Конспект занятия "Промыслы Подмосковья"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Парфентьева Людмила Ивановна

Обобщение знаний детей о промыслах Подмосковья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                     Детский сад №6 «Центр развития ребенка»

                   

З А Н Я Т И Е

« ПРОМЫСЛЫ  ПОДМОСКОВЬЯ»

(Форма проведения занятия – игра «брейн-ринг»)

 

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Парфентьева Людмила Ивановна

                                     

  г. СЕРГИЕВ ПОСАД

2009 г.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: обобщить знания детей о народных промыслах Подмосковья. Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус детей. Активизировать словарь детей: ярмарка, роспись, вырезать, вытачивать, расписывать; гончар, кузнец, токарь, набивщик, игрушечник.

Зал украшен предметами прикладного творчества: гжель, жостовские подносы, богородские игрушки, матрешки, павловские платки.

Звучит песня: «Край ты мой любимый» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо». Входят дети. В руках у них гжельская, керамическая посуда, жостовские подносы, на плечах у девочек павловские платки.

Дети встают врассыпную перед гостями.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, сколько у нас в зале гостей! Поздоровайтесь с ними.

                        Скажите, дети, без утайки, где вы бывали,

                        Что вы видели, узнали,

                        Чем же славится родное

                        Подмосковье дорогое?

Дети(вместе):

1 реб. – Удивительное чудо! Говорят о нем повсюду. Погляди, как хороша

            Матрешка – русская душа!

            Щечки алые горят, замечательный наряд. О матрешках ходит слава,

            Заслужив на это право!

2 реб. – Городок тот недалек. Символ города – платок.

           Набивным узором славится. Всему миру нравится.

           Не платок – красота, всех красавиц – мечта. Едут люди в городок.

             Взглянуть на павловский платок.

3 реб. – В Гжели мы видали, лучшую посуду. Там мы покупали,

           Чашки, чайники, масленки. Сувениры и часы –

           Удивительной красы!

4 реб. – Посмотри на жостовский поднос – До чего же он хорош!

Роспись чудная на нем, цветы разные кругом. Простой, казалось бы,        узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Удивительному чуду

                    Мы поклонимся не раз.

                         О древних промыслах народа

                   Пойдет у нас сейчас рассказ.

Дети: Мы все расскажем и покажем,

И споем, и даже спляшем!

Дети расставляют на приготовленные столы все, что принесли с собой, все предметы прикладного творчества.

Делятся на две команды: одна команда называется «Матрешка», другая «Гжелка».

Воспитатель: Дети вам очень много прочитали книг о нашем Подмосковье, о труде людей. Многие потрогали своими руками и даже расписывали их, и надо сказать, очень хорошо. Мы ездили с вами на экскурсию. Куда мы ездили? Правильно, в музей игрушки, который находится в нашем городе – Сергиев Посад. И сейчас, в игре «Брейн-ринг», вы сможете рассказать нашим гостям все, что вы узнали о промыслах нашего Подмосковья.

У нас две команды. У нас жюри, которое будет отсчитывать очки за каждый правильный ответ. Вопросы вам будут задавать я и зрители. Хочу вам напомнить, что при обсуждении вопроса вы должны быть дружными, внимательными и сообразительными.

А теперь загадка. Чья команда первой отгадает, та и игру начинает: «От дома начинается, у дома и кончается?» (дорога).

Нашу игру мы начинаем с разминки, которая называется «Закончи пословицу». Я начинаю, а вы заканчиваете.

«МАТРЕШКА»

1. Труд человека кормит,… (а лень портит).

2. Скучен день до вечера,… (коли делать нечего).

3. Сделал дело…(гуляй смело).

4. Без труда не выловишь,… (и рыбку из пруда).

«ГЖЕЛКА»

1. Терпенье и труд… (все перетрут).

2. Под лежачий камень,… (вода не потечет).

3. Делу – время,… (потехе – час).

4. Глаза страшатся,… (а руки делают).

Разминка закончилась. Начинаем блиц – турнир: я задаю вопрос, вы отвечаете. Будьте внимательны.

Команда «Матрешка»

1. В каком городе делают посуду, о которой говорят: «Бело – синее чудо?»

2. Где была сделана первая русская матрешка?

3. Городок тот недалек. Символ города – платок. Набивным узором славится. Как тот город называется?

Команда «Гжелка»

        1. В каком селе делают богородскую игрушку?

2. Где можно увидеть игрушки, которыми играли и 200 лет назад, и которыми играют сейчас?

3. Какие художественные промыслы вы знаете? (Гжельский, жостовский).

Внимание!

Вам задают вопросы зрители.

«МАТРЕШКИ»        

Ткач  ткал. Красильщик  составлял краску для узора. Узор рисовал художник. Резчик вырезал этот узор на доске. Набивщик набивал этот узор на ткань. Внимание! Вопрос: «Что у них получилось?» (Павловский платок).

«ГЖЕЛКА»        

Вначале трудился кузнец. И листу железному форма придал: овальную прямоугольную, круглую. А потом за работу взялся художник. Черным лаком лист покрыл и нарисовал узор из цветов и листьев. Внимание! Вопрос: «Это что же и откуда расписное будет чудо?» (Жостовский поднос).

ВНИМАНИЕ!

Блиц – турнир №2.

«МАТРЕШКА»

1. Деревянная нерасписная игрушка. Про нее говорят, что она иногда оживает. (Богородская).

2. Какой инструмент использует мастер, делая богородскую игрушку? (Нож, топор, стамеска).

3. Назовите персонажей богородской игрушки? (Животные, люди).

«ГЖЕЛКА»

1. Разъемная деревянная расписная кукла с сюрпризом. Ее можно расставлять и собирать. (Матрешка).

2. Кто мастерит деревянных расписных сестриц? (Вытачивает токарь, расписывает художник).

3. Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (Крестьянскую девочку в сарафане, платочке, передничке).

Музыкальная пауза. «ГЖЕЛКА» - танец «Во кузнице» (исп. мальчики).

«МАТРЕШКА» - «Частушки про матрешку» (исп. девочки).

Внимание! Волшебный сундучок. Вы должны сказать, что лежит в волшебном сундучке. Но сначала вы услышите подсказку.

«МАТРЕШКА»

1. ЕЕ находят  в земле. Она бывает твердая, как камень. Если пойдет дождь, она становится скользкой, можно упасть, испачкаться. Если в воде размесить, она становится мягкой, из нее можно лепить разную посуду, игрушки, свистульки и зверюшек. Можно вылепить кувшин величиною с аршин.

2. Она бывает разная, и называют ее по-разному. И предметы называют по-разному. Ими украшают и ими пользуются. Что лежит в сундучке? (Глина).

«ГЖЕЛКА»

1. Показывают иллюстрации, где изображены художники за работой: расписывают матрешку, гжельскую посуду, жостовские подносы, художник рисует эскиз для павловского платка.

        Подсказка.

Эти предметы нужны при росписи. Чтобы расцвели узоры на Павловских платках, жостовских подносах, на чашке и матрешке. Что же это за предметы? Они лежат  в сундучке. Назовите их. (Кисти и краски).

Внимание! Блиц – турнир №3.

«МАТРЕШКА»

1. Что такое роспись? (Расписывать, писать, разукрашивать предметы всевозможными узорами).

2. Какие мастера использовали растительный орнамент? (Жостовские, гжельские, павло – посадские игрушечники).

3. Как называют мастеров, которые делают предметы из глины? (Гончары).

«ГЖЕЛКА»

1. Какие мотивы рисунков на Павловских платках? (Растительный орнамент).

2. Что такое растительный орнамент? (Это цветы, ягоды, листья, трава. Кружевные узоры и гирлянды из мелких цветов и листьев, травы и ягод).

3. Как называют мастеров, которые расписывают посуду, игрушки и другие предметы? (Художники).

Воспитатель: вот и закончилась наша игра, где вы рассказали о том, чем богато наше Подмосковье. А теперь предоставляю слово нашему жюри.

        Подарки детям.

        И в заключении споем песню о нашем крае. Дети исполняют песню.