Семинар практикум по теме: «Лэпбук – как вспомогательное средство в познавательном и речевом развитии детей»
консультация

Данилова Ирина Виссарионовна

«Лэпбук – как вспомогательное средство в познавательном и речевом развитии детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №3 "Родничок" Цивильского района Чувашской республики

        Семинар практикум по теме:

«Лэпбук – как вспомогательное средство в познавательном и речевом развитии детей»

Подготовила: Данилова И.В.

Цивильск 2019г.

Семинар практикум по теме:

«Лэпбук – как вспомогательное средство в познавательном и речевом развитии детей»

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде. Внедрение стандарта  включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.

Лэпбук это зарубежное изобретение. Пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее, способ организации учебного материала.

Что же такое лэпбук?

  • Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).
  • Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
  • Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно - развивающей среде:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим, развивает речь, знакомит детей с сенсорными представлениями (цветом, формой, величиной) и т. д.

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (материалы и содержание подбираются согласно возрасту детей);

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;

- добровольное присоединение детей к деятельности;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

Работа с технологией «Лэпбук» в разных возрастных группах имеет свои особенности. Данную технологию можно использовать, начиная с первой младшей группы. На этом возрастном этапе выбор темы, изготовление лэпбука осуществляет педагог (малыши могут просто листать, открывать окошки книжечки). Начиная со второй младшей группы педагог постепенно вовлекает детей к изготовлению и наполнению информации Лэпбука (дети с помощь воспитателя могут определить тему, вносить рисунки по данной теме, участвовать в изготовлении карточек, совместно с родителями собирать информацию: стихи, загадки). С детьми среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук можно изготавливать совместно.

Что дает лэпбук в работе педагогу?

Способствует:

  • развитию творческой самореализации педагогов в процессе создания лэпбука и работы с ним;
  • развитию связной монологической речи у дошкольников через:
  • организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • оформлению результатов совместной  проектной            деятельности;
  • организации индивидуальной и    самостоятельной работы  с детьми.
  • Это прекрасный способ подать всю  имеющуюся информацию в  компактной форме.

Значение лэпбука для ребенка. Для ребенка лэпбук - это помощник:

Способствует:

  • развитию связной монологической речи у дошкольников;
  • активизации и обогащению словаря через обучение различным способам словообразования;
  • повышению у детей познавательной активности;
  • развитию мелкой моторики;
  • повышению уровня социализации и коммуникативных навыков;
  •  повторению и закреплению материала по пройденной теме.

          Из чего состоит лэпбук?

 Лэпбук состоит из папки формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме: от интересных игр,  до лексики и большого количества интересно поданной информации.

С чего начать?  Выделяют 4 основных этапы изготовления лэпбука:

тема -  план -  макет -  оформление.

1. Начинаем с выбора темы. Тема может быть любая в зависимости от интересов и возраста детей. В младшем возрасте это могут быть общие темы: «Времена года», «Животные», «Транспорт» и т.д. В старшем возрасте лучше брать частные темы. Например, по теме недели «Животные» ребенок может выбрать любое понравившееся животное и дать подробную информацию о нем в своем лэпбуке.

2. После выбора темы необходимо составить план изготовления лэпбука, ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками, а самое настоящее учебное пособие. Поэтому нужно продумать, что он будет включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Для составления плана используем модель трёх вопросов. Задаю детям вопросы. Что вы знаете о…? Что хотели бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?

3. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

4. Совместно с детьми собираем, склеиваем отдельные части будущего лэпбука в единое целое, креативно оформляем, используя всевозможные цвета и формы.

      Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной задачи.

       Создание лэпбука решает ряд задач современного образования:

  • Объединение детей, родителей и педагогов.
  • Дети  учатся находить информацию самостоятельно.
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка , развивается речь.
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и  организовывать информацию, хорошая  подготовка к исследовательской деятельности.

Практическая часть

Уважаемые коллеги! Давайте с вами и попробуем вместе изготовить лэпбуки по заготовкам.

Показ, как из обычного картона и бумаги самостоятельно сделать основу нашего лэпбука и кармашки (черновой вариант).

Обычные кармашки можно сделать своими руками, а можно воспользоваться готовыми. Распределите, кто какую работу выполняет (оформление, приклеивание кармашков и т. д.). Все материалы у вас на столе. По окончании вы должны представить продукт своей деятельности. Нам важно понять принцип формирования содержания лэпбука.

Участники мастер-класса самостоятельно вырезают и приклеивают обычные кармашки и картинки-наполнители.

Представьте свой лэпбук.

 Заключительная часть

Технология, известная во всем мире как лэпбук, заслуживает нашего пристального внимания. Эта универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Детская активность выражается не в том, что ребёнок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.

Использованная литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html

http://sovets.net/15664-lepbuk.html

http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/sofja-evgenevna-shapovalova/lyepbuk-svoimi-rukami-na-temu-domashnii-lyubimchik.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по взаимодействию с семьей как средство оптимизации познавательного и речевого развития детей.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной и ко...

Семинар-практикум «Интерактивная книга лэпбук, как универсальное средство в работе по развитию детей дошкольного возраста».

Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «лэпбук»....

ДОКЛАД. Тема: «Использование методов наглядного моделирования в познавательном и речевом развитии детей»

ДОКЛАД. Тема: "Использование методов наглядного моделирования в познавательном и речевом развитии детей"....

Лэпбук – как вспомогательное средство в познавательном и речевом развитии.

Технология, известная во всем мире как лэпбук, заслуживает нашего пристального внимания. Эта универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Детская активность выражается не в...

План проведения семинара-практикума по теме "Лэпбук как форма реализации содержания лексической темы"

Документация, подтвердающая организацию и проведение семинара-практикума...

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов на тему:" Особенности современных форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ"

В данном материале представлены современные методы и приемы работы по формированию и активизации познавательно-речевого развития детей....