ЗАНЯТИЕ 1 «Я – король и мое королевство»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Кутузова Марина Александровна

Развитие представлений о себе и своих чувствах. Учится управлять своими эмоциями. Развитие способности понимать самого себя, учить чувствовать себя и принимать себя таким, каков есть. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Блок «Эмоции и эмоциональный интеллект»

ЗАНЯТИЕ 1

«Я – король и мое королевство»

Программное содержание: Развитие представлений о себе и своих чувствах. Учится управлять своими эмоциями. Развитие способности понимать самого себя, учить чувствовать себя и принимать себя таким, каков есть. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Материал: Цветные карандаши, схематическая «волшебная дорожка» для диагностики эмоционального состояния каждого ребенка, рабочая тетрадь, контурно обозначенный рисунок королевского дворца, зеркало.

Ход занятия:          Приветствие «Ладошки»

Цель: Создание теплой, дружеской атмосферы; установить визуальный и дружеский контакт; повышение самооценки неуверенных в себе детей.

 « Добрый день!», - говорим мы, улыбаясь, каждому ребенку и обязательно называем его по имени. Ребенок отвечает, также желая доброго дня и называя по имени нас; при этом мы прикасаемся друг к другу ладонями. Первыми мы здороваемся с девочками, а потом с мальчиками. 

Пальчиковая игра «Разыгра»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, позитивный настрой на предстоящее занятие; развитие мелкой моторики рук и речи.

  1. Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (Спрятать руки за спину.)
  2. Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами)….
  3. В гости к тете Розыгра (похлопать в ладоши).
  4. На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца).
  5. Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
  6. Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать и показ больших пальцев).
  7. Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
  8. Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся со сказочным королевством и с его королем. Но попасть туда вы можете только по волшебной дорожке, которую вы сами для себя создадите. А помогут вам в этом цветные карандаши.

 Инструкция к диагностическому упражнению:

 Нужно раскрасить дорожку из шести клеток, которая вклеена в рабочую тетрадь у каждого ребенка.

1

2

3

4

5

6

 Посмотрите, какая, бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши (возможна беседа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цвета! Есть ли среди них, карандаш такого цвета, который нравится вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Карандашом, который вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. Как красиво получилось!

Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не понадобится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону…»

Таким образом, нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо проследить. Чтобы раскрашивание производилось слева направо. Для стимуляции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже красивый» или, «лучше остальных». Если ребенок отказывается выбирать далее, можно стимулировать маленьких детей следующим образом: «посмотри, карандашиком грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик, говорит что он тоже красивый, лучше других». В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой красивой, разноцветной стало наша дорожка.

Психолог: Молодцы, чудесные у вас получились дорожки, а привели они нас в сказку (педагог рассказывает сказку).

Вхождение в сказку (звучит музыка «Увертюра»)

 Когда-то давно на этом месте была пустыня (педагог показывает на чистую доску), но, однажды с неба упала звездочка и на этом месте возродилась жизнь. Сначала появились реки, потом растения, животные и, наконец, образовалось здесь сказочное королевство (педагог рисует на доске цветными маркерами). Такое королевство есть в душе каждого из нас, а правит им король – ты сам! Помогают королю, то есть тебе править своим королевством – слуги – твои чувства. И от того, какие слуги (добрые или злые, грустные или веселые, бесстрашные или трусливые) больше всего и сильнее тебе помогают, зависит состояние твоего королевства - твоей души.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам раскрасить и дорисовать незаконченные детали своего дворца (предлагается незаконченный рисунок королевского здания см. приложение №1)

Работа в рабочих тетрадях:  Упражнение «Создай дворец»

Цели: Развитие творческих способностей ребенка и мелкой моторики рук. Диагностика психоэмоционального состояния ребенка.

Детям дается контурно обозначенный рисунок, который нужно раскрасить и восемь цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный). Преобладание темных и серых цветов может свидетельствовать о депрессивном и тревожном состоянии ребенка. Выбор ребенком цветовой гаммы еще не является абсолютным показателем его состояния, но целью предлагаемой программы является не точная диагностика состояния, а деятельность по его улучшению, закреплению положительных состояний и реакций, исправление негативных и общее развитие ребенка.

Тестирование проводится и по другим разделам. Сравнивая результаты в начале и в конце работы, мы сможем определить эффективность проведенной работы.

Психолог: Посмотрите, какие у вас получились чудесные дворцы! И все они разные. Знаете почему? Мы сами очень разные. Давайте, наконец, познакомимся с королями ваших королевств. А поможет нам в этом игра « Я – король».

Игра « Я – король»

  Цели: Выявить активного и уверенного в себе ребенка в детской группе. Развитие уверенности, повышение самооценки. Дать ребенку почувствовать свою значимость.

Одному из участников группы поручается роль короля. Он должен не только величественно войти в двери и с гордо поднятым подбородком пройти в центр группы (можно поставить ребенка на какое либо возвышение, одеть на него корону, чтобы изменить восприятие детей), но и рассказать о себе, используя выражения:

- меня зовут…….;

- больше всего на свете мне нравится……;

- я люблю…..;

- я умею делать… .

Методические рекомендации. Обратите внимание на эмоциональную раскрепощенность или зажатость ребенка, его речевую свободу и активность при информировании о себе, отражение интересов, умений детей, а также принятие и непринятие себя с учетом уверенности – неуверенности.

Психолог: Молодец! Кто еще хочет попробовать себя в роли короля (дать возможность всем желающим поиграть и проявить себя)?

Итог: Итак, мы создали Сказочное королевство, познакомились с ее Королем, построили для него дворец и торжественно ввели туда Короля. Мы порадовались вместе с ним, помогли друг другу порадоваться, то есть сделали доброе дело. Давайте громко скажем друг другу: «Спасибо!»

А на следующем занятии мы снова будим королями, узнаем еще больше о себе и познакомимся со своими слугами – чувствами. А теперь пришло время возвращаться из сказочного королевства и становиться хорошими, простыми ребятами.

Речевка: (ритуал выхода)

        Все мы дружные ребята.

                 Мы ребята-дошколята.

                 Никого не обижаем.

                 Как заботиться, мы знаем.

               Никого в беде не бросим.

               Не отнимем, а попросим.

               Пусть всем будет хорошо,

               Будет радостно, светло!

Психолог: До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП "Путешествие по королевству математики"

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:  «Познание, формирование элементарных математических представлений»Тема: Путешествие в страну матем...

Итоговое занятие 3года обучения. Тема. Сказочное королевство Корнея Чуковского.

Цели:1 Выявить знания детей по разделам программы    2Развивать внимание, тактильно двигательное восприятие, логическое мышление, речь. 3Воспитывать интерес к миру сказок, желание ...

Занятие по математике "Путешествие в королевство математики"

Закрепление знаний и умений решать математические задачи, знакомство с цифрой 9....

Интегрированное занятие в старшей группе "Математическое королевство"

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе " Математическое королевство"...

Открытое занятие «Возвращение короля» с детьми подготовительной группы в рамках дополнительного образования. Творческое объединение «Песочные фантазии».

Занятие направлено на эмоционально-волевое развитие детей через проживание сказочного сюжета. За основу взята программа "Волшебная страна внутри нас" Г.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов....

Конспект открытого занятия "Ритм-король музыки"

Открытое музыкальное занятие проведено в подготовительной группе детского сада "Хоровод"- дошкольное отделение СОШ №20 г.о. Красногорск московской обл. Посвящено , в основном, развитию...