Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
проект по математике (младшая группа) на тему

Именитова Татьяна Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnykh_matematicheskikh.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект

Формирование элементарных математических

представлений у детей младшего дошкольного возраста

с  задержкой речевого развития.

Кемерово 2014

Введение

Взрослый в меру собственного понимания и компетентности вводит ребенка в мир сложившейся к настоящему моменту человеческой культуры.        

Сроки приобщения к тому ила иному содержанию  культуры  определяются, с одной стороны  возрастными возможностями ребенка в плане усвоения этого содержания (младенца нельзя научить читать), а с другой — характером возрастных требований к ребенку со стороны общества. Эти требования определяют возрастной стандарт сформированности различных знаний, умений и навыков, который считается соответствующим нормальному, с точки зрения данной культуры, психическому развитию. Таким образом, решение вопроса о сроках введения в опыт ребенка того или иного содержания имеет, с одной стороны, биологическую, психофизиологическую, а с другой стороны, культурную детерминацию.

Можно отметить две противоположные педагогические тенденции. Первая связана со стремлением ускорять, форсировать процесс развития и взросления ребенка. Она имеет много приверженцев, но и подвергается основательной, критике.

Нередко полагают, что умственное развитие детей в XX веке необходимо ускорить. Тенденция чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранным языкам; шахматам, музыке, работе на дисплее, игре, со сложными электронными устройствами опасна потому, что при этом происходит ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. А до 6 лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы и подавляют развитие воображения. Гасится и искажается эмоциональность.

До 5 с половиной лет ребенок должен накопить эмоциональный опыт отношений, научиться ориентироваться не в знаках и схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни, в природе. Он должен ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире и рисовать лес, а не корабли инопланетян.        

Математика, как и другие науки, рождалась в древности из попыток  человека научиться ориентироваться в естественном мире, она была средством понимания и видения этого мира. Ее основы были заложены людьми, для которых знание и восхищение, идея и образ были еще нераздельны. Мир являлся им не бессмысленным хаосом, но тонкой архитектурой, созданной по законам красоты и гармонии.

Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это — важнейшее виды прекрасного».

Думается, что именно такое понимание математики может стать духовной точкой опоры для педагога,  работающего с маленькими детьми, ибо по отношению к трехлетнему возрасту математическое содержание привлекается не ради него самого как такового, т. е.  не для пополнения суммы детских знаний сведениями из области математики, а ради введения в сознание детей самой идеи порядка и определенности, лежащих в основе устройства мира  (а следовательно, его постижимости и предсказуемости, ибо хаос нельзя ни постичь, ни предсказать).

При этом само созерцание и понимание с самого начала должно быть для маленького человека неразрывно связано, с любовью и восхищением. Это особенно важно именно в дошкольном возрасте,  когда формируется сфера чувств и отношений и сердце маленького человека становится чутким или черствым, а глаза и уши — внимательными или безразличными.

  1. Формирование элементарных математических представлений.

Это средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Стремление познать окружающий мир присуще каждому человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание — функция не только интеллекта, но и личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность, самостоятельность, уверенность в себе, в своих силах. От активного психологического настроя зависит, насколько проявится и разовьется у ребенка интерес к окружающему миру, людям, стремление узнавать и учиться новому. Очень важно создать условия для организации игры, так как именно в ней развивается интеллект ребенка. У детей с общим недоразвитием речи пропедевтика элементарных математических представлений должна осуществляться особенно системно, так как словарь таких детей минимален, и формирование понятийного и активного словаря идет параллельно с формированием математических представлений.        

В текущем году предстоит решать следующие задачи:  

  • развивать у детей представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства);
  • способствовать развитию умения сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству, (различать  контрастные качества размера, цветовой насыщенности, тяжести и т. п.);
  • устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображений, понимать и правильно использовать в своей речи слова такой же, другой, одинаковые, похожие, разные);
  • осуществлять классификацию предметов по одному признаку;

— осуществлять сериацию (собирать пирамидку из 5-7 колец, 4—5 местную матрешку; выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака— размера, цвета или др.);

  • воспроизводить и строить упорядоченные последовательности (по возрастанию или убыванию какого-либо признака);
  • осуществлять операцию счета (считать наизусть в пределах 5, определять количества в пределах 5 без пересчета);
  • развивать представления о временных последовательностях (сначала — потом), о прошедшем, настоящем, будущем (вчера — сегодня — завтра). Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов (сюжеты простых знакомых сказок, процесс роста человека и растения, порядок следования дел в течение дня, порядок смены времен года и др.);        
  • развивать представления о пространстве:

а) учить определять положение предметов относительно себя с помощью слов впереди — сзади, справа — слева, вверху — внизу;        

б)        учить определять расстояние до предмета (близко— далеко);

в)        учить определять взаимное пространственное расположение предметов (за, перед, между, около, над, под и др.).

Очень важны игры на обобщение признака: «отбери все красные фигуры», «отбери все большие фигуры», «отбери все квадраты».

Труднее дается детям обобщение на основе функции: «выбери тех, кто живет в лесу» (из фигурок животных).

Работа по формированию математических представлений тесно связана с работой по воспитанию навыков конструктивного и ориентировочного праксиса.


2. Игра в обучение детей математике.

Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений.

Форма. Формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и формах предметов. Обучать различению объемных форм и плоских фигур (круг — шарик, квадрат — кубик), используя зрение и осязание. Учить правильному называнию геометрических фигур.

Игры: «Разноцветные домики», «Геометрические формы», «Геометрический паровоз».

Обучать группировке предметов по определенному признаку (цвету, величине, форме).

Величина. Учить сравнивать контрастные по величине предметы.

Учить сравнивать два предмета, одинаковые или контрастные по длине, ширине, высоте, величине в целом (путем приложения, наложения, сопоставления).

Учить использовать слова: большой, маленький.

Игры: «Часть и целое», «Геометрические вкладыши», «Спрячь мышку», «Цвета», «Вкладыши медвежата", «Пирамидки», «Чашки вкладыши»,

Количество. Учить выявлять отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного), находить один и несколько одинаковых предметов, понимать вопрос сколько?

Учить определять количество путем пересчета (1, 2, 3).

Пальчиковые игры.

Формировать умение сравнивать две группы предметов по количеству и выяснять, в какой группе предметов больше, меньше, поровну.

Игры: «Найди половинку», «Найди различие».

Обучать воспроизведению заданного количества звуков и движений (в пределах трех).

Учить понимать вопросы: поровну? больше? меньше?

Учить использовать в речи слова: один, два, три, ни одного, по одному, много.

Ориентировка в пространстве. Формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела, основных направлениях от себя и на плоскости (вверху, внизу, спереди, сзади).

Игра: «Дружные части».

Ориентировка во времени. Формировать умение ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), различать и называть их.

Игры: «Мой день», «Когда это бывает».

2.1 Развитие временных представлений

Общаясь с ребенком, постоянно употребляйте слова: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, названия дней недели, месяцев, времен года.

Предлагайте ребенку следующие игры:

«Когда это бывает»

Разложить карточки с названиями дней недели по порядку. К карточкам «вчера», «сегодня», «завтра» подобрать название соответствующего дня.

Определять на картинках время года. Различать времена года по их признакам.  

Игра в лото: отобрать среди множества картинок те, которые соответствуют тому или иному времени года. К зиме отбирают картинки, на которых изображены деревья, покрытые снегом; дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снежную бабу; веселятся вокруг елки; висит кормушка для птиц, покрытая снегом, и т.д.

Заучивать стихи и загадки, соответствующие тому или иному времени года.

2.2 Развитие пространственных и количественных представлений

Развивая у ребенка пространственные представления, учите его понимать и употреблять слова: сзади, спереди (впереди), вверху, внизу, слева (левая), справа (правая), близко, далеко.

Игры: «Далеко - близко», «Что -  где?»

Расположить игрушки или предметы в указанном пространстве. Например: посади мишку справа (слева, сзади) от куклы. Нарисуй домик, а слева — елочку. Нарисуй вверху кружок, а внизу треугольник. Поставь елочку далеко от дома, а машину - близко. Обучая ребенка понимать и употреблять предлоги на, под, над, за, у (около), в, просите его располагать и определять местоположение игрушек и предметов в комнате и на картинках. Можно предложить задание отобрать картинки с нужными предлогами.

Работа над количественными представлениями начинается с парных одинаковых картинок, на них отрабатывается понятие «одинаковый» («одинаково»).

Игры: «Подбери такую же картинку»

Раскладываются картинки, причем вторые экземпляры этих же картинок остаются у взрослого. Ребенку показывается любая картинка и предлагается подобрать точно такую же.

Игра: «Подари мишке, подари кукле»

Можно из всех картинок выбрать две пары одинаковых и попросить ребенка разделить (разложить) их между куклой и мишкой так, чтобы у них оказался один и тот же набор картинок.

Игра: «Угости гостей»

Так же можно раскладывать различные предметы, игрушки. При этом задать ребенку, например, такой вопрос: «Как ты разложишь грибочки (огурцы, сливы) на тарелочки для куклы и мишки?»        

Игра: «Накорми цыплят»

Понятия «одинаково», «много - мало», «больше -меньше» даются при сравнении количества предметов.

Игра: «Покажи и посчитай»

Знакомство ребенка с числом начинается с выделения различных частей тела: одна голова, один нос, два глаза. А сколько ушей? Сколько рук? Сколько ног? Сколько пальцев на руке?

Игра: «Раздели всем»

Следует учить ребенка подавать (откладывать, рисовать) один и два предмета, один и много, а затем от одного до пяти, добиваясь при этом правильного ответа на вопрос «сколько?».

Например: «Сколько нужно одному человеку (двум, трем...) шапок, рубашек, носков, тапочек, варежек? А сколько нужно ложек, тарелок, стул.


Заключение

Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Перспективным и важным представляется проблемно-поисковый метод обучения. В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребенок может идти путем опытных проб. Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные ответы, направляя поисковую деятельность детей.

Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребенка; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям. Доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема на занятии создает ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов проведения занятия.

Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Список литературы

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. cада и родителей. -   М.:Просвещение,1992.-96с.

2. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1991. —207 с.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.-2-е изд., дораб.-М.:просвещение,1991.-160с.

4. Т. Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.;Сост. Т.Н. Доронова. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей второй мл.  группы дет. сада/ - М.: Просвещение, 1993.-224 с.

5.  Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с сзадержкой речевого развития.- СПб.:Речь, 2004. - 128с.

6.   Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.— М.: Просвещение,  1992. —191  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Колобок пришел к нам в гости"

Интеграция образовательных областей:  Коммуникация Социализация ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и  расширить полученные ранее знания и представления по пройденным темам....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «Страна игрушек»

«Страна игрушек» Цель:Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.Задачи:Количество.- Развивать умение видеть общий признак предметов группы.- Формировать умение сост...

картотека игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений по ФЭМП создана для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста....

Конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений в младшем возрасте так или иначе связаны со знанием сенсорных эталонов. Поэтому предлагаю конспект занятия по закреплению знаний о сенсорных этал...

Конспект открытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие с Машенькой" младшей группы «Семицветики

Конспектоткрытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений   у детей младшего дошкольного возраста "Увл...

Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучени...