Влияние художественной культуры на развитие личности дошкольника
статья по теме

Статья о влиянии художественной культуры на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_hudozhestvennoy_kultury_na_razvitie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественной культуры на развитие

 личности дошкольника

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы влияния культуры на становление личности ребенка-дошкольника.

Исследования Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.Б. Горловой, Л.С. Колмогоровой, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, Н.Е. Щурковой и других показывают, что содержанием педагогических и социально психологических образований в структуре личности ребенка являются следующие компоненты культуры: коммуникативный, физический, детский игровой, познавательный, нравственный, трудовой, экологический, ценностно-ориентировочный, художественно-эстетический, психологический, исторический, досуговый, информационный, а также компонент «Я - сам».

На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа играет особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества.

Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, которые включают в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.

Данные компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависят:

  1. оперирование знаниями и умениями в области искусства;
  2. ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах;
  3. умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
  4. владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
  5. сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
  6. владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).

Художественная культура личности является интегральной характеристикой личности, оказывающей определяющее влияние на предпочтение и содержательные аспекты активности личности в сфере потребления культуры. Как и взрослые люди, дети с различным уровнем художественной культуры нуждаются в различных подходах для того, чтобы общение с искусством выступило для них как фактор развития личности.

В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты. Следует отметить, что приобщение ребенка к миру искусства - изобразительного искусства, музыки и театра - может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления.

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Задача педагогов и родителей - создать необходимые условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной деятельности. Искусство в своей зрелой и развитой форме не может быть освоено ребенком. Однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка.

Формирование художественной культуры необходимо активно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, мыслительные и творческие процессы: восприятие, воображение, память, анализ, синтез, внимание, наблюдательность, эмоциональность и т. д.

Таким образом, развитие художественной культуры личности это, прежде всего, процесс окультуривания человека, поскольку в приобщении к самой культуре, представленной в произведениях искусства, памятниках прошлого и предметах настоящего, происходит приобретение, усвоение культурных норм, понимание специфики отражения в художественных образах окружающего мира, познание культуры: ценностей, традиций, обычаев разных народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника»

Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих способностей дошкольника. В проекте разработаны блоки "Музыка"...

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребёнка. Дошкольные годы наиболее благоприятны для творческого раз...

Влияние современных мультфильмов на развитие личности дошкольника.

В сознании взрослых россиян мультфильм - это то, что априори предназначено для детей. Но почему все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для своих чад иностранной проду...

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуально­сти ребенка, а также период активного познания окружающего ми...

Влияние патриотического воспитание на развитие личности дошкольника

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной...

Консультация для педагогов " ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА"

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКАНаталия Александровна Колесникова,...