ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему

Маслёнкина Ольга Алексеевна

 

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».    

     К. Е. Тимирязев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx254.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».    

     К. Е. Тимирязев.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача педагога – создать условия для реализации этой активности.

 Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Ученый Н.Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную и интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Проанализировав все аспекты в этой области, я решила внедрить в свою работу экспериментальную деятельность с детьми.

Для этого поставила перед собой цель экспериментальной деятельности: создание условий для формирования основного целостного мировидения у ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

 Из цели сформировала следующие задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе;
  2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей;
  3. формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. развивать мышление, внимание, память, речь;
  5. воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.).

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно освоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Для решения поставленных задач, я стараюсь создать предметно развивающую среду для экспериментальной деятельности – уголок экспериментатора «Лаборатория Солнца», в котором ребенок мог бы познать окружающий мир. В уголке экспериментатора имеются различные материалы и оборудование: колбы, пробирки, воронки, ложки, банки, пипетки, стаканчики, лупа, песочные часы, ящик ощущений, различные растворы, краски, песок, глина, камни и многое другое, что может пригодиться в исследовательской работе, для проведения простейших опытов и наблюдений.

Я веду определенную работу по созданию необходимого наглядно – методического материала. Изготавливаю пособия, дидактические игры. В своей работе использую видеозаписи, мультимедийную установку.

Экспериментальная деятельность вызывает у детей особенный интерес. Опыты – словно фокусы, а для малышей – это чудо. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ним.

Я включаю эксперименты во все виды организованной образовательной деятельности. В каждой возрастной группе провожу те эксперименты, которые доступны детям для осознания и понимания данной деятельности.

Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслительные операции, стимулируют познавательную и интеллектуальную активность, любознательность, восприятие. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

За время моей работы были проведены различные эксперименты и опыты.

Эксперименты с воздухом:

«Воздух невидим и прозрачен»

«Воздух имеет вес»

 «Воздух во всем»

«Движение воздуха» и др.

В ходе данных экспериментов дети знакомятся со свойствами воздуха: делают вывод, что воздух прозрачный и бесцветный, мы его не видим, не замечаем, но он находится в окружающем нас мире. Дети узнают, что воздух способен заполнять пространство (опыт «Воздух во всем»).

«Свойства воздуха»

Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами.

Материалы: веер, листы бумаги, кусочек апельсина, чеснок, кусочек яблока, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка.

Описание:

Детям загадывается загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

                             (Воздух)

Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.

В.: Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?

Игра «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, чеснока, яблока) – что вы чувствовали?

В.: Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

Посмотрите, у меня воздушный шарик. Как вы думаете, что внутри этого шарика? (Воздух.) А в ненадутых шарах есть воздух? Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как проверить? (Можно взвесить.) Чем будем взвешивать? (Чашечными весами.)

Взвешиваем. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему? (Воздух имеет вес.)

В.: Как вы обычно надуваете шарик? Хотите покажу, как можно надувать шарики по-другому?

Воспитатель достает пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее), надевает на ее горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

В.: Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется.) Как можно теперь сдуть шарик? Попробуем поставить его снова на холод. А через некоторое время посмотрим, что произойдет с нашим шариком.

Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе.

Эксперименты с водой:

 «Тонет, не тонет»

«Вода жидкость»

«Окрашивание воды»

«Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают» и др.

Выполняя эксперименты с водой, дети знакомятся со свойствами воды: вода – жидкость, она прозрачная, не имеет вкуса, приобретает форму сосуда, в который ее наливают и т.д. Например, во второй младшей группе дети, переливая воду из одного сосуда в другой, узнают, что она – жидкая.

А уже в более старшем возрасте, знакомятся с другими свойствами воды, например, превращение воды в пар. Помимо этого дети узнают, что вода находится на всей нашей планете, что жизнь есть только там, где есть вода.

Эксперименты с песком, глиной и почвой:

«Рассматривание песка и глины через увеличительное стекло»

«Песок рыхлый, глина твердая»

«Свойства сухой и влажной глины»

«Свойства сухого и влажного песка» и др.

В данной серии экспериментов дети знакомятся со свойствами песка, глины и почвы. Например, опыт

«Взаимодействие воды с песком и глиной»

Детям предлагаются два прозрачных стакана, в одном из них насыпан песок, а в другом лежит глина. Далее в каждый стакан наливаем воду, и наблюдаем, что происходит. Песок очень быстро становится мокрый, а вот глина нет. Дети делают вывод, что песок рыхлый и пропускает воду, а глина твердая и вода не может просочиться на дно стакана.

С малышами проводила опыт на прогулке

«Свойства сухого и мокрого песка».

Предложила детям слепить колобки из сухого песка, некоторые сразу сказали, что у них это не получится, но несколько ребят начали пробовать это делать. Спросила, что можно сделать, чтобы получились колобки. Дети сказали, что «надо полить песочек и потом получиться». Так сделали вывод: мокрый песок может принимать различные формы, а сухой нет.

Эксперименты со снегом и льдом:

«Снег и лед – вода»

«Связь между состоянием снега и температурой воздуха»

«Загрязнение снега и воды»

«Рассматривание снега через увеличительное стекло»

Экспериментируя со снегом и льдом, дети усваивают то, что это все вода. Например, эксперимент «Снег и лед – вода».

Во время прогулки мы положили в одно ведро снег, а в другое льдинки и принесли в группу. Я предложила поставить детям ведерки на подоконник и посмотреть после дневного сна, что произойдет со снегом и льдом. Проснувшись, дети первым делом стали рассматривать ведерки, и увидев, что снег и лед растаяли, пришли к выводу, что и лед, и снег – это вода.

В подготовительной группе в уголке для экспериментов появился «Ящик ощущений». Один из детей, вставив руки в рукава, обследует предмет руками, описывает его, а остальные дети должны узнать и назвать этот предмет. Далее дети научились составлять описательные рассказы, придумывать и загадывать загадки.

Особое место в моей педагогической деятельности отводится организации экспериментальной деятельности в области «познание» по формированию элементарных математических представлений. Для достижения результатов в этой области я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить  самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
  2. Учить анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.

В подготовительной группе особое внимание  я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к.  дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.

Дети должны понять, для чего нужно измерение. С этой целью важно поставить их перед необходимостью измерения. Например, предложить определить на сколько один предмет длиннее (выше, тяжелее) другого.

Измерение – сложная деятельность, поэтому в обучение детей этому умению нужна определенная последовательность. Вначале я учила детей измерять длину, ширину, высоту предметов. Например, «ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ПРЕДМЕТА. (Измерение ленты)».

«Измерение длины предмета» (Измерение ленты)

Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Материалы: лента (60 см), мерка – полоска (20 см), счетные палочки.

Ход:  На доске горизонтально прикреплена лента.

В.: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показываю мерку). Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?

Выслушиваю ответы. Затем предлагаю показать, как надо измерять, помогаю ребенку и объясняю правила измерения.

Порядок измерения длины:

  1. начать измерять от самого края;
  2. отметить конец мерки;
  3. после того как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);
  4. перенести мерку и продолжить измерение.

- Сколько бантиков получиться? Как узнать? (Пересчитать палочки.)

Проводя данный вид измерения, дети узнали, что такое мерка, а так же правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.

Обучая детей способам определения объема жидких и сыпучих веществ, вначале мы устанавливали, что будем измерять (например, горох), что необходимо для измерения (выбрать подходящую мерку), как надо заполнить мерку, до каких пор надо продолжать измерение.

«Измерение гороха».

Цель: учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.

Материалы: две прозрачные миски, в одной из них горох; мерный стакан, чашка, ложка; счетные палочки.

Ход:  На столе в прозрачной миске горох и мерная посуда.

В.: Как узнать, сколько здесь гороха?

Насыпаю полный стакан гороха, обращаю внимание детей на полноту стакана, затем пересыпаю его в пустую миску. Чтобы не сбиться со счета, выкладываю на столе палочки. Предлагаю детям также выкладывать по одной палочке на каждый полный стакан гороха.

- Сколько пересыпано стаканов гороха, столько и палочек будет у вас на столах.

- Сколько я пересыпала стаканов? Сколько палочек у вас на столе?

Таким образом, надо пересыпать весь горох из одной миски в другую. После чего дети, пересчитав все палочки, говорят, сколько стаканов гороха.

Обращаю внимание на то, что каждый стакан гороха должен быть таким же полным, как и первый. И палочку надо положить только тогда, когда стакан пересыпан.

В третий стакан специально насыпаю гороха меньше и, поднося его к миске, наблюдает за тем, положили ли дети палочку. Обращаю внимание на наполненность стакана и напоминаю ребятам, какой полноты был первый стакан. Только тогда, когда будет выполнено это правило, можно положить палочку.

После того как будет измерен весь горох, отмечаю, сколько гороха было в миске. Чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что горох можно измерять только стаканом, предлагаю попробовать измерить его другими мерками.

В.: Как можно назвать одним словом эти предметы: стакан, чашку, ложку? ( Мерка.)

Упражнения в измерении линейных величин и объемов жидких и сыпучих веществ необходимо чередовать, при этом в качестве мерки использовать разнообразные предметы: полоски бумаги, веревки, ленты, ложки, чашки, банки и пр. Полезно сравнивать разные свойства одних и тех же предметов. Например, перед детьми поставила два разных кувшина с одинаковым количеством воды. Предложила детям определить, в каком из двух кувшинов уровень воды выше. Дети без затруднения выполнили это задание. Потом спросила, в каком из них больше воды. Несколько детей сразу показали на тот, кувшин в котором уровень воды был выше. Спросила, что мы можем сделать, чтобы узнать, где больше воды. Дети предложили измерить ее. Выбрали мерку – стаканчик. Определили, что воду надо измерять одинаковой меркой. Сделали вывод, что нельзя сказать, где больше воды, определив только высоту ее уровня. Дети убедились, что сравнивать можно только те результаты, которые получаются при измерении одинаковой меркой.

Закрепив умение измерять различные предметы, мы стали использовать их для решения различных задач. Для этого было создано две папки с иллюстрированными задачами: «Опыты на измерение расстояния» и «Опыты на взвешивание предметов»

Дети с большим интересом выполняют предложенные задания. Например, предложила детям измерить длину и ширину стола, но сказала, что  ничего нельзя брать в руки.

Подумав несколько секунд, один ребенок предложил измерить руками.

Он измерял, а все остальные считали. Длина получилась 14, а ширина 8. После этого я сама выполнила те же действия. Мой результат был иным: длина 8, ширина 4. Некоторые дети были удивлены. Однако же большинство сразу сказали, что такой результат получился потому, что у меня руки больше. Сделали вывод, что чем больше мерка, тем меньше ее количество, и чем меньше мерка, чем больше ее количество.

После этого я предложила детям дома вместе с родителями измерить какой-нибудь предмет или прибор (холодильник, стиральная машина), но чтобы измеряли все и мама, и папа, и ребенок. А после этого сравнили результаты. На следующий день дети с большим увлечением рассказывали о том, что они измеряли. Отметили, что у папы всегда был результат меньше чем у всех остальных членов семьи.

«Сравнение предметов» (камень и вата (50г.)

Предложила детям камень и вату (50 г). Спросила, что тяжелее? Все дети сказали, что камень тяжелее ваты. На вопрос «почему?» получила следующие варианты ответов: «Потому что камень всегда тяжелый», «Потому что он тяжелее всего», «Потому что он большой», «Потому что вата легкая». Далее измерили на весах, в результате дети увидели, что вата оказалась тяжелее камня. На вопрос «Почему так получилось?» лишь двое детей дали ответ: «Потому что ваты больше», «Потому что вата скручена в рулон и ее много». Сделали вывод, что вес камня меньше веса ваты.

Серия экспериментов была проведена на основе принципа сохранения количества объектов при изменении их формы. Понятие сохранения означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому другому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения, но при условии, что ничего не отнимается и не добавляется к ним. Овладение этим принципом составляет также необходимое условие для формирования у ребенка научных понятий.

Например, я попросила детей насыпать по три ложки риса в две непрозрачные закрывающиеся коробки разной формы и размера. Дети не видят, как разместился рис в этих коробках. Задаю вопрос «Где риса больше?» ребенок отвечает, что риса в коробках - поровну, так как «в эту и в эту я насыпал по три ложки».

Сразу же после этого я попросила детей насыпать по три ложки риса в узкий стеклянный стаканчик и в широкую прозрачную кружку; рис заполнил почти весь стаканчик - получился высокий столбик; то же количество риса распределилось по всей поверхности дна кружки. В этом случае некоторые дети говорят, что риса больше в стаканчике, чем в кружке, потому что «там много, а здесь мало». Однако многие сразу же определяют, что риса поровну, «потому, что я насыпал по три ложки».

 «Бусы».

Детям предлагаются два ряда бус с одинаковым количеством бусинок. Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество бусинок в обоих рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково».

Затем на глазах детей один ряд бусин расставляю на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняю.

После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество бусин в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду бусин меньше, чем во втором.

Затем возвращаю бусинки в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество бусинок одинаково и в первом и во втором ряду.

После этого предлагаю детям самостоятельно выполнить данный эксперимент.

Методика введения экспериментирования в организованную образовательную деятельность в область «познание» по формированию элементарных математических представлений не представляет особых сложностей. Не должно быть четких границ между всеми составляющими методами и приемами, т.к. эксперимент вводится лишь, как способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Подводя итоги всей проделанной работы (в подготовительной группе), я пришла к выводу, что дети получили огромный опыт в экспериментальной деятельности. Помимо того, что они приобрели знания, дети научились исследовать, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, наблюдать.

Учитывая достигнутые результаты в ходе моей деятельности, я решила продолжить работу в этом направлении. В этом году, набрав детей 3 – 4 лет, я начала постепенно вводить экспериментальную деятельность, в том числе и в формировании элементарных математических представлений. Например, провела такой эксперимент:

«Прокати шарик»

Цель. Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Материал. Линейка, кубик, шарик-колобок.

Ход эксперимента

Воспитатель. Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик-колобок посмотрите, какой он красивый.

Первый эксперимент. «Шарик-колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он по линейке вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость, останавливается).

Второй эксперимент. «Шарик-колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону линейки положить на кубик) и покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с большей скоростью, чем по прямой).

Увиденный результат вызвал у детей большой восторг и изумление.

Воспитатель. Как вы думаете, по какой дорожке шарику-колобку больше понравилось кататься?

Дети ответили, что колобку понравилось кататься по горке. На вопрос «Почему?», они ответили, «потому, что по ней быстро и весело». В ходе данного эксперимента мы совместно с детьми сделали вывод, что с горки шарик катиться быстро, а по прямой дорожке он не катиться.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ

Так же провела несколько экспериментов с водой. Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Для экспериментов с водой требуется специальное оборудование: большие емкости, наполненные водой, бутылочки, стаканы, миски, ложки и другие предметы. Во время каждого эксперимента обязательно комментирую действия: обращаю внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстием или без.

Выполнив эксперимент  «Свойства воды» дети с удивлением обнаружили, что если посмотреть на картинку через стеклянную банку с водой, то ее будет очень хорошо видно. Сделали вывод, что вода прозрачная. А одна девочка заметила, что картинка стала больше. Я объяснила детям, что вода увеличивает изображение.

Во время эксперимента «Вода имеет вес» дети с легкостью определили, какая бутылка тяжелая. Я попросила дать мне тяжелую бутылку. Девочка сразу же подала мне ту, в которой была вода. Я спросила «почему ты думаешь, что она тяжелая» и получила ответ «там вода». Так мы пришли к выводу, что вода имеет вес.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДЕРЕВОМ

При знакомстве с деревом провела эксперимент «Свойства дерева».

Сначала предложила нескольким детям определить, что лежит в «ящике ощущений». Дети без затруднений отгадали, что это кубик. После этого, дав каждому ребенку деревянную пластину, попросила их сломать ее пополам. Все без исключения стали выполнять мою просьбу, и очень сильно старались. Через некоторое время, один мальчик сказал: «да оно же не сломается», я спросила «почему?», он ответил: «потому что твердое». Мы пришли к выводу, что дерево крепкое, прочное и его трудно сломать. После этого я предложила детям утопить деревянные пластины в тазике с водой. Опять дети с большим старанием начали выполнять мою просьбу, но увидев, что пластины всплывают, пришли в неописуемый восторг. Я спросила, почему же у них не получается утопить пластины, и получила ответ «потому, что они поднимаются». Мы сделали вывод, что дерево не тонет. Тут же показала картинку, на которой была изображена лодка, и спросила «почему ее сделали из дерева?». Многие дети сразу же ответили «потому что дерево не тонет и может плавать».

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ

Проводила несколько экспериментов с воздухом. Сначала рассказала о том, что все люди вдыхают воздух, что его нельзя увидеть, но можно почувствовать. Для этого предложила подышать на ручки.

После этого дала детям «вертушки» и предложила на них подуть. Дети с огромным удовольствием дули на «вертушки».  Рассказала, что ветер – это тоже воздух, который передвигается.

Очень часто один эксперимент помогает сделать несколько выводов. Например, эксперимент с «вертушкой». Сначала я показала, как правильно надо дуть, чтобы крутились цветочки. После этого позвала для показа девочку, она подула. И тут один мальчик сказал, что у меня цветочки крутятся быстрее, чем у девочки. Я спросила, почему так происходит, и получила такой ответ «потому что вы большая и дуете сильно, а Марианна маленькая и у нее сильно не получается». После этого спросила, как мы можем узнать, что на улице дует ветер? «Потому, что качаются деревья». И мы пришли к выводу, что если ветер сильный, то и деревья качаются сильно.

Проводя данный эксперимент, я не ставила перед собой решение этой задачи, но очень часто дети сами начинают менять ход эксперимента. И меня это очень радует, потому что они начинают думать, заинтересовываться, делать выводы и самое главное они запоминают это. После этого опыта каждый раз на прогулке этот мальчик смотрит на деревья  и определяет силу ветра.

Еще один эксперимент с воздухом мы провели с помощью зеркала. Я предложила детям подышать на зеркало. Сначала получалось далеко не у всех, т.к. дети еще не совсем понимают разницу между «подышать» и «подуть». Но постепенно у многих стало получаться. Дети заметили, что на зеркале появляется пятнышко. И я объяснила, что это тоже воздух, который мы выдыхаем.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КРАСКАМИ

На развитие познавательной активности детей направлены некоторые эксперименты с красками. Для этих экспериментов так же требуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики. Смешивая краски в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки,  ребята открывают новые свойства цвета, его новые возможности.

Например, во время выполнения эксперимента «Превращение воды», дети с огромным удивлением отметили, что при смешивании двух цветов, получается третий. Для детей этот эксперимент превратился в настоящее чудо, даже один мальчик сказал мне «мы сегодня были как волшебники».

Для экспериментов с красками была создана папка «Опыты с красками».

Рассматривая невыполненные нами задания, дети с большим интересом начинают думать и обсуждать, какой же цвет получиться при смешивании тех или иных красок.

Помимо специально организованных экспериментов, даю детям возможность наблюдать и исследовать самостоятельно, например, с помощью увеличительного стекла. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации в книжках, различные материалы, например, одна девочка очень долго разглядывала деревянный стол на участке и сказала, что на дереве много морщинок. Рассматривали снежинки, кору дерева. А однажды я предложила посмотреть свою ладошку через лупу. У детей столько было восторга и удивления, что на ладошке есть линии,  и у всех они разные.

Так же с маленькими детьми начала использовать в своей работе «Ящик ощущений». В этом возрасте, вставив руки в рукава, ребенок обследует предмет, узнает и называет его.

Работая в области экспериментирования, я привлекаю родителей к этой деятельности. Для этого проводила родительское собрание на тему «Экспериментальная деятельность дошкольников» с целью:  рассказать  родителям о значении экспериментальной деятельности в развитии ребенка; дать рекомендации для проведения экспериментов в домашних условиях; познакомить с некоторыми видами экспериментов. На этом собрании показала родителям фотоматериалы, используя мультимедийную установку. Помимо этого оформила ширму «Экспериментальная деятельность дошкольников». Во время недели открытых дверей, включаю в занятия эксперименты, для того, чтобы родители смогли посмотреть результаты в этом виде деятельности. В подготовительной группе многие родители проявляли участие в этом направлении: проводили дома рекомендованные мной эксперименты, находили новые интересные материалы и приносили в детский сад.

В этом году на родительском собрании начала вести педагогическое просвещение родителей. Очень надеюсь, что в скором времени они начнут проявлять заинтересованность в этом направлении.

Начав работу со второй младшей группы, я надеюсь достичь хороших результатов. Анализируя деятельность прошедших трех месяцев, уже видны маленькие достижения:

во-первых: дети с огромным удовольствием ждут новых «фокусов»;

во-вторых: некоторые дети начали наблюдать и делать микро – выводы;

в-третьих: у детей пополняются знания, речь и они начинают рассуждать.

 Ведь как говорил П.П. Блонский «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».

Естественно, я планирую продолжить свою работу по экспериментальной деятельности, потому, что считаю, что умение наблюдать и экспериментировать очень хорошо помогает в жизни.  В связи с этим соглашусь со словами В. Кудрявцева:                                            

«В известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой. Хотя, конечно, главный экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. Руками нам подобных – таких же «испытуемых». Но порой только такая проверка позволяет нам проявиться в собственно человеческих качествах, раскрыться в них, а иногда сформировать их заново. И открыть перед собой ми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников

Доклад на тему: «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников»...

Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данн...

"Круги Луллия как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников"

Круги Луллия как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников...