Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори.
материал (младшая группа) по теме

Филиппова Валентина Валериевна

Предлагаю простые,доступные занятия для развития мелкой моторики,которые могут быть использованы как родителями

в домашних условиях,так и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_po_sisteme_marii_montessori..docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори.

      Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец еще не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они не преднамеренны. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей дальнейшей деятельности: совершенствовать условия для развития мелкой моторики  детей  раннего возраста.

Для решения этой цели  я  выбрала систему  Марии Монтессори.

В системе  Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребёнка в каждый момент его развития. Напомню, что эта система воспитания разработана итальянским педагогом, врачом и психологом Марией Монтессори. Известная во всём мире система становится популярной и в России.

Главный принцип развития ребенка по методике Монтессори таков: "Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде".

Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому». Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий. Для этих целей в системе Монтессори имеется такое понятие как «личное пространство» — это то пространство, которое предоставляется в полное распоряжение ребенка и которое не может быть нарушено без его согласия ни руководителем группы, ни другими детьми.

Предлагаю вам несколько простые, но очень полезные монтессори-уроки по мелкой моторике для самых маленьких (от года до трех лет), которые вы можете использовать .

Урок первый: возьмите две емкости для сыпучих предметов, одна из которых будет пустой, а другая — наполнена какой-либо крупой (например, манкой). Дайте ребенку ложку и пусть он пересыпает крупу из одной емкости в другую, используя ложку. Это окажется для него увлекательнейшим занятием. Только не забудьте поставить под емкости поднос.

Урок второй: сделайте ребенку густое соленое тесто, из которого можно будет легко лепить, катать «колбаски», шарики и т.п. Вдобавок дайте ему «украшения» для его поделок в виде горошин, фасолин, пуговиц (только следите, чтобы не проглотил) и т.п. Покажите ему как делать кружки, «колбаски», шарики, кубики, а все остальное предоставьте придумать ему самому — фантазии малыша хватит на многое, будьте в этом уверены.  На поделках из соленого теста очень удобно учить ребенка обращаться с ножом. Сделайте вместе с малышом из теста помидор/лимон/огурец/картошку, дайте ему в руки пластмассовый нож из набора одноразовой посуды и покажите, как надо резать овощи или фрукты.

Урок третий: дайте возможность вашему чуду переливать воду из одного сосуда в другой.

Урок четвертый: вырежьте из красной бумаги большую «божью» коровку и к ней — несколько маленьких кружочков из черной бумаги. В удобную плоскую посудину налейте немного клея ПВА. Пусть малыш, вместе с вами наклеивает черные точки на коровку. Отличное упражнение для развития мелкой моторики.

Урок пятый: возьмите что-нибудь с дырочками или просто сделайте в обычной полиэтиленовой крышке несколько отверстий диаметром примерно 10 мм. Наденьте крышку на какую-нибудь банку и дайте малышу горсть фасолинок. Ребенок с удовольствием будет проталкивать фасолины в дырочки, а потом радостно греметь банкой. Детям очень нравится перекладывать подобные «игрушки» из одной емкости в другую. Можно усложнить задачу (для более старших детишек) и дать им возможность сортировать предметы. Например, фасоль в одну банку, горох — в другую, чечевицу — в третью. Или покрасить что-либо одно в разные цвета.

Урок шестой: схематично, как умеете, нарисуйте кота. Дайте малышу кисточку и краски — пусть он нарисует на коте полоски. Сначала можете взять его руку в свою и показать движение, но затем пусть он все делает сам. Не поправляйте его, даже если он промахивается и рисует полоски не там, где нужно (как вам кажется). Очень полезное занятие! Полоски могут быть разными по цвету. Подобное упражнение можно делать не рисуя полоски, а наклеивая их на кота.

Урок седьмой: налейте в мисочку воды, капните туда шампунь. Дайте ребенку венчик и покажите ему, как надо правильно взбивать. Пусть он правой рукой держит венчик, делая движения по часовой стрелке, а левой рукой придерживает миску. Очень важно после таких упражнений научить малыша убирать за собой. Дайте ему губку и покажите, как ей можно вытирать лужи (была лужа, а теперь нет!).

Урок восьмой: на поднос поставить две тарелки — глубокую и мелкую. В глубокую налить воду и запустить туда несколько мелких плавающих предметов. Дайте ребенку ложку и предложите ему вылавливать по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку. Очень важно закончить упражнение, перенеся все предметы из глубокой тарелки в мелкую, а пролитую воду собрать губкой.

Урок девятый: натянуть между двумя стульями веревку и повесить на нее разогнутые скрепки. Затем скатать из пластилина или из соленого теста маленькие шарики (это делает ребенок) красного и зеленого цвета (вишни и крыжовник). Прицепите «ягоды» на скрепки и дайте задание малышу собрать все ягоды в корзинку, стоящую справа от него. Ягоды нужно срывать двумя руками — левой придерживать скрепку, а тремя пальцами правой руки (щепоткой) срывать ягоды и складывать в корзину. Этим упражнением и мелкую моторику развиваем, и приучаем к движению слева направо, как при письме.

Урок десятый: приучайте ребенка помогать  накрывать на стол, расставлять тарелки и чашки , раскладывать правильно вилки, ложки, ножи, салфетки. Покажите ему, как надо сметать щеткой со стола и как подставлять совок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Презентация по теме «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»

Слайды к методической разработке «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий» (развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных ИЗО техник)...

Развитие мелкой моторики с использованием элементов Монтессори

Цель:учить производить целенаправленные движения рукой и пальцамиЗадачи: образовательные:-учить подражать движениям взрослого-учить использовать захват пинцетный и щепотью-выделение указательного паль...

Развитие мелкой моторики по методике М.Монтессори

Статья для родителей группы раннего возраста "Развитие мелкой моторики по методикеМ .Монтессори"...

Консультация для педагогов: "Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"

Консультация для педагогов: "Работа по развитию  мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"...