"Дымковские сказки" блочно-тематический план знакомства детей дошкольного возраста с ДПИ
методическая разработка (средняя группа) по теме

Богданова Светлана Борисовна

 Данный блочно-тематический план разработан на основе новейших требований  в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе лежит личностно – ориентированный подход (ребенок рассматривается как активный субъект совместной деятельности) и деятельностный подход («зажги чувство, доведи до сознания, переведи в поведение»). 

Цель: Познакомить детей с историей  возникновения игрушечного промысла; дать представления об отличительных особенностях дымковской глиняной игрушки;познакомить с технологией изготовления дымковской игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блочно- тематический план «ДПИ- дошкольникам»                                                           МДОУ «Детский сад № 90»

Возраст детей: 4-5 лет                                                                                                      автор: С.Б.  Богданова

Тема: «Дымковская игрушка»                                                                                       стр.1.                                                                                                                                                  

Наименование блока, цикла:

Содержание блока, цикла:

Формы организации работы с детьми:

Содержание:

Организация предметной среды:

Связь с другими занятиями:

Результат освоения блока, цикла.

Ознакомление с дымковским промыслом

Познакомить детей с историей  возникновения игрушечного промысла в селе Дымково Кировской области (причины возникновения –наличие      условий хорошие глины; от предметов быта- к детской игрушке-забаве), его особенностями (промысел женский- занимались зимой, когда мужчины  из села уходили на заработки; каждая семья лепила свою игрушку; игрушки, в основном, были свистульками, продавались на ярмарке Свистунье, Свистопляске, проводившейся в Кирове обычно 1 апреля, после вскрытия реки).



Дать представления об отличительных особенностях дымковской глиняной игрушки – плавные контуры, наличие многочисленных воланов и налепов, придающих нарядность, закругленные сужающиеся ножки, придающие ощущение легкости; роспись яркими красками по белому фону.






1.Путешествие по выставке дымковских игрушек.














2. Занятие по рисованию «Освоение основных элементов дымковской росписи»

Рассказ воспитателя о дымковском промысле- о его возникновении, связи с природной средой, отличительных особенностях игрушки, технологии ее изготовления.











Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой: закрепить знания о промысле, познакомить с шестью основными элементами росписи- точкой, пятном, кольцом, листиком, волнистой и прямой линиями. Учить прорисовывать понравившиеся основные элементы на белом листе бумаги, используя различные оттенки цветов. Следить на техническими навыками детей. Воспитывать интерес к дымковскому промыслу.

Оформление уголка изо  иллюстративным материалом  о дымковском промысле, внесение объемных дымковских игрушек.


Знакомство с новой дидактической  игрой «Волшебные колечки».

Цель игры: закреплять представление детей о многообразии цветовых оттенков, даваемых основными цветами спектра.

Описание игры: дети подбирают цветные круги-вкладыши в  кольца соответствующего цветового оттенка.

Варианты игры- «Составь картинку из кругов и колец», «кто быстрее соберет», «Теплые

и холодные полянки»

Связь с дымковским промыслом: сравнение деталей игры с основными

элементами- кольцом и пятном; объединение кругов и колец различных цветовых сочетаний, поиск красоты в сочетании цветов.

Чтение книги Крупина  «В дымковской слободе» 1989г. (в течение всего времени освоения блока, по главе перед занятием -на кануне вечером)

достаточно  глубокие представления о дымковском промысле-узнают дымковскую игрушку среди глиняных игрушек других российских промыслов; называют ее отличительные особенности; называют основные элементы узора; владеют навыками создания неповторимого узора на основе сочетания элементов и различных цветов; могут рассказать о технологии изготовления дымковской игрушки.

Блочно- тематический план «ДПИ- дошкольникам»                                                           МДОУ «Детский сад № 90»

Возраст детей: 4-5 лет                                                                                                      автор: С.Б.  Богданова

Тема: «Дымковская игрушка»                                                                                      стр.2.                                                                                                                                                  

Наименование блока, цикла:

Содержание блока, цикла:

Формы организации работы с детьми:

Содержание:

Организация предметной среды:

Связь с другими занятиями:

Результат освоения блока, цикла.

Ознакомление с дымковским промыслом


Познакомить с технологией изготовления дымковской игрушки- лепка из хорошо промятого глиняного теста, просушивание игрушек при комнатной температуре, обжиг в раскаленной русской печи, грунтовка фигурок белой краской, разведенной на снятом молоке, роспись игрушек  яркими красками, растертыми на яичном желтке.


Познакомить с «тайнами» дымковской росписи- основными элементами дымковского узора- кольцом, пятном, точкой, листиком, прямой и волнистой линией; научить  создавать неповторимый дымковский узор посредством различных сочетаний основных элементов и  цветовых сочетаний; познакомить  с ритмом как выразительным средством изобразительного искусства и учить создавать ритмические узоры из различных сочетаний основных элементов дымковского узора; учить расписывать силуэты дымковских игрушек.




3. Занятие по лепке  из глины «Дымковский поросенок»






4. Занятие по рисованию «Объединение основных элементов дымковской росписи»



Учить детей лепить из глины поросенка скульптурным способом из основной формы- яйца; основной  прием- вдавливание.


Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой: закрепить знания о дымковском промысле, закрепить названия основных элементов росписи, показать, что неповторимость дымковского узора при минимуме основных элементов достигается за счет их комбинирования, а также за счет  разного цветового решения.  Развивать самостоятельность замысла посредством использования большого количества вариативных образцов и установки на неповторимость каждого детского рисунка за счет перечисленных выше средств. Продолжать работу над техникой рисования. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, интерес к творчеству русского народа.


Внесение в уголок изо глины и сопутствующих материалов- подкладных досок, тазиков для воды, тряпочек.





Поместить в уголок изо пособие «Объединение основных элементов дымковской росписи».

Внести в уголок и познакомить детей с новой дидактической игрой – «Собери дымковский узор». Игра представляет собой набор из цветных дымковских элементов, вырезанных из двойного цветного картона , и  белых листов- основ, на которых выкладываются элементы или узор.

Задание детям- придумать разные способы объединения элементов дымковской росписи.(вечером после занятия «Объединение основных элементов…»

Деятельность в групповой лаборатории- знакомство со свойствами песка и глины.


Беседа по искусству «Веселый волшебник  Юрий Васнецов»

Познакомить с творчеством детского художника-графика, рассказать об особенностях  применения выразительных средств изобразительной деятельности художником(цвет, форма, линия, композиционное построение), особое внимание обратить на авторскую особенность- использование дымковских элементов в художественных работах, рассказать, что связано это с тем, что художник родился и вырос недалеко от села Дымково и с детства  близко общался с дымковской игрушкой.

Блочно- тематический план                                                                                           МДОУ «Детский сад № 90»

Возраст детей: 4-5 лет                                                                                                      автор: С.Б.  Богданова

Тема: «Дымковская игрушка»                                                                                    стр.3.                                                                                                                                                    

Наименование блока, цикла:

Содержание блока, цикла:

Формы организации работы с детьми:

Содержание:

Организация предметной среды:

Связь с другими занятиями:

Результат освоения блока, цикла.

Ознакомление с дымковским промыслом



Воспитывать интерес к дымковскому промыслу, уважение к  труду народных умельцев, желание создавать подобную игрушку своими руками.























5.Занятие по лепке «Дымковская уточка»


6. Занятие по рисованию «Ритмичный узор на полосе»


Учить детей лепить из глины уточку скульптурным способом.


Закреплять знания детей о дымковском промысле, основных элементах узора и их сочетаний. Учить детей составлять ритмичный узор на полосе из двух элементов росписи. Развивать самостоятельность замысла: используя вариативность образцов учить детей составлять свой неповторимый узор при помощи разных цветовых сочетаний одних и тех же элементов или всевозможных сочетаний основных элементов узора. Работать над постановкой руки, рисовать концом кисти, правильно промывать кисть. Воспитывать у детей уважение к творчеству русского народа.


Поместить в уголок изо образцы дымковских птиц (кроме индюка)



Предварительная работа перед занятием №6:

Задание для слабых детей «Собери ритмичный узор из двух элементов на полосе»- непоср-но перед занятием по рисов-ю с тем же названием.

- Поместить в уголок варианты узора на полосе;

-оформить и поместить в уголок  альбом «Новые ритмичные узоры, созданные детьми группы»


Дидактическая игра «Подбери музыку к узору на полосе» - закрепление знаний, полученных на занятии. Оборудование- металлофон и детские работы.



Представление дымковского театра  «Двор у бабушки Матрены»

Представляет собой фольклорную  «сборку» из русских народных потешек и песенок, связанных с образами домашних птиц и животных.


Оборудование: расписной задник для настольного театра- дымковский домик с забором в окружении деревьев и кустов, расписанных дымковскими «пряниками»,  дымковская барышня- няня, дымковские игрушки- лошадка, баран, козлик, уточка, курочка, поросенок, корова.

Блочно- тематический план                                                                                           МДОУ «Детский сад № 90»

Возраст детей: 4-5 лет                                                                                                      автор: С.Б.  Богданова

Тема: «Дымковская игрушка»                                                                                    стр.4.                                                                                                                                                    

Наименование блока, цикла:

Содержание блока, цикла:

Формы организации работы с детьми:

Содержание:

Организация предметной среды:

Связь с другими занятиями:

Результат освоения блока, цикла.

Ознакомление с дымковским промыслом




























7. Занятие по лепке

«Конь-огонь»






8.Занятие по аппликации «Салфетка с дымковским узором»








9. занятие по рисованию «Тарелочки для зайчат»

Учить детей лепить коня из глины комбинированным способом; особое внимание обратить на прием примазывания и выравнивания поверхности влажным пальчиком.


Продолжать знакомить детей с дымковским промыслом. Учить строить композицию на квадрате, по – разному выстраивая узор- украшение углов квадрата, украшение сторон квадрата, выделение середины, узор по диагоналям, смещенный композиционный центр; при создании узора использовать прием дорисовки более мелких элементов-пальчиком и фломастерами.


Учить располагать элементы дымковской росписи на круглой форме, выделяя центр и края. Совершенствовать умение объединять элементы дымковской росписи, творчески подходить к процессу рисования. Продолжать учить рисовать концом кисти, обследовать натуру. Воспитывать самостоятельность в выборе цвета и композиции.

Учить выполнять  работу, соотнося свои действия с действиями других детей.







Дидактическая игра «Собери дымковский узор» 

задания детям:

-собери узор на полосе

-придумай нарядный пряник из нескольких элементов

-укрась дымковским узором квадрат.

Примечание- можно использовать  как основу для игротеки.



Знакомство с новой дидактической игрой «Дымковские парные картинки»

Раздел «Ознакомление с искусством»


Дидактическая игра « Найди на выставке рисунки Ю.Васнецова»


Закрепление знаний о творчестве художника

(смотри книгу Курочкиной Н.А, «Детям о книжной графике»стр.54)

Блочно- тематический план                                                                                           МДОУ «Детский сад № 90»

Возраст детей: 4-5 лет                                                                                                      автор: С.Б.  Богданова

Тема: «Дымковская игрушка»                                                                                     стр.5.                                                                                                                                                    

Наименование блока, цикла:

Содержание блока, цикла:

Формы организации работы с детьми:

Содержание:

Организация предметной среды:

Связь с другими занятиями:

Результат освоения блока, цикла.

Ознакомление с дымковским промыслом




























10. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ «Изготовление дымковского фриза для украшения зала к фольклорному празднику «Свистопляска»


11. Занятие по рисованию  «Украсим косынку для мамы и бабушки»













12. Фольклорный праздник-ярмарка «Свистопляска»


Вид коллективного занятия- объединение индивидуальных работ в общую композицию.








Учить располагать элементы дымковской росписи на треугольной форме, выделяя центр, стороны или углы косынки. Продолжать работать над творческим осмыслением материала: находить новые сочетания цветов и элементов, стараться сделать свою работу непохожей на другие. Воспитывать у детей уважение к творческому труду народных умельцев, подводить к украшению  предметов быта знакомым народным орнаментом.


Закрепить представление о промысле дымковской игрушки.


Знакомство с новой дидактической игрой –«Дымковское домино»

При изготовлении использовать принцип  классического домино, заменив пустые клетки и точки на дымковские элементы.



Знакомство с дидактической игрой «Дымковское лото»






Дидактическая игра «Собери дымковский узор»


Учить собирать узоры в клетке из прямых и волнистых линий – «придумай ткань на платье дымковской барышне»

Групповой досуг «Дымковские  посиделки»


Народный музыкальный фольклор, малые фольклорные формы с элементами театрализованной деятельности, мастерская художников- роспись вылепленных на занятиях по  лепке фигурок.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: 

Приглашение на открытые занятия по знакомству с дымковской игрушкой

Привлечение к оформлению развивающей среды- поделке дидактических игр, лепке игрушек, изготовлению пособий

Приглашение на итоговый праздник- ярмарку «Свистопляска».

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ:

Через дидактические игры, перечисленные в плане- блоке

Анкетирование (см. приложение)

Через анализ детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

Знакомство детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Изучение ПДД в дошкольном возрасте, формы и методы работы....

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А,С, ПУШКИНА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

23 апреля в МБДОУ детский сад №65 комбинированного вида в рамках ШППО воспитателей прошел показ развлечения: " Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", в котором приняли участие...

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...