходе анализа и синтеза предложений. Развивать долговременную память (перерыв в 1 занятие)

развивать зрительную память в ходе запоминания последовательности картинок, цифр, букв. Упражнять в выполнении серий движений с добавлением по одному движению.

Развивать ассоциативную память. Учить мнемотехническим приемам.

Упражнять в анализе и выполнении многоступенчатых инструкций.

Мышление

Формировать основы логического мышления в ходе заданий на сравнение, классификацию. Учить анализу и синтезу при восприятии. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Формировать навыки сериации по одному, двум, трем признакам геометрических фигур, предметов, событий в заданиях с последовательностями сюжетных картинок.

Формирование критичности мышления

Формировать навыки планирования своих действий.

Внимание

Развивать концентрацию и переключаемость внимания при выполнении зашумленных заданий, выполнении различных операций одного задания. Формировать навыки переключения внимания в играх на смену действий по определенному сигналу.

Развивать творческое воображение – дорисовывание картинок, сочинение части сказки, рассказа. придумывание собственных сюжетов.

Развивать понимание своих и чужих эмоций. Формировать умение проявлять положительные эмоции, сдержанно выражать отрицательные

Конструктивный праксис. Мелкая моторика. 

Формировать мотивационно-потребностный план изобразительной и конструктивной деятельности.

Учить подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием линейки, шаблонов, трафаретов. Формировать навыки  создания сооружений,  конструирования из строительного материала по схемам, моделям, заданным условиям. Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм (геометрических) устойчивость; замещать детали, совмещать их. Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя разнообразные материалы: различные бросовые материалы. Развивать воображение в конструировании из природного материала. Учить конструировать из неправильных геометрических форм, например технике обрывания в сюжетной аппликации в коллективных работах.

Формировать умение составлять буквы из палочек, трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы, выкладывать из шнурочка, «печатать», лепить из пластилина, «рисовать» в воздухе.

Развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру, штриховках, играх с конструкторами.

Обучать способам работы различными инструментами: ножницами, иголкой, шилом, линейкой.

Физическое развитие

Формировать у детей потребность в ежедневной активной двигательной деятельности Поддерживать интерес к различным видам спорта..

Формировать правильную осанку при статичных положениях и передвижениях в играх. Совершенствовать ходьбу, бег, прыжки, лазание; добиваться точности и легкости выполнения движений. Совершенствовать координацию движений, равновесие. Развивать у детей глазомер.

Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов. Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений. Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр, эстафет.

Музыкальное воспитание

Развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух. Учить узнавать знакомые произведения, называть части произведения.

Совершенствовать навыки пения и движения под музыку. Учить детей петь выразительно, правильно передавая мелодию, брать дыхание (делать вдох) перед началом песни и между фразами, правильно распределять его на протяжении всей фразы. Учить танцевальным движениям: шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом. Учить исполнять танец выразительно.

Учить детей играть несложные мелодии на металлофоне, барабане и т.п.

Развивать творческую активность детей. Развивать стремление самостоятельно исполнять песни, пляски. Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лекция для родителей по развитию речи дошкольников "Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей"

В лекции рассматриваются этапы формирования речи у детей, причины нарушений речевого развития и рекомендации по их предупреждению  для родителей. Также представлен материал по влиянию соврем...

Консультация для родителей на тему: «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития.»

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» ...

нейроигры для детей с проблемами речевого развития

laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - И. П. Павлов.  От того насколько сформированы крупно-моторные и мел...

Консультация для родителей на тему: «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»

Консультация для родителей на тему:«Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»...

Консультация для родителей на тему: «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» ...

Нейроигры для детей с проблемами речевого развития

Нейропсихологи отмечают, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом мо...