"Волшебство оригами"
методическая разработка по теме

Панова Наталья Викторовна

Оригами - японское искусство складывания бумаги, рожденное около пятнадцати веков назад. При работе с бумагой у ребенка оказываются заняты обе руки, что способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, развивается мелкая моторика, память, внимание. После складывания игрушки у малыша возникает необходимость дорисовать недостающие детали. А дальше, уже сами собой возникают игры.  Готовые игрушки можно с успехом использовать и в математике (считать не круги, а зайчиков), и в подготовке театрализованных представлений, и в подвижных играх (запускать самолетики). В статье приводится пример практической работы над фигуркой зайца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_origami.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебство оригами. Развитие творческих способностей.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей.

Дело в том, что в течение своей жизни и дети, и взрослые сталкиваются с проблемой самореализации. Как, каким образом использовать свои скрытые задатки и способности, как пробудить их к жизни и как помочь им развиться?

Для творческого развития совершенно недостаточно просто выполнять инструкции, ребенок должен постоянно решать проблемы (простые и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема – это ступенька лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно лишь, когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим и если этот путь интересен.

Искусство оригами – интригующая загадка и манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Как в сказке, в одном листке скрыты множество образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы  Творчества и делало бы этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами – не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Занятия оригами мы организуем в форме кружковой работы один раз в неделю, их длительность 25-30 минут. Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их задача – не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и уточнить знания дошкольниками геометрических фигур.

Для изготовления фигурок в стиле оригами «волшебный» квадрат  можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами. При освоении базовых форм применяются ассоциации. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, а еще «рожок мороженого». Базовая форма «дверь» имеет и другие названия – «лифт», «шкафчик». Чтобы получить базовую форму «блинчик» («конверт», «письмо»), следует представить, что плоскость квадрата – блин, в середину которого положили начинку и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей, начинка не вытекла.

При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу или в паровозики, которые мчатся по рельсам.

При складывании фигурок, особенно детям младшей группы, можно рассказать сказку, в которой уголки – это братцы, которые идут в гости друг к другу, здороваются или, наоборот, сердятся и отворачиваются.

Выбор фигурок зависит от ручной умелости детей. Если ребенок сделал все без труда, необходимо предложить ему более сложную форму, чтобы не был потерян интерес. Если же задание чересчур сложное, необходимо облегчить задачу, изменяя способ подачи или давая задание попроще. Обязательно нужно хвалить детей за удачное решение, интересное оформление работы.

Складыванию каждой фигурки следует посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья – заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Темы наших кружковых работ становятся продолжением основных занятий. Осенью это листочки, грибы, фрукты, овощи, дикие животные и птицы. Зимой – снежинки, Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, валентинка-сердечко. Одной поделке может быть посвящено несколько занятий. Например, мы изготавливаем фигурку зайчика. Заяц – персонаж, который постоянно встречается в сказках. Мы прочитали сказку «Заяц-хваста», узнали, что заяц может быть и храбрецом. Знакомясь с окружающим миром, мы говорили о том, где зайцы живут («у зайца любой куст дом родной»), чем питаются, как спасаются от хищников («бел, потому и цел»). Во время лепки мы закрепили формы и размеры.

Перед изготовлением фигурки мы делали пальчиковую гимнастику:

Ушки длинные у зайца,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Чтобы размяться  проводили физкультминутку:

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А потом в присядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Складывание данной фигурки не представляет особой сложности для подготовленных детей. Как правило, дети, у которых быстро получается сложить игрушку, с удовольствием оказывают помощь своим менее ловким друзьям.

Интересно наблюдать, как одни ребята стараются скорее закончить оформление поделки и приступить к игре с ними, а другие – уделяют гораздо больше времени деталям, погружаясь уже в процесс рисования или аппликации.

По окончании работы обязательно проводится выставка поделок. В ходе рассматривания дети делятся впечатлениями, начинают фантазировать и придумывать рассказы о своих героях. Таким образом, искусство оригами является одним из значительных факторов, стимулирующих воображение и создающих предпосылки к творческой деятельности.

Восточная мудрость гласит: «Не тяни за ростки!» Подразумевается: когда посадил семечко, поливай его, рыхли землю, удобряй, пропалывай сорняки, но не пытайся силой заставить его расти. Потянешь за росток, навсегда погубишь неокрепшие корни. Росток растёт сам, по-своему, мы же, подобно хорошему садовнику, создаём условия для роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Консультация для родителей " Волшебство оригами"

Консультация для родителей " Волшебство оригами" познакомит родителей с японским искусством складывания бумаги....

Волшебство из бумаги (модульное оригами). Опыт работы.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Это занятие интересно детям и дос...

Отчет по самообразованию "Волшебство оригами"

       Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей....

программа дополнительного образования "Волшебство оригами"

Программа «Волшебство оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея иножниц....

Мастер-класс для родителей «Оригами — это чудо, волшебство и игра…»

Ознакомление участников мастер-класса (родителей) с техникой оригами, как способом организации совместной деятельности взрослых и детей....

Информационно-творческий проект в старшей группе (5-6 лет) на тему: «Волшебство - оригами»

Информационно-творческий проект в старшей группе (5-6 лет) на тему: «Волшебство - оригами»...