Педагогическая лекция для родителей по развитию речи дошкольников "Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей"
консультация

Лебедева Наталья Геннадьевна

В лекции рассматриваются этапы формирования речи у детей, причины нарушений речевого развития и рекомендации по их предупреждению  для родителей. Также представлен материал по влиянию современных технологий на речевую активность, как у взрослых, так и у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей.

Воспитатель МАДОУ МО «СГО» - детский сад № 10 «Чайка»:

Лебедева Наталья Геннадьевна

(2 слайд) Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребёнка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, а также воспитательные модели в семье. Социальные изменения привели к изменениям психологическим.

Современные дети растут и развиваются во время информационной эпохи, в век технического прогресса. Компьютерные игры, игры в телефонах и планшетах, интерактивные игрушки, мультфильмы в доступе одного клика. И все эти современные реалии влияют как на жизненный уклад взрослых так и на развитие детей.

Я думаю, никого уже не удивить дружескими посиделками в кафе, но с телефонами в руках. В контакте, в Вайбере, в Ватсапе, в Инстаграме и Фейсбуке мы активно общаемся, обмениваемся рецептами, картинками, новостями… и молчим. А вместе с нами, играя в телефоне или просматривая мультфильм на планшете, молчат наши дети.

(3 слайд) Так давайте попробуем разобраться, каким образом происходит развитие речи у детей и как им в этом непростом деле могут помочь родители.

Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Подражательное поведение - одно из основных для маленького ребенка, поэтому свой первый ревой опыт ребенок черпает из своего ближайшего окружения, воспиринимая речь взрослых, которую слышит вокруг себя.

Психологами и социологами установлено, что если ребёнок проведёт в социальной изоляции первые несколько лет своей жизни, впоследствии он так и не сможет окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Самый яркий пример этому так называемые Дети Маугли.

(4 слайд) Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка. И со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание, т.к. овладение речью является для детей и ключевым показателем их общего умственного развития.

Освоение речи ребенком можно разделить на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности.

Более подробно мы с вами рассмотрим первые три.

(5 слайд) Подготовительный период - до года

Как вы считаете, какие органы чувств необходимо задействовать у детей первого года жизни для формирования предпосылок речевой активности?( глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание, ощущение боли, температуры)

На первом году жизни важно, чтобы были задействованы все виды имеющихся анализаторов. Наверняка все слышали выражение «привилось с молоком матери». И что-то мне подсказывает, что дело тут совсем не в молоке. Представьте, подходит мама к малышу и ласково говорит: «Это мама». И вместе с этим созвучием в душу ребёнка проникает свет её улыбки, её запах, вкус молока, нежность прикосновения рук, её ласковый голос. Слово МАМА становится всеобъемлющим. Поэтому необходимо контактировать с ребёнком как можно больше: брать на руки, делать массаж, разговаривать с ним и комментировать все свои и его действия. И вскоре, уже в 3-4 месяца, малыш начинает вступать с вами в беседу, приветствуя вас радостным гулением.

К 6ти-7ми месяцам ребенок понемногу начинает лепетать, пытаясь произносить слоги. Помню, как в своё время, просыпалась под утренний бубнёж сына: бу-бу, ду-ду, ба-бу – таким образом поутру им отрабатывались открытые накануне возможности.

  В 7 месяцев ребёнок уже твердо знает, как его зовут и поворачивает голову, когда вы зовете его по имени.

Позже малыш уже умеет смеяться, пытается произносить первые слова, например, «папа» или «мама». Подпевать музыке, которую слышит. Понимает слова «нет», «нельзя», может жестами реагировать на приветствие. Словарный запас ребенка понемногу начинает формироваться, при этом постоянно пополняется извне новыми понятиями и выражениями.

Вспомните, пожалуйста, в какие самые первые словесные игры играют с малышами?(«Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и др).

Действительно, эти и другие игры-потешки помогают малышу лучше воспринимать организованную стихотворную речь, да и просто доставляют немало радости.

(6 слайд) Преддошкольный период от года до трёх лет - Первоначальное овладение речью

Нужно иметь в виду, что прежде, чем начать овладевать активной речью и говорить самому, ребенок учится понимать речь окружающих, наполняя пассивный словарь. Поэтому необходимо продолжать рассказывать малышу, что и зачем вы делаете . Он действительно уже все понимает.

В возрасте 1,5 лет маленькие дети склонны к обобщениям. Таким образом, «Ням!» может означать не только процесс кормления, но и тарелку, ложку ребенка и даже чувство голода. Также во многих словах они отбрасывают окончания, игнорируют некоторые буквы (произнося «Ая» вместо «Аня» и т.п.), а иногда и вовсе сокращают слово до одного ударного слога.

Но со временем ребенок научится верно произносить все слова и звуки, поэтому старайтесь четче артикулировать, разговаривая с малышом. Дайте ему возможность следить за вашей мимикой, когда произносите новое слово.

Показывайте и называйте предметы, попавшие в поле зрения малыша, особенно на прогулке: машина, собака или пролетающая мимо ворона не только развлекут ребенка на улице, но и помогут в нелегком деле развития речи.

На 2-ом году жизни дети прекрасно различают интонации. Поэтому, читая малышу сказки, обратите его внимание, что волк или медведь, например, говорит басом, а мышка-норушка пищит тоненьким голосом.

После 2,5 лет ребенок уже может использовать в связной речи простые предложения, состоящие из двух-трех слов. В его сознании начинают формироваться закономерности в согласовании слов между собой, разнице между единственным и множественным числом. И этой системой он начинает активно пользоваться, вступая в следующую стадию овладения речью.

(7 слайд) Дошкольный период от 3х до 7ми лет

В этот период у детей проходит еще один интересный этап. Этап СЛОВОТВОРЧЕСТВА.  В возрасте около трех лет или чуть старше ребенок переходит от накопления речевого материала к его активному освоению. И в речи детей появляются новые несуществующие слова – неологизмы. Оказывается, дети создают их не случайно, они сортируют части слов по смыслу, и составляют их, следуя грамматическому строю русского языка. Так, сухарики превращаются в «кусарики», вентилятор — в «вертилятор», а прописанный доктором постельный режим тут же становится «постельным лежимом».

Я вот вспоминаю старшего сына, когда в какой-то момент, указывая на машину, он стал говорить не би-бика, а бисина.

В дошкольный период на ребенка ежедневно обрушивается множество незнакомых слов, форм, значений. Тем не менее, имея поддержку родителей, он с легкостью ориентируется в этом разнообразии, классифицируя, распределяя, переиначивая, приспосабливая под себя весь доступный ему лексический запас.

(8 слайд) Так как же, уважаемые родители, вы можете помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка?

(контактировать и разговаривать с ребёнком используя простые слова, без сюсюкания, использовать потешки, совместно с малышами читать сказки, стихи, петь детские песни..).

Всё верно, а с детьми СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО возраста можно разучивать СКОРОГОВОРКИ, ИГРАТЬ В ЗАГАДКИ и В РИФМЫ. Сочиняйте вместе простенькие стишки, вслух сравнивайте и описывайте различные предметы, разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

Вот, к примеру, давайте поиграем в игру-стихотворение «Добрый слон», я начну, а вы подхватите и предложите любые слова в рифму:

Жил на свете добрый слон. Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал, И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть, Чтоб с друзьями не скучать.

Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!

Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),

Вот ромашка, вот… (букашка),

Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),

Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),

Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).

Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.

И конечно же не забываем про игры для развития и укрепления детского речевого аппарата: дуем щёки, задуваем свечи, пускаем мыльные пузыри, дуем в свисток, надуваем воздушные шары, учимся высовывать язык, в общем  используем различные артикуляционные упражнения.

(9 слайд) Что делать, если ребенок не говорит?

Если вам кажется, что ваш ребенок говорит хуже, чем положено в его возрасте, речь бедная и несвязная или малыш не торопится заговорить совсем, обратитесь за помощью к специалистам-психологам, неврологам, логопедам. Они помогут выявить причину нарушения в речевом развитии малыша и посоветуют пути решения этой проблемы.

(10 слайд) Причины нарушений речевого развития разные, есть биологические, психологические и СОЦИАЛЬНЫЕ.

Социальные причины - это как раз те проблемы, которые мы с вами затронули в самом начале. Когда абсолютно здоровые дети, из-за ошибок в воспитании, сталкиваются с проблемами речевого развития. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые очень часто смотрят мультфильмы, слушают аудио-сказки или постоянно играют с поющими или говорящими игрушками, развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической и из-за отсутствия мимики у игрушек.

Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?    (Мультфильм «Приклеенный»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей. Воспитатель МАДОУ МО «СГО» - детский сад № 10 «Чайка»: Лебедева Наталья Геннадьевна

Слайд 2

Современный ребёнок

Слайд 4

Этапы освоения речи ребёнком 1-й — подготовительный (с момента рождения до года); 2-й — преддошкольный (от года до 3 лет); 3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Слайд 5

Подготовительный период: от рождения до года

Слайд 6

Преддошкольный период: от года до 3-х лет

Слайд 7

Дошкольный период: от 3-х до 7-и лет

Слайд 9

Ребенок в 2-3 года: - не откликается на свое имя; - не пытается подражать звукам; - не реагирует на простые слова и просьбы; - не реагирует на изменение интонации, когда вы обращаетесь к нему; - сам мало говорит, пытаясь передать информацию мимикой и жестами. В возрасте старше 3-х лет: - ребенок не может пересказать содержание стишка, сказки, объяснить, что он нарисовал, что случилось в детском саду; - не задает вопросов; - не может и не хочет играть в речевые игры, досказать слово, описать что-нибудь; - не говорит предложениями сложнее двух-трех слов; - речь монотонная, невыразительная, посторонние люди не понимают речь вашего ребенка ; Симптомы нарушения развития речи у детей

Слайд 10

Причины нарушения развития речи Биологические факторы; Психологические факторы с функциональными изменениями ЦНС ; Неблагоприятные социальные условия;

Слайд 11

Спасибо за внимание!