Диагностика по развитию сенсорных способностей и развити элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
материал по математике (младшая группа)

Кузнецова Лидия Николаевна

Диагностические задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика по развитию сенсорных способностей и развити элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Диагностику подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Кузнецова Лидия Николаевна

Программные задачи:

  • формировать умение различать понятия «много-мало», «много – один»;
  • учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
  • учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
  • образовывать группы однородных предметов;
  • выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).

Задание № 1

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Цель. Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие).

Инструкция.

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».

После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»

Оценка.

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра «Занимательная коробочка»

Цель. Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик).

Пособия.

  1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
  2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать «домик», в котором они живут, только заходят в разные «двери» (показ воспитателя).

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Цель. Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия «один – много».

Пособия: пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция

  1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: «Много колечек».
  2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: «Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна».
  3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Программные задачи

  • Находить в окружающей обстановке один и много предметов.
  • Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять каких предметов больше (меньше).
  • Сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте).
  • Определять какой предмет больше (меньше), длиннее (короче).
  • Понимать слова: верхний – нижний, слева – налево, справа – направо.
  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы.

Задание № 1

Дидактическая игра «Где твой дом» (проводится 4 раза).

Цель. Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.

Пособия

  1. Карточки (6х8 см) с изображением круга, квадрата, треугольника по числу участников
  2. Большие карты или силуэты фигур (если игра проводится на улице, большие фигуры – «домики» можно нарисовать мелом).

Инструкция

  1. Дети рассматривают коробочку с карточками. Сколько их? (много). А нас сколько? (тоже много). Воспитатель предлагает взять по одной карточке. Сколько карточек у тебя, Антон? (одна карточка). Всем хватило карточек? А лишние остались? Карточек столько, сколько нас.
  2. Педагог предлагает рассмотреть свою карточку и назвать фигуру, изображенную на ней (что нарисовано на твоей карточке?) – Это «ключики» от домика.
  3. Педагог показывает «домики», расположенные в разных местах группы или участка.
  4. По сигналу «Идите гулять!» дети выходят из своих «домиков» и свободно двигаются по группе (участку) со своими «ключиками» (кто на машине едет, кто летит на самолете, кто скачет на лошадке…)
  5. По сигналу «стоп!» – дети останавливаются, пауза – 3 сек. «Домой идите!» – дети возвращаются в свой «домик» (показывают свою карточку – «ключик» педагогу).

Оценка

Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.

Задание № 2

Дидактическая игра «Бегите ко мне» (проводится 4 раза).

Цель. Выявить умение детей сравнивать предметы по цвету.

Пособия

  1. Флажки разного цвета по количеству детей (красные, желтые, зеленые, синие)
  2. Один комплект флажков для педагога.
  3. Стулья по числу детей.

Инструкция

  1. Флажки стоят в вазе. Сколько флажков? (Много – индивидуальные ответы). Сколько нас? (много). Возьмите по одному флажку. Остались флажки в вазе? (в вазе – комплект для педагога) Чего больше: флажков или детей? (флажков).
  2. Какого цвета флажки? (индивидуальные ответы). Воспитатель подытоживает: «Все флажки разного цвета – разноцветные».
  3. Педагог: «Сейчас я по очереди буду называть и показывать флажок то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и если цвет у флажка одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову «Бегите ко мне!»
  4. Педагог показывает флажок (про себя считает до 3).
  5. Зовет: «Бегите ко мне!» – все, кто прибежал сравнивают свои флажки с флажком воспитателя (такой же – не такой).
  6. «Бегите от меня!» – дети возвращаются на место.

Оценка

Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз, но после помощи педагога не ошибся.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся более 3 раз.

Задание № 3

Дидактическая игра «Длинное – короткое» (проводится 4 раза).

Игра проводится с подгруппой детей по 3 – 5 человек.

Цель. Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.

Пособия

  1. Ленточки (тесемки, шнурки…) двух размеров: длинные – 25х3см; короткие 12х3см (по числу детей в подгруппе).
  2. Картонные полоски – мерки – 2 штуки по размеру ленточек.
  3. Кукла и Мишка. Кукла по размеру должна быть меньше Мишки (короткая лента не должна завязываться на поясе у Мишки, а длинная должна быть ему в пору).
  4. Коробка большая (где будут лежать все пояски) и две поменьше (для Куклы и для Мишки).

Инструкция

  1. Мишка с Куклой играли вместе своими разноцветными поясками и перепутали их. Давайте им поможем разложить пояски в их коробочки. Я вам покажу: воспитатель достает ленточку из коробки и прикладывает ее к мерке-полоске, приговаривая: «Длинная, одинаковая – это Мишкин пояс», – относит и кладет к Мишке в коробочку и т.д.
  2. Каждый ребенок выполняет задание два раза (находит пояс для Куклы и для Мишки).
  3. Если ребенок нашел второй пояс такой же, как первый, он возвращает его в коробку и берет следующий, пока не найдет другой.
  4. Ребенок идет выполнять задание после сигнала «Иди!».

Оценка

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.

Задание № 4

Дидактическая игра «Широкое – узкое» (проводится 4 раза).

Цель. Выявить умение детей различать ширину предметов.

Пособия.

  1. Маленькая машина, большая машина.
  2. Две картонные полоски одинаковые по длине, но разные по ширине (на широкой полоске должны проехать сразу две машины)

Инструкция

  1. На стол выкладываются полоски – это две дороги: одна – узкая, вторая – широкая. По узкой дорожке может проехать только одна маленькая машинка, а по широкой дороге – сразу две машины: и большая, и маленькая.
  2. После сигнала «Узкая!» – вызванный ребенок должен взять маленькую машинку и прокатить ее по узкой дороге, проговаривая “Машина едет по узкой дороге”.
  3. После сигнала «Широкая!» – ребенок катит сразу две машины, проговаривая «Машины едут по широкой дороге».
  4. Предварительно педагог показывает образец выполнения задания. Только после этого дети выполняют задание.

Оценка

Красный круг – Ребенок самостоятельно выполнил задание по образцу педагога.
Желтый круг – Воспитатель помогает ребенку словами.
Зеленый круг – Ребенок ошибался, задание выполнил вместе с педагогом.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам сто...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"

Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....

Развитие Элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

     С помощью математики мы знакомим детей с формой, цветом, количеством, числом и пространством времени. Дошкольникам предоставляется возможность обследовать предмет, проявить ...

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).

Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных ...

Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.

В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы в соответствии с Образовательной Программой ДОУ, ФГОС До. И от того, на...