Главные вкладки

    Статья по теме:
    Работа по взаимодействию с семьей как средство оптимизации познавательного и речевого развития детей.

    Панова Наталья Владимировна

     

      Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной и коррекционной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном и коррекционном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_s_semyoy.docx29.77 КБ

    Предварительный просмотр:

                РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ

                               КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ

           ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    Н.В. Панова учитель – логопед, дефектолог

    МКДОУ «Детский сад № 33 комбинированного вида»

       Успешность ( или неуспешность ) педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильной позицией педагога. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: « Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь». Педагоги – специалисты так же делают ставку на сотрудничество: «Мы вместе – я, ребёнок и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.

     В соответствии со ст. 14 п. 2 Закона «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество». Безусловно, эта работа должна начинаться с раннего дошкольного возраста, иметь личностно – ориентированный подход к воспитанию и развитию ребёнка. Более того, в соответствии со ст. 18 п.1 этого же закона родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребёнка ещё в раннем дошкольном возрасте, т.е. максимальная ответственность за развитие и воспитание ребёнка возлагается на родителей ( семью ).

      Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной и коррекционной деятельной и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном и коррекционном процессе.

     Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребёнка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребёнку социально – компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально – психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие.

      Но реальная действительность такова, что не все родители имеют возможность выполнять возложенные обязанности в целевом развитии ребёнка качественно и полной ответственностью по ряду причин:

    - разный социальный статус, уровень образования родителей;

    - недопонимание родителями особенностей развития детей с ЗПР и педагогических коррекционных требований (отсюда завышенные или заниженные требования к возможностям детей);

    - отсутствие педагогических знаний и опыта;

    - родители перекладывают всю полноту ответственности за здоровье, воспитание, коррекцию и обучение на педагогов;

    - воспринимают детский сад как мини – школу (раннее интенсивное обучение).

      В результате возникает противоречие между заказом государства и реальными возможностями семей. Разрешение данного противоречия, а также преодоление у родителей устоявшихся взглядов относительно функций дошкольного учреждения, является одной из основных задач коррекционно – развивающей работы. И в этом случае дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребёнка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию и развитию индивидуальных способностей и детей.

      Детский, сад в свою очередь, всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развить способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально – педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

    Основными целями работы по взаимодействию с семьями воспитанников являются:

    1. создание единого коррекционно – развивающего пространства;
    2. сплочение семьи, побуждение родителей к анализу своей воспитательной деятельности, приобретение необходимых знаний, умений, способствующих повышению их педагогической компетентности.

    Задачи работы по взаимодействию с семьёй:

    1.Выявить возрастные и индивидуальные особенности развития

    ребёнка, определить причину первичных и вторичных

    отклонений в развитии;

    2. Выявить позицию родителей по отношению к ребёнку и

    способы взаимодействия родителей со своим ребёнком;

    3. Организовать педагогическую помощь родителям;

    4. Повысить уровень их компетентности в области

    коррекционно – педагогических знаний о закономерностях

    развития ребёнка;

    5. Разработать индивидуальную коррекционную программу

    воспитания и обучения для ребёнка.

      В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчёркивается : «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов».

        Совместная работа с семьями воспитанников должна строиться на     основных принципах, которые определяют её содержание, организацию и методику. К ним относятся:

    1. - принцип единства, которое достигается, если цели и задачи развития ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания для создания активной развивающей среды;
    2. - принцип систематичности и последовательности работы ( в соответствии с конкретным планом) в течении всего года и всего пребывания ребёнка в группе коррекционно – развивающего обучения;
    3. - принцип учёта интересов семьи и индивидуального подхода к каждой семье;
    4. - принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога. Информация личного характера не может быть разглашена и использована во вред семье или самому ребёнку. Соблюдение принципа позволяет создать взаимное доверие, что в свою очередь, положительно влияет как на достоверность результатов диагностики, так и на динамику последующих коррекционных мероприятий;
    5. - принцип доброжелательности и открытости.

    Систему работы с семьёй можно отобразить в схеме:

       Система работы

           с семьёй

    Ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребёнка

    Ознакомление родителей с содержанием коррекционно – педагогической работы в ДОУ

    Участие родителей в составлении индивидуальных коррекционно – развивающих программ

    Обучение родителей конкретным методам и приёмам проведения коррекционных занятий с ребёнком

    Активное включение родителей в подготов-

    ку и проведение праздников

    Повышение педагогической компетентности родителей

    Подготовка педагогов к взаимодействию с родителями

    Изучение семей воспитанников

    ФОРМЫ РАБОТЫ.

      Серьёзной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно – развивающей работы с детьми с особенностями в развитии. Хорошо, если родители просто любят ребёнка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации коррекционной работы с ребёнком. Но гораздо чаще встречаются родители, старающиеся перепоручить своего ребёнка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результаты коррекционной работы. Зачастую родители такого типа бывают довольно агрессивны и свою позицию отстаивают настойчиво, неадекватно воспринимая обращённые к ним требования. Естественно, в этих случаях становится довольно проблематично добиться успешного продвижения ребёнка. Но тем более необходимо выработать подходы к этой категории родителей, использовать разные формы в работе для  максимального привлечения к процессу развития ребёнка.

      Первоочередная задача для каждого педагога состоит в том, чтобы, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать ему.

      Работа с семьями строится целенаправленно, учитывая результаты проведённого обследования. Комплексный подход в работе с родителями реализуется всеми специалистами через различные формы на каждом этапе этой работы.

    Первый этап – это первичное знакомство с семьёй. После зачисления ребёнка в группу для детей с задержкой развития проводится встреча с родителями вновь прибывших детей с администрацией, педагогами и специалистами цель, которой – познакомить родителей с правилами данной группы и требованиями специалистов. Родители должны чётко представлять свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и детским садом.

       На первом этапе используются такие формы работы, как анкетирование, «Встречи за круглым столом», групповые собрания, индивидуальные беседы.

    Второй этап – на данном этапе встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, определяются задачи по работе с каждой семьёй и составляется комплексный план. На данном этапе логопед и дефектолог приглашают родителей на индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, семинары – практикумы, проводят открытые занятия, организуют информационные выставки. Для родителей проводятся консультативные дни, тематика которых составляется на основе предварительного опроса родителей с учётом их пожеланий, а также на основе результатов обследования. В группе может быть организована игротека для родителей, где родители всегда могут получить интересную развивающую игру для занятий с детьми дома и информацию по применению любого развивающего пособия. Кроме выше перечисленных форм работы важным видом взаимосвязи логопеда и дефектолога и родителей является индивидуальная тетрадь ребёнка для занятий дома.

    Третий этап – итоговый, включает в себя показ детских спектаклей, развлечения, праздники. Родители на этих праздниках являются не просто зрителями, а активными участниками. Проводятся итоговые открытые занятия с последующим обсуждением результатов развития ребёнка за квартал, за год. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведения с ними работы в течение года.

    Формы организации коррекционно – педагогической помощи семье:

    1. Коллективные формы взаимодействия;
    2. Индивидуальные формы взаимодействия.
    3. Формы наглядного информационного обеспечения.

                       Коллективные формы работы.

    Общие и групповые родительские собрания.

    Задачи: - Обсуждение с родителями задач, содержания и

    форм работы;

     - Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

    1. Решение текущих организационных вопросов;

     «День открытых дверей»

    Задача: Знакомство с группой, направлениями и условиями её

    работы.

    Тематические занятия “Семейного клуба”.

    Задачи: - Знакомство и обучение родителей формам оказания

    коррекционно-педагогической помощи со стороны семьи детям

    с проблемами в развитии.

     - Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе 

    Формы проведения:         - Тематические доклады;

                            - Плановые консультации;

                            - Семинары;

                            - Тренинги;

                            - “Круглые столы” и др. формы.

    Проведение детских праздников и досугов.

    Задача:- Поддержание благоприятного  микроклимата в группах и распространение его на семью.

    - Обсуждение результатов развития ребёнка.

                       Индивидуальные  формы работы:

    Анкетирование.  

    Задачи: сбор необходимой информации о ребёнке и его семье

    - Социальный уровень семьи;

    - Сбор анамнестических данных;

    - Определение эффективности работы специалистов и воспитателей;

    - Интересы детей.

    «Служба доверия»

    Служба работает с персональными и анонимными обращениями

     и пожеланиями родителей.

    Задача: - оперативное реагирование  на различные ситуации и

    предложения.

        Беседы и консультации:

    Задачи:

    -Оказание индивидуальной помощи родителям

    по вопросам коррекции, воспитания и образования.

    -Оказание индивидуальной помощи в форме

    домашних заданий.

    Родительский час:

    Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.

    Задача: - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение домашних заданий.

         Формы наглядного информационного обеспечения:

    Информационные стенды и тематические выставки:

    Задачи:  - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ;

     - информация о графиках работы администрации и специалистов.

     “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”, “Какие книги прочитать ребенку”, “Как выполнять домашние задания”

    Выставка детских работ:

    Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

    Задачи: - ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

     -привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

    Открытые занятия специалистов:

    Задачи: - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

     - наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми  в  домашних условиях.

    Видеотека:

    Задачи:

    - поиск и применение обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов  помощи родителям в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями;

    1. комплексное преобразование  среды обитания детей в ДОУ и дома, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности, речи и познавательных способностей детей данной категории;

    - информационная помощь родителям в коррекции нарушений, воспитании и обучении детей. Темы видеоконсультаций:

    1. «Настёнкина зарядка» Знакомство с артикуляционным аппаратом, гимнастика для языка, пальчиковая гимнастика

    ( детская презентация).

    1. Чистоговорки. Автоматизация звуков в чистоговорках (детская презентация).

    - Трудные звуки. Автоматизация поставленных  звуков.

        - Детские песенки.

    - Постановка звуков в домашних условиях и многое другое.

                               

       Опыт психолого – педагогической помощи родителям и их детям с задержкой психического развития в традиционных и нетрадиционных организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно – воспитательный процесс позволяет не только скоррегировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребёнка с целью интеграции его в общество.

     Главной задачей работы по взаимодействию с родителями специалистов дошкольного учреждения является формирование у родителей активной позиции в воспитании ребёнка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакции и поведения.

         «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать… материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

    Это цитата из книги для воспитателей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» русского педагога Е.Н. Водовозовой, изданной в 1901 году. Однако многие её положения не потеряли актуальности и сегодня и являются значимыми не только для педагогов, но и для родителей наших воспитанников.

    Литература:

    1. Андреева Н.А. Социальное партнёрство ДОУ и семьи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 6. С. 63 – 64.
    2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Родители и логопед – партнёры // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 6. С. 47 – 50.
    3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М., 2005.
    4. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьёй. // Управление дошкольным учреждением. 2002. № 4. С. 18 – 28.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

    Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ...

    Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

    Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

    «Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

    Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

    Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи

    В статье говорится о  речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...

    Система организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников "Роль игры в речевом развитии ребёнка"

    В презентации представлены цели и задачи работы ДОУ с семьёй, направления по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ, а также используемые формы работы с родителями как традиционные, так и ...

    Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    В современном обществе ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строи...