Методические разработки по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
методическая разработка по теме

 

Прилагается система работы  по направлению профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ, тематическое планирования тренинга для педагогов "Новый взгляд", конспект одного из занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  РАБОТЫ  по направлению профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

С.Ю. Сорокина МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №16»

Одно из самых удивительных заблуждений —

заблуждение в том, что счастье человека

 в том, чтобы ничего не делать.

Толстой Л. Н.

Основной целью моей работы как педагога-психолога, работающего в ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей. Реализуется эта цель в ряде задач, одна из которых - создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья детей. В эти условия входит очень многое, но в данном случае (случае моей работы в ДОУ, хотя и это «не случай»), на первое место выходит эмоционально-комфортное пребывание детей в учреждении, а это в свою очередь (продолжаем выстраивать смысловую цепочку) сопряжено не с большим числом игрушек в ДОУ, не с плотным расписанием увлекательных занятий, а с воспитателем, «самым любимым» и «самым хорошим». К сожалению, даже с самым хорошим воспитателем может случиться «беда»: вот пришла Она сегодня в сад какая-то не такая, детки ей в глаза заглядывают, а она отворачивается, кричит, ругается, да и занятие какое-то скучное сегодня получилось. Отчего такое? А оказывается, ей сказали подготовить пару конспектов, открытое занятие неожиданно провести, картотеку оформить, еще дом, семья, огород, маме еще обещала сбегать помочь, да в саду еще и родительница одна сегодня сквозь зубы поздоровалась, а дети эти, вообще, не слушаются… «Что делать?» – говорит воспитатель. «Что делать?» - говорит психолог, садится за рабочий компьютер, обкладывается книгами и начинает размышлять…

  Что нужно Человеку для счастья? – вопрос философский, но нам ведь нужен счастливый воспитатель. Пробуем ответить: здоровье, любовь, чтобы в семье все хорошо, хорошая работа, общение и пр. На любовь и семью пока не замахиваемся, а вот с остальным попробуем разобраться.

Итак цель:  создание условий для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи:

  1. развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего возникновению эмоционального выгорания;
  2. улучшение эмоционального климата в ДОУ, создание условий для открытого, доверительного общения;
  3. создание оптимальных рабочих нагрузок, творческой атмосферы профессиональной деятельности, оказание поддержки в работе, активация творческого самовыражения педагога;
  4. формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;
  5. формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

Кто воздействует на педагога и может мне помочь в реализации моих целей?

Исходя из всего этого, и выстраиваем свою систему работы, тесно сотрудничая практически со всеми категориями лиц, воздействующих на педагога.

Принципы работы :

  1. Принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции)
  2. Принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и т.д. проявлений.
  3. Принцип целесообразности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели.
  4. Принцип причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие.
  5. Принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях.

Основные направления деятельности:

  1. психологическая диагностика;
  2. коррекционно–развивающая работа;
  3. психолого–педагогическое консультирование и просвещение;
  4. психологическая профилактика;
  5. методическая работа.

Психологическая диагностика

 Цель данного направления деятельности — изучение индивидуальных особенностей личности педагогов, его эмоционального состояния для выявления причин возникновения проблем в работе, взаимодействиях с социумом; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционно-развивающей работы; психологического климата в коллективе и др.

Используемые методики:

  1. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко);
  2. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера;
  3. «диагностика состояния стресса»(К. Шрайнер);
  4. Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе;
  5. Диагностика социально-психологической направленности личности.

Коррекционно–развивающая работа:

При правильной организации системы поддержки и профилактики эмоционального выгорания данное направление теряет свое актуальность, тем не менее, при некоторых обстоятельствах становятся необходимыми индивидуальные консультации. В сложных случаях педагогам  можно порекомендовать обратиться за  психотерапевтической помощью.

Психолого–педагогическое консультирование и просвещение:

Цель данного направления работы – оказание   помощи педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, трудностей учебно-воспитательного процесса, проблем взаимоотношений между детьми и в коллективе.

 Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

 В рамках психолого-педагогического просвещения для педагогов организуются консультации, семинары, практикумы, презентации по специфическим проблемам, с которыми они наиболее часто обращаются (например: консультирование относительно особенностей протекания адаптации к ДОУ,  разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми и т. п.).

 Также  педагог-психолог   выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим необходимым специалистам,  сведениями о которых он располагает.

Психологическая профилактика:

Наиболее обширный блок в деятельности психолога по данному направлению. Данное направление реализуется в интеграции с администрацией, профсоюзом, специалистами ДОУ (физкультурный работник, музыкальный работник, социальный педагог), частично даже привлекаются воспитанники и их родители.

Реализация осуществляется в следующих аспектах (вспомним, что нужно человеку для счастья и наши задачи):

  1. Создание оптимальных рабочих нагрузок, оказание поддержки в работе, творческой атмосферы профессиональной деятельности, активация творческого самовыражения педагога;

Правильная организация труда – необходимый элемент в профессиональном и психологическом благополучии. Осуществляется в первую очередь методистом, с некоторой помощью психолога (благо, есть второе  образование по специальности «управление персоналом»). В саду действует система наставничества, школа молодого педагога, организуются открытые занятия, происходит обмен опытом, реализуются творческие проекты (например, «детский сад будущего»), конкурсы. Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения,  рейтинг «Профессиональные достижения» по итогам года.

Непосредственно психолог проводит 1-2 тренинга по тайм-менеджменту.

  1. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего возникновению эмоционального выгорания;

Создание условий для поддержания здоровья и работоспособности.

Осуществляется интеграция с физкультурным и музыкальным работниками. В ДОУ постоянно действуют различные спортивные (аэробика) или танцевальные секции (школа танцев живота) для педагогов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, на одном из них часть времени уделяется дыхательным, релаксационным упражнениям, визуализациям, которые проводит психолог. Кроме того, здоровьесберегающее направление является профилирующем в нашем санаторном саду, соответственно уделяя внимание пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей, каждый педагог вплотную знакомится с данной информацией, организуется обмен опытом (выступления на педагогических советах, организация семинаров, деловых игр, выпуск буклетов, памяток). Тем самым осуществляется внедрение здорового образа жизни и среди воспитателей.

  1. улучшение эмоционального климата в ДОУ, создание условий для открытого, доверительного общения;

В рамках данного направление совместно с представителями профсоюза в ДОУ осуществляется планирование досуговых мероприятий для педагогов: проведение праздников, с включением концертной программы, формируемый из номеров разновозрастных групп педагогов и обслуживающего персонала, конкурсов и пр.; организации совместных экскурсионных поездок, спортивных мероприятий.

Совместно с социальным педагогам проводятся консультации с элементами тренингов, целью которых является сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, умения разрешать конфликты, создание в педагогическом коллективе ситуации успеха.

 Включение в программу занятий с детьми старшего дошкольного возраста занятий, направленных на формирования позитивного образа педагога, эмпатии, понимании чувств взрослого, умения выражать поддержку, положительное отношение своему воспитателю. Разработаны конспекты таких занятий, которые проводятся совместно с педагогом или без него, с последующим его приглашением, раз в квартал: осеннее - «Осенние посиделки», зимнее – «Пропала воспитательница!!!», весеннее – «Пожар в саду», предполагающее работу с высказыванием «сгорела на работе» и перевоплощение в пожарных, которые находят способ потушить данный пожар. С более младшими детьми – выполнение совместных подарков для воспитателей к праздникам «день воспитателя», «Новый год», «8 марта» (данную функцию предполагается впоследствии передать педагогу по изодеятельности).

Разработан конспект родительского собрания с элементами деловой игры «Педагог для моего ребенка». Ведь отношения с родителями играют существенную роль в психологическом комфорте педагога.  Как известно, словом можно убить, а можно воскресить.   Зачастую от доброго слова родителя педагог «расцветает», у него «появляются крылья», желание работать еще лучше. Ведь как сказал Вовенарг Л. «Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий», а кто как ни родитель может отметить успехи своего ребенка и поблагодарить за них педагогов своих детей.

Еще одно небольшое нововведение – флештренинги. Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики в течение 5-10 минут  с последующим обсуждением в группе или индивидуально. Как технология запатентован Самсоновой Олесей Владимировной педагогом-психологом ГОУ СОШ № 499 г.Москвы. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.

Видеоролики для флэштренинга заимствуются из интернета или создаются по актуальным проблемам.

Для снятия психологического напряжения, сплочения коллектива используется «Педагогический флешмоб» - технология, апробируемая в ДОУ. Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Психологи благосклонно относятся к явлению флешмоба, поскольку оно (в определённой степени) благотворно влияет на психологическое состояние участников, помогает участникам лишиться скованности боязни общественного мнения, вырабатывает умение самоорганизации, даёт возможность знакомиться с единомышленниками и привносит в жизнь разнообразие. В применении к ДОУ мы модифицировали данное явление. «Педагогический флешмоб» представляет собой организованное мероприятие, в рамках которого педагоги в течении 5-10минут что-то необычное для них, или же обычное действие, но исполняемое одновременно несколькими людьми оно становится необычным. Из общепринятых правил флешмоба взяты два: сценарий должен иметь абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению) и все участники должны делать все с серьёзным видом (посмеяться можно будет позже). Например, «Игра в снежки», «Чтение книг» и т.д. Данное мероприятие абсолютно добровольное.

  1. формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития; формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

Данные задачи решаются в рамках работы годового тренинга личностного роста «Новый взгляд».

Методическая работа

 Цель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации работы.

В рамках данного направления разрабатываются программы работы по данному направлению, формируются пакеты диагностического инструментария для оценки психологического климата, сплоченности коллектива, диагностики эмоционального выгорания и педагогических деформаций, разрабатывается и изготавливается необходимое оснащение для занятий и пр.

В аспекте данного направления осуществляется самообразование: обучение на рейтинговых и модульных курсах при ИУУ, участие в семинарах-практикумах.

Кроме того, осуществляя руководство Городским Методическим объединением педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений, мною был организован семинар-практикум по проблеме эмоционального выгорания и педагогических деформаций, в рамках которого был осуществлен обмен опытом между психологами по данному направлению. Данное мероприятие было оценено участниками как вызвавшее наибольший эмоциональный отклик и наиболее практически значимое, относительно других заседаний МО (по данным итогового анкетирования).  

В целом, можно сказать, что система еще не приобрела свой окончательный вид, она динамична, образовывает новые подструктуры и включает все новых участников.



Предварительный просмотр:

Клуб для педагогов “Новый взгляд” как средство профилактики явления эмоционального выгорания

С.Ю. Сорокина МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №16»

Цель: расширение поведенческого репертуара

Задачи:        1. развитие навыков рефлексии

                2. пробуждение творческих ресурсов воображения

                3. повышение уверенности в себе и ответственности за свои действия

                4. снятие напряжения и негативных эмоций

                5. накопление эмоционально-положительного опыта

                6. формирование навыков совместной деятельности.

Основные формы проведения занятий:

  1. Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т. д.).
  2. Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).
  3. Творческие (арт-терапия и т. д.).
  4. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  5. Беседы, дискуссии.

Успешность проведения занятий зависит:

  1. от формирования группы на добровольной основе;
  2. позитивной личностной направленности ведущего;
  3. включения фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками группы;
  4. осуществления обратной связи.

Используемые программы:

  1. Вачков И.В. “Метафорический тренинг”
  2. Сакович Н.Я. “Лабиринты Я”
  3. Белинская Е.В., Шиманович Ю.С. “Сказочный калейдоскоп”

Тематическое планирование работы

месяц

Название тренинга

Задачи

1

Октябрь

Познакомимся поближе

- создание благоприятных условий для работы группы

- обучение активному стилю общения, методам передачи и приема обратной связи

- гармонизация отношений

2

Октябрь

Погружение в сказку

- обучению анализу, созданию сказок

- развитие способности увидеть смысл сказки с разных сторон

- гармонизация внутреннего состояния

3

Ноябрь

Воздушные шары

- включение в групповое взаимодействие

- поддержка и развитие творческого самовыражения

- снятие напряжения

- гармонизация внутреннего состояния

4

Ноябрь

Чары злобного Крокса

- сплочение коллектива

- тренировка навыков мыслительной деятельности

- тренировка навыков эффективной коммуникации

- развитие невербального общения

5

Декабрь

Говорящие вещи

- формирование навыков самосознания

- помощь участникам в самораскрытии

- развитие эмпатических умений

6

Декабрь

Мечты об отпуске

- развитие умения справляться со стрессом

- активизация самосознания

- развитие коммуникативных умений

- сплочение группы

7

Январь

Теремок

- развитие умения распознавать фальш в поведении человека, замечать изменения в особенностях поведения

- тенировка умения находить нестандартные решения в сложных ситуациях

- формирование навыков убеждающего воздействия

8

Январь

Заверши сказку

- знакомство с типологией сказок, используемых в сказкотерапии

- формирование умения сочинять сказки

- развитие навыков совместного творчества

9

Февраль

Необычное в обычном

- сплочение коллектива

- выработка метафоричного мышления

- развитие эмпатии и самосознания

10

Февраль

Образ внутреннего мира

- развитие навыков рефлексии и метафорического мышления

- выработка позитивного самоотношения

11

Март

Заколдованные звери

- формирование навыков совместной деятельности

- развитие наблюдательности и логического мышления

- тренировка умения быть убедительным и доказывать свою точку зрения

12

Март

Актеры и кинорежиссеры

- сплочение коллектива

- организация продуктивной обратной связи

- снятия напряжения

13

Апрель

Кто я?

- поддержка и развитие творческого раскрытия и самовыражения

- гармонизация внутреннего состояния

- стимуляция проживания внутреннего опыта



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для педагогов: «Мечты об отпуске».

С.Ю. Сорокина МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №16»

Цель:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Задачи:

  1. развитие умения справляться со стрессом
  2. активизация самосознания, развитие рефлексии
  3. развитие социальной компетенции
  4. накопление положительного эмоционального опыта, укрепление социального иммунитета
  5. сплочение группы        

необходимое оборудование: музыкальное сопровождение

методические приемы: элементы сказкотерапии, драмтерапии, беседа

используемая литература:

1. Вачков И.В. “Метафорический тренинг”. – М.:”Ось-89”, 2005. – 144с.

2. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А.Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.



Предварительный просмотр:

Методический прием

Обоснование

Конспект занятия

  1. Приветствие

  1. Игра-разминка “Глаза в глаза”  

  1. Беседа

  1. Упражнение «Внутренний луч»                     

  1. Тест “Стирка белья”

  1. Беседа

  1. Релаксация-визуализация

  1. Упражнение "Спагетти"

  1. Упражнение "Деревенский дом"

  1.  Упражнение "Заколдованный лес"

  1. Упражнение "Болото"

  1. Упражнение “Вечерние посиделки”

  1. Упражнение 10 Я

  1. Упражнение "Метафора"

  1.  Прослушивание сказки “О волшебнике”

  1. Беседа

Создание необходимой обстановки

Установление контакта между участниками

Постановка проблемы

снятие утомления, обретение внутрен ней стабильности.

Самодиагностика стрессового состояния

Вхождение в “сказочную ситуацию”, начало развития сюжета

Снятие напряжения, развитие воображения, расширение сенсомоторного репертуара

Снятие напряжения

Развитие коммуникативных умений

Развитие коммуникативных умений, сплочение коллектива

Сплочение коллектива, расширение сенсомоторного репертуара

Снятие напряжения, развитие социальной компетенции

Развитие самопознания, обращение к внутреннему миру

Развитие метафорического мышления

Релаксация

Развитие рефлексии

Приветствие

Участники встречающиеся друг с другом глазами меняются местами, затем обсуждается кто больше раз поменял свое место, почему

Беседа о плохой погоде, усталости, как можно справиться со стрессом

За 3-5 минут, потраченные на психотехнические упражнения, можно снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Попробуем?

Чтобы выполнить это упражнение, надо при нять удобную позу сидя или стоя, в зависимо сти от того, где оно будет выполняться (в груп пе, на прогулке, в транспорте).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, ко торый медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освеща ет лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает на пряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опус каются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность - спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и профессией.

Выполните упражнение несколько раз сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите не про сто удовольствие, а даже наслаждение. Закан чивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спо койным и стабильным! Я все буду делать хо рошо!»

Вы перенеслись назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Грязная одежда стала скапли ваться в больших количествах, и Вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, Вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в Вашей голове?

  1. О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать
    до завтра? Что же мне надеть?
  2. Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.
  3. Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать.
  4. Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.

Если Ваш сотрудник выбрал в качестве ответа первое утвержде ние, то уровень стресса в настоящее время — 80. Этот человек дото шен, обращает внимание на мелочи, анализирует их, и любое нега тивное событие может вызвать его раздражение. Чем можно помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистично го, уверенного, организованного.

Если Ваш сотрудник выбрал в качестве ответа второе высказы вание, то уровень стресса в настоящее время — 50. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять позитивное видение про блемы, даже когда происходят незапланированные события. Такие люди относятся к стрессу, как к побуждающему фактору и способ ны помочь справиться с ним коллегам.

Если Ваш сотрудник выбрал третий вариант ответа, то уровень стресса — 0. Этот человек не позволяет мелким проблемам и неуря дицам влиять на свою жизнь и в любом негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимис тический настрой.

Если Ваш сотрудник остановил свой выбор на четвертом ут верждении, то уровень стресса в настоящее время — 100. Воз можно, в его жизни произошли драматические события, может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность расслабиться. Видимо, он решит, что работа воспитателя для него слишком тяжела эмоци онально.

беседа об ожидаемом отпуске, мы все отправляемся в отпуск

Ведущий. Давайте представим, что наступили, на конец, долгожданный летний отпуск. Вы от правились на отдых в деревню, далеко-далеко, в самую лесную глухомань, подальше от город ской суеты и шумных улиц. Ехать туда вам пришлось на поезде. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что сво бодна от вещей только верхняя полка для бага жа. Вам нужно поставить свою большую и тя желую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? какой формы? Ощутите ее вес: он довольно внушитель ный, но вам все же по силам справиться с за дачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы за кинуть багаж наверх. Приготовились. Постави ли ноги на ширине плеч! Взяли груз. Поднима ем его вверх... Ощущаете напряжение рук? ра боту мышц спины? Полка находится высоко. Приходится приподняться на носки, чтобы за двинуть сумку до самой стены. Еще одно уси лие и... сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться и сесть. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, повращайте кис тями рук.

Ведущий. Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо бы ло бы перекусить. Представьте, что вы залили кипятком   лапшу быстрого  приготовления.  Но это не просто лапша — это настоящие спагетти! Длинные тонкие макаронины лежат в тарелке перед вами. Захватим пальцами одну из них. Она висит, свободно раскачиваясь. Если мы нач нем вращать кистью руки, то и наша вообража емая макаронина начнет извиваться, наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спа гетти вилкой. Накрутите их на вилку. Поймай те макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, по чувствуйте себя настоящее макарониной...

Ведущий. Вот вы, наконец, добрались до той са мой глухой деревушки, где собираетесь провес ти несколько дней и замечательно отдохнуть. Вы пришли к дому, в котором вас должен был ждать дедушка-охотник. Но между дощечками калитки вы обнаружили записку, в которой де душка сообщал, что он на некоторое время уе хал и вам самим следует обустроиться в доме. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары... А теперь, пожалуйста, при готовьте козлы, положите на них бревнышки и распилите их на чурбачки большой двуручной пилой. Это не слишком-то просто: надо согласовывать свои движения, добиться единого ритма. Так, а теперь каждый берет в руки топор и на чинает колоть дрова. Только будьте осторожны и не заденьте друг друга.

На полу отмечают веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой уклады вают один за другим несколько стульев. Получает ся извилистая тропинка длиной 3 - 5 м.

Ведущий. Вы вступили в лес. Почему он считает ся заколдованным? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых, человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помогать друг другу. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязы вают глаза. Его задача — пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания словами: влево, вправо, два шага вперед и т. п. Разумеется, ему нельзя под ходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партне ра. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает товарищу идти по тропе.

Ведущий. Едва только вам, лихим путешествен никам, удалось перевалить через опасные тропы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его можно только по редким кочкам. Нельзя осту паться, иначе можно запросто утонуть в тряси не. Сейчас вы начнете путь через болото. Будь те очень осторожны! Помогайте друг другу пере бираться с кочки на кочку. Поддерживайте сво их товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутни ков. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и не продуманность действий могут привести каждо го участника и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответ ственность, поддержка друзей обеспечат успех.

“Кочки” (газеты, куски линолиума) раскладывают в круг вплот ную друг к другу. Ведущий предлагает педагогам встать на кочки.

Ведущий. Вы начнете движение по моей коман де. Будете переходить с кочки на кочку по часо вой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на ту кочку, с которой начали движе ние. Вперед!

Когда участники группы справятся с этим задани ем, ведущий поздравляет их и сообщает, что путь по болоту еще не закончен.  Он предлагает некоторым участникам  встать по двое  и убира ет из круга освободившиеся кочки (при численнос ти группы в 12 человек можно убрать 3). Группа снова начина ет движение в усложнившихся обстоятельствах. При успешном   завершении этого этапа ведущий вытас кивает из круга еще 3 кочки. Снова совершается дви жение по редким   кочкам.  Переправа через болото считается законченной, а задание выполненным, ког да все участники располагаются по 3 игрока на од ной кочке. Участ ники могут праздновать победу, если им   удалось, поддерживая друг друга, выстоять на стульях, пока ведущий досчитает до десяти.

Наступает вечер, вы развели костер, приготови ли  ужин, перекусили.   Спать  еще  не  хочется. Вам   приятно посидеть у огня, поболтать с дру зьями. По вечерам   с особенным   удовольствием слушаются всякие занимательные истории. По этому я предлагаю вам  самим  сочинить сказоч ную историю. Но наша история будет создавать ся совместно.  Первый рассказчик начнет пове ствование, произнесет несколько фраз, потом   я хлопаю в ладоши, и продолжение истории дол жен   будет  придумать   его   сосед   слева.   Потом право рассказа передается следующему и т. д. Но! Второй рассказчик должен произносить текст на особом  языке - "джибрише". Хлопок - тре тий участник возвращается к истории и продол жает рассказ по-русски.  Четвертый снова гово рит на "джибрише". Пятый возвращается к рас сказу и т. д.  Иначе говоря, каждый нечетный игрок рассказывает сказочную историю, каждый четный подхватывает ее на "джибрише". Но что же такое "джибриш"? Это воображаемый язык.  Некая тарабарщина.  Конечно, "джибри-шу" можно придать сходство с каким-то реаль но существующим   языком   — французским, ан глийским, немецким.  Как, например, в извест ной    псевдо-итальянской    песенке    персонажей

фильма  "Формула любви":   "Уно, уно, уно, ун моменто!...". А можно не оставлять языку ника ких национальных особенностей и ограничиться исключительно эмоциональной окраской  речи, усиливая свой рассказ мимикой и жестикуляци ей. Если всем   понятно, начинаем!

затем пришло время рассказать о себе, но прежде, чем рассказывать нужно четко для себя сформуировать, что ты можешь о себе сказать. Напишите на листочках 10 предложений о себе, начинающиеся со слово “Я”, желательно, чтобы это были существительные, а затем уже прилагательные. Затем написанное зачитывется.  

Ведущий. Следующее задание таково. Вам предстоит вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из группы. Вам нуж но придумать такую метафору, которая поможет остальным угадать, чья карточка вам досталась. В качестве метафоры могут выступать строчки из песни, яркий образ, может быть, какая-то ас социация, связанная с этим человеком. Напри мер, можно предложить такую метафору: "Ког да я думаю об этом человеке, то представляю себе старинный восточный кувшин с золотым орнаментом, в котором обычная вода кажется вкусной и сладкой..." или: "Зная увлечения это го человека, я сразу вспоминаю лето, речку, ран нее утро и поплавок, ныряющий в воду..."

Чтение сказки

Обсуждение результатов тренинга: что он дал для участников. Что нового человек узнал о себе, чему научился.



 

Комментарии

Большое спасибо за материал!