Развитие сенсорных способностей
статья по теме

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sensornyh_sposobnostey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

р.п. Сосновка

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Воспитатель Юрасова И.В.

Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что они усваивают без усилий в 2, 3 года в дальнейшем дается им с трудом. В раннем возрасте острее, чем в каком-нибудь другом необходимо гармоничное сбалансированное развитие всех психических процессов. Этот возраст дарит ребенку новые умения, происходит бурное развитие восприятия наглядно-образного мышления, воображения.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще, первой ступенью которого является чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называет этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В нашем детском саду накоплен интересный опыт работы с детьми 2 -3 лет по развитию сенсорной культуры и мелкой моторики. Учреждение обеспечивает выполнение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребёнка, однако в последнее время приоритетом является умственное развитие детей, т. к. в условиях модернизации деятельности дошкольных учреждений необходимы новые подходы в системе обучения, где важная роль отводится умственному развитию, частью которого является сенсорное развитие. На базе нашего детского сада проводятся семинары, семинары-практикумы, методобъединения по данной проблеме. Имеется необходимая методическая литература, методические материалы и пособия. Воспитатели самостоятельно разрабатывают задания, основным принципом которых является многофункциональность, т.е. направленность на решение одновременно нескольких задач, созданием развивающих и дидактических пособий, модулей из необычных материалов: пластиковых бутылок, крышек, прищепок, бросового материала.

Наше дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и др., в которой обозначены задачи по сенсорному воспитанию.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Учим детей застегивать и расстегивать пуговицы; зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф, завязывать и развязывать узелки; подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам, уметь пользоваться прищепкой; подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету, по величине.

Необходимым условием развития сенсорных способностей у детей является предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

В каждой группе в уголке сенсорно-моторного развития подобран игровой и дидактический материал: пирамидки; предметы-вкладыши; шнуровки; пристежки; мозаика; пластиковые бутылки с закручивающимися крышками и многое другое.

Много нетрадиционных пособий изготовлено руками воспитателей. Наши пособия обладают неисчерпаемыми возможностями для развития детской фантазии и творчества, функциональны, могут использоваться в разном возрасте, абсолютно безопасны.

Например, я использую «сухой аквариум» - набор цветных крышек в пластмассовом тазу или коробке. Это пособие можно предложить ребенку и тогда, когда у него плохое настроение и когда, наоборот, он слишком возбужден, и когда ему просто нечем заняться.

А в игре «Накорми птенца» я предлагаю детям игровые модули (птенцы, сделанные из полиэтиленовых бутылок) и много разноцветных крышек. Цель этой игры закрепить представления о цветовой гамме и ее оттенках, развивать мелкую моторику рук.

Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, стремимся эмоционально зарядить детей, превратить каждое занятие в увлекательное приключение.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания включаем именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является условием выполнения предметных действий. Обучающие приемы: показ образца, объяснение способа действия сочетаем с использованием игровых приемов.

Учим детей соотносить предметы по форме, их физическим свойствам, доводить действия до определенного результата: открыть и закрыть коробочку, матрешку, снимать и накладывать 2-3 кубика один на другой.

Необходимо, чтобы вновь усвоенное действие с одной игрушкой ребенок самостоятельно повторял с другими игрушками, это способствует усвоению и обобщению нового способа действия. Нужны аналогичные игрушки из различных материалов, разные по цвету, форме, звучанию. Например, пластмассовые, деревянные шарики, резиновые мячи, мягкие мячики, которые можно покатать; разные по цвету и форме кубики - из них можно соорудить «башню». В подобной предметно-игровой деятельности развивается наглядно-действенное мышление ребенка.

Целенаправленно знакомя детей с цветом как признаком предмета на занятиях, в дидактических играх учим детей понимать и называть цвета точными словами, развиваем способность группировать предметы по признаку цвета. Вначале учим детей видеть цвет в конкретном предмете и лишь, потом использовать его как общий признак многих предметов, разных по содержанию. Проводим игры-поручения. При проведении таких игр стараемся сосредоточить внимание детей на цвете, учим различать и правильно называть основные цвета.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в 2 недели. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

В своей работе я использую тренажеры, целью работы с которыми является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях дошкольного учреждения.

На первом этапе обучения происходит овладение моторными навыками.

На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме.

На третьем этапе происходит представление о качествах предметов.

Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Работа по развитию сенсорных способностей ведется в тесном контакте с родителями. Знания и умения, полученные детьми на занятиях, рекомендуем родителям закреплять в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной игровой деятельности и т.д. Работа с родителями включает в себя как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам воспитания и развития детей.

Чтобы заинтересовать пап и мам, поместили в родительских уголках статьи под рубрикой «Развитие сенсорики дома», «Игры по сенсорному развитию», «Игры своими руками» и др. Родители заинтересовались за даниями, успехами своих детей, стали приносить различный материал для игр, пособий, начали заниматься с детьми дома.

Мною был объявлен конкурс среди родителей «Создание игр для малышей своими руками», в котором родители проявили свою фантазию, творческие способности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав содержание разных программ, составили диагностический пакет, который включает в себя по три задания в игровой форме, оценку. Диагностические исследования проводятся в начале и конце года. По результатам диагностики наблюдается положительная динамика в развитии сенсорных способностей ребенка.

Но, пожалуй, самым ценным и значимым для нас стало эмо циональное отношение детей к заданиям. Дети проявляли к ним устойчивый активный интерес, в свободное время предпочитали игры с материалом в сенсорном уголке (придумывали узоры из ниток, делали бусы из разно цветных скрепок, прикрепляли из прищепок ежику или елочке «иголки» подбирали по цвету колеса к паровозу и т.д.). Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Мастер-класс для воспитанников группы раннего развития на тему "Развитие сенсорных способностей с помощью камушков Марблс"

Основным и главным видом деятельности в жизни ребенка является игра. В группе раннего развития  для формирования представлений и фруктах и овощах , для сенсорного развития детей нужны были яркие ...

Проект по развитию сенсорных способностей детей от 1.6м до 2 лет «Сенсорная коробочка»

В последние годы в системе образования происходят кардинальные перемены, на первый план выдвигается идея личностного развития дошкольника, готовности его к самостоятельной деятельности. Изобразительна...

Дидактическое пособие: "Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей.

Дидактичеккое пособие:"Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей....

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная  коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...