Главные вкладки

    ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).
    методическая разработка по математике (младшая группа)

    Михалева Ирина Александровна

     

    Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_mihaleva_i.a.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Развивай-ка»

    Развитие Элементарных Математических Представлений

      Михалевой Ирины Александровны

    СОДЕРЖАНИЕ  

    № п/п

    Наименование разделов

    Стр

    1.

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

         4

    1.1.

    Пояснительная записка:

    4

    1.1.1.

    Цели и задачи реализации программы  

    4

    1.1.2.

    Принципы и подходы к формированию программы

    4

    1.2.

    Сроки реализации программы

    5

    1.3.

    Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

    5

    2.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    5

    2.1.

    Содержание работы

    6

    2.2.

    Планирование на учебный год

    6-16

    3.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    16

    3.1.

    Структура реализации программы кружковой деятельности:

    16

    3.1.1.

    Формы работы с детьми

    16

    3.1.2.

    Реализуемые образовательные технологии

    16

    3.1.3.

    Образовательная нагрузка (количество,  длительность и время проведения)

    17

    3.2.

    Условия реализации  программы кружковой деятельности:

    17

    3.2.1.

    Информационно-методическое обеспечение программы

    17

    3.2.2.

    Материально-техническое обеспечение

    17

    1. Целевой раздел:

    1.1. Пояснительная записка

             Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка» разработана в соответствии с :

    - Законом РФ « Об образовании в РФ» ( от 29.12.2012 № 273- ФЗ)

    - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( Приказ МоиНРФ от 17.10.2013 №1155)

            Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

    Актуальность: Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом.«Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности .Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

    1.1.1. Цели и задачи реализации программы:

    Цель:  Формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

    Задачи:

      развивающие задачи направлены на развитие:

    - логического мышления, памяти, внимания, речи;

    - математических способностей;

    - мелкой моторики рук и глазомера;

    - а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

    образовательные задачи направлены на:

    - приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах

    математического развития дошкольников;

    - обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);

    - формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, класси-

    фикация);формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);

    - формирование простейших графических умений и навыков;

    воспитательные задачи формируют:

    -организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;

    готовить материалы, необходимые для занятия);

    -самостоятельность и интерес к познанию;

    -желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

    1.1.2.  Принципы и подходы к реализации программы:

    *Систематические занятия.

    *Игры, игровые приемы.

    *Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

    1.2. Сроки

    Программа реализуется в течение 2017 – 2018 учебного года с сентября по май.

    1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:

    К концу года ребенок:

    - сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

    - устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

    - понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;

    - называет числительные по порядку в пределах пяти;

    - относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

    - называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

    - понимает, что фигуры могут быть разного размера;

    - видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

    - сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

    - использует в речи результаты сравнения;

    - правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

    - правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;

    - обозначает словами положение предмета относительно себя;

    - решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

    2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1. Содержание работы :

    Работа распределяется по разделам:

    - Количество и счет,

    - Ознакомление с геометрическими фигурами,

    - Определение величины.

    - Ориентировка во времени и в пространстве.

    - Решение логических задач.

    Количество и счет

    Формировать умение у детей:

    • сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
    • устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
    • понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;
    • понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
    • называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
    • согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
    • решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

    Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

    В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.

    Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.

    Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.

    Геометрические фигуры

    Формировать умение:

    • использовать приемы обследования зрительно-двигательным путем;
    • видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

    Познакомить:

    • с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
    • с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

    Дать представление:о том, что фигуры могут быть разного размера.

    Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.

    Величина

    Формировать умение:

    • сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
    • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

    Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

    Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.

    Ориентировка во времени

    Формировать умение:

    • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
    • различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

    Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

    Ориентировка в пространстве

    Формировать умение:

    • различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
    • обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
    • двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

    Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).

    Логические задачи

    Формировать умение: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

    Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.

    2.2. Планирование на учебный год:

    Месяц

    Тема занятия

    Программное содержание

    Сентябрь

    Мониторинг

    Мониторинг

    Игра «Когда это бывает?»

    Игра «Большой - маленький»

    Игра «Один - много»

    Познакомить с частью суток – утро; формировать умение у детей отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

    Игра «Назови правильно»

    Игра «Отгадай и нарисуй»

    Познакомить с геометрической фигурой – круг; формировать умение обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

    Октябрь

    Игра «Когда это бывает?»

    Игра «Высокий –низкий, большой - маленький»

    Д/У «Раскрась правильно»

    Познакомить с частью суток – вечер; Формировать умение сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать закреплять умение определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

     Игра «Один и много»

     Игра «Что бывает круглым»

    Продолжать формировать умение сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; формировать умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

    Разучивание стихотворения

    Игра «Что где находится»

    Игра «Соедини правильно»

    Познакомить с числом 2; формировать умение различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать выделять признаки сходства и различия.

    Игра «Загадки и отгадки»

    И/У «Знакомимся с треугольником»

    Игра «Что бывает осенью»

    Продолжать знакомить с числом 2; формировать умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник.

    Ноябрь

    Игра «Загадка и отгадка»

    И/У «Большая, поменьше, маленькая»

    Игра «На какую фигуру похожи предметы?»

    Познакомить с числом 3; Формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры.

    Игра «Соедини правильно»

    Игра «Посмотри и сравни»

     

    Продолжать знакомить с числом 3; формировать умение различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать развивать умение сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

    Игра «Хватит ли белочкам шишек?»

    И/У «Нарисуй правильно»

    Игра «Узнай, кто спрятался»

    Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать развивать умение сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание.

    Игра «Угости зайчат»

    И/У «Украсим коврик»

    Игра «Подбери дорожки к домикам»

    Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать развивать умение сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

    Декабрь

    Игра «Сколько?»

    Игра «Что лежит в мешочке?»

    Продолжать знакомить с числом 4;

    формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

    Игра «Хватит ли снеговикам шапок?»

    И/У «Рисуем прямоугольники»

    Игра «Считай, закрашивай»

    Формировать умение различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.

    Игра «Домики для медвежат»

    Игра « Что бывает зимой?»

    Игра «Соедини по точкам»

    Познакомить с числом 5; продолжать формировать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – зима; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

    Игра «Слушай, считай, делай»

    Игра «Закончи предложение»

    Игра «Посмотри и назови»

    Игра «Подбери пару»

    Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать развивать умение называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

    Январь

    Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом»

    И/У «Рисуем овалы»

    Игра «Соедини правильно»

    Формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине.

    Игра «Загадки и отгадки»

    Игра «На какую геометрическую фигуру похожи предметы»

    Игра «Раскрась правильно»

    Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.

    И/У «Найди лишний домик»

    Игра «Выложи по образцу»

    Развивать умение классифицировать предметы по определенному признаку, находить лишний предмет; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать зрительную память, умение моделировать; развивать логическое мышление

    Февраль

    Игра «Помоги муравьишке»

    И/У «Найди предмет такой же формы»

    Игра «Считай не ошибись!»

    Закрепить у детей пространственные отношения: справа, слева; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; усвоение порядка следования чисел натурального ряда.

    И/У «Бусы»

    Игра «Третий лишний»

    И/У «Круглый год»

    Развивать у детей умение  видеть закономерность в полученном задании; закрепить умение сравнивать группы предметов; закрепление последовательности времени года.

    И/У «Волшебная ниточка»

    Игра «Подбери варежку»

    Д/У «Что сначала, что потом»

    Развивать пространственные представления; сравнение предметов по всем признакам (величина, цвет, орнамент); развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

    Д/У «Укрась платье для лисички»

    Игра «Поезд»

    «Задачи-шутки»

    Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.

    Март

    Д/У «Дорисуй картинки»

    И/У «Распутай паутинку»

    Игра «Божьи коровки»

    Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать пространственные представления; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность.

    Игра «Обведи дорожки»

    Д/У «Логические цепочки»

    И/У «Найди одинаковые фигуры»

    Закрепить пространственные отношения: впереди – сзади; учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепление знаний о геометрических фигурах и их сравнение по всем признакам.

    Д/У «Продолжи закономерность»

    Д/У «Раскрась так же»

    Закрепить пространственные отношения: на, под, над; закрепить сравнение групп предметов по количеству.

    Игра «Построй домик»

    И/У «Самолёты»

    Игра «Хватит ли бабочкам цветочков»

    .

    Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, ; формировать умение различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.

    Апрель

    Игра «Найди нужную деталь»

    И/У «Цветик - семицветик»

    И/У «Лесные зверушки»

    Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет; развивать пространственные представления.

    Д/У «Какая фигура будет последней?»

    «Задачи-шутки»

    И/У «Забавный инопланетянин»

    Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.

    Д/У «Воздушный змей»

    И/У «Бабочки»

    Игра «Волшебные дорожки»

    Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать пространственные представления; умение различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее — короче». 

    «В стране геометрических фигур»

    Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.

    Май

    «Путешествие по комнате»

    Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

    «Путешествие в математическую страну»

    Закрепить пройденный материал.

    Мониторинг

    3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

    3.1. Структура реализации программы кружковой деятельности

    3.1. 1. Формы работы с детьми:

          -Игры

    -Беседы, работа с наглядным материалом.

    -Д/и и упражнения.

    -Чтение и заучивание художественной литературы.

    - Работа с раздаточным материалом

    3.1.2.  Реализуемые образовательные технологии:

    - игровая технология  (занятия проходят в виде игры);

    - личностно-ориентированные технологии (индивидуальный подход к каждому

    ребенку).

    3.1.3. Образовательная нагрузка (количество,  длительность и время проведения)

     Одно занятие в неделю по 15 мин

    3.2. Условия реализации программы кружковой деятельности  

    3.2.1. Информационно-методическое обеспечение программы:

    -И.А.Помораева.В.Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. 3-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2015 г.

    -Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.

    -Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. М., 2012.

    -З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.-З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.

    -З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

    -Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.

    -В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

    3.2.2. Материально-техническое обеспечение:

    -Мебель для практической деятельности

    -Раздаточный счетный  и наглядный материал .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

    История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам сто...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"

    Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....

    Развитие Элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

         С помощью математики мы знакомим детей с формой, цветом, количеством, числом и пространством времени. Дошкольникам предоставляется возможность обследовать предмет, проявить ...

    Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.

    В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы в соответствии с Образовательной Программой ДОУ, ФГОС До. И от того, на...