Цели и задачи педагогической работы с детьми на занятиях театральной группы «ИГРА».
материал по теме

Купряхова Людмила Васильевна

 

Основные цели и задачи педагогической работы с детьми, применяемые мною  на занятиях театральной группы «ИГРА».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Основные формы работы и методики,

применяемые  в театральной  группе «ИГРА».

За основу работы мною была принята  «Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников»[1].  Главная цель нравственного развития заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманистическая культура межличностных отношений. Именно эти отношения порождают сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Исходя из этих положений, в данном пособии разработана система игр для детей 4—6-летнего возраста. Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому, к его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа чрезвычайно проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Эти игры очень напоминают упражнения психо-физического тренинга, а некоторые –  совпадают с ними. Кроме того, современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов автор пособия предлагает игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет. Каждый этап содержит игровые упражнения, и хотя автор делает упор на общение, упражнения включают и внимание, и веру и общение. То есть работают те же элементы системы Станиславского.

1-й этап. Общение без слов: Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.

2-й этап. Внимание к другому: Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

3-й этап. Согласованность действий: Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

4-й этап. Общие переживания: Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. На следующем, четвертом этапе такое единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

5-й этап. Взаимопомощь в игре: На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Итак, на 4-м этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры 5-го этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д. Такая забота о других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него, порождают чувство причастности к другому и способствуют развитию сопереживания и сорадования.

6-й этап. Добрые слова и пожелания: Мы уже говорили о том, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов и в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к 6-му этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

7-й этап. Помощь в совместной деятельности: На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Нередко в педагогической практике программы по нравственному развитию предлагается начинать с организации совместной деятельности, когда дети объединяются друг с другом в процессе выполнения определенного задания. Общение в таком случае строится по поводу какого-нибудь предмета, что исключает возможность непосредственного взаимодействия и может провоцировать повышение демонстративности и конкурентности.

На этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

Тренинг.[2]

Учитывая, что ведущий тип деятельности дошкольников – игра, и познание окружающего мира наиболее эффективно в процессе игры, применять психофизический тренинг. Эти упражнения носят игровой характер и вполне подходят для приобщения дошкольников к театральному искусству и творчеству.

Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира. Тренинг позволяет открыть скрытые способности ребёнка и повысить его самооценку. Самопознание в тренинге происходит преимущественно на телесном уровне.

Цели и задачи.

Главной целью тренинга является раскрытие творческого потенциала детей, формирование творческого мышления и освоение творческого подхода к решению задач.

Тренинг решает такие задачи как снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Краткое содержание методики. Каждое занятие включает разминку  и упражнения. Задачей разминочных упражнений является, «разогрев» их и подготовка к работе. Далее следует основная группа упражнений, которые отличаются значительной продолжительностью, медленным темпом исполнения. Упражнения  построены  так, что каждый участник тренинга идет  от нереального к реальному, от  неведомого к узнаваемому, от простого к сложному, постепенно, посильно, радостно.

Радостно - и обучение становится увлекательной игрой, формирования знаний, умений и навыков становится более интенсивным и эффективным.

Посильно - каждый творит сегодня на своем уровне, со своими сегодняшними возможностями, творить на пределе своих возможностей и еще чуть-чуть. Это и означает – «посильно», т.е. по силам, не больше, но и не меньше.

Постепенно - в тренинге нельзя спешить, подгонять участников, но и не стоит их тормозить. У дошкольников тренинг проводится медленнее, прорабатывается каждая ступень. Нельзя пропускать ступени или перескакивать. Каждая неосвоенная ступень, не проработанный элемент оборачивается потом срывом в работе, фальшью, штампами, жестоко отомстит на сцене.

Основополагающим принципом является принцип «зерна», в первом и простом упражнении как в зерне заложена вся Система, все ее элементы и законы, а дальнейшие упражнения – есть развитие их.

Важно отметить, что в тренинге мы не оцениваем и не ставим оценки. Остается лишь одно: действую или бездействую. Действие всегда должно происходить здесь, сейчас, впервые.

У дошкольников обучение направлено в основном на развитие внимания. Мы создаём из детей единую творческую команду. Формируя внимание индивидуальное и внимание коллективное.

Дошкольникам предлагаются самые простые и доступные формы упражнений.

Упражнения из цикла «Эволюция» проводятся не долее 10 минут. Например, в один день играем комаров, в другой – пауков, в третий бабочек и т.д. Практически все упражнения проводятся под диктовку педагогом предлагаемых обстоятельств. Педагог ведет упражнение от самого начала - до самого конца контролируя процесс и направляя его с помощью изменения предлагаемых обстоятельств.

Не меньше времени мы уделяем развитию воображения. Все упражнения построены так, чтобы все элементы разогревали воображение ребенка. Особое внимание на уникальность, непохожесть, неповторяемость образов, создаваемых детьми.

Упражнения усложняются, например, разминка может объединять сразу несколько упражнений, заставляя ребят распределять свое внимание и удерживать сразу несколько объектов.

Один из основных элементов методики – развитие из точки. Например: зёрнышко – стебелёк – растение – зёрнышко. Это естественный путь живой природы. Необходимо отрешиться ото всего, чтобы сосредоточиться  внутри себя в маленькой точке. Подсознательно  надо вырастить из себя нечто новое. Самое главное опуститься на уровень своего подсознания.

Часто для начала упражнения используем «Взрывы», или для малышей – «Салютики»: по хлопку педагога участники тренинга «взрываются», максимально используя пространство и возможности своего тела. С совсем маленькими детьми можно использовать игру «море волнуется». Вот эти застывшие в неожиданных позах фигуры - великолепный материал для многих упражнений тренинга.

Тренинг помогает детям научиться оценивать себя и свои возможности, вливаться в коллектив.

Главное условие реализации методики – вести тренинг может только человек, сам прошедший этот путь и овладевший методикой сначала изнутри, под руководством более опытного педагога.

Тренинг не требует каких бы то ни было особых технических средств. Его главный инструмент и материал – живой человек.

Формой  контроля  является коллективная рефлексия. Нет оценки хорошо – плохо. Оценки носят ассоциативный и дискуссионный характер.


[1] Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 144.

[2] С.В. Клубков. Школа театра. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. Уроки 1, 2, 3. Видео пособие. Учебно – методический центр Министерства Образования РФ. – 2010 г.

С.В. Клубков. Школа театра. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. Уроки 4, 5, 6. Видео пособие. Учебно – методический центр Министерства  РФ. – 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.

Адаптационная группаоткрывается  с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...

Основные формы работы и методики, применяемые в театральной группе «ИГРА».

В статье описаны основные формы работы и методики, применяемые  в театральной  группе «ИГРА», всятые мною за основу....

Сообщение логопеда: "Комплексная подготовка к школьному обучению. Цели и задачи логопедической работы в подготовительной логопедической группе."

Выступление логопеда на родительском собрании- это интересное о речи, об этапах формирования ребёнка, причинах нарушения речи . В сообщении говорится об основных задачах обучения детей в логогруппе. Р...

Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".

Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".1. Работа логопедическо...

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дошкольного возраста март, апрель, май.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми  ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дошкольного возраста март, апрель, май....

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя ...