Исследовательская деятельность детей.
статья по теме

Зрелова Надежда Александровна

Доклад об организации и проведении исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_16.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность детей. (Доклад на пед. совете)

Для познания накопленного опыта применяется множество приемов и средств. Все они укладываются в 5 методов обучения :

  1. Объяснительно – иллюстративный
  2. Репродуктивный
  3. Метод проблемного изложения
  4. Эвристический
  5. Исследовательский.

Что такое исследовательский метод обучения?

  1. ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения потребности в знаниях
  2. познавательная деятельность состоит в поиске и решении вопросов, требующих знаний
  3. основные составляющие исследования : выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения

Чтобы исследовательская деятельность вызывала и детей интерес, не обходимо подбирать содержание, доступное их пониманию.

Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку.

В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и не понятного.

При решении проблемных ситуаций рекомендуются следующие методические приемы :

1)подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения

2) изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную :

1) предложить рассмотреть явление с позиций людей разных профессий (космонавта, врача, повара и т.д.)

2) поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты ;

3) поставить проблемные задачи ( например, с недостаточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)

О чем должен помнить воспитатель организуя исследовательскую деятельность детей ?

1)критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, приемов

2) проявлять искренний интерес  к любой деятельности ребенка , уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.

3) воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую оценку, например : «Я знаю, что ты догадаешься!»  «Молодец! Я уверена, что твои идеи окажутся правильными!» и т.п.

4) воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца

5) заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

6) подводить итоги исследования. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда исследование закончено и сделаны выводы, можно задать вопрос : «Как определить, правильный ли вывод мы сделали?». Детей следует подвести к мысли о том, что результаты исследования являются достоверными, если при повторении эксперимента они не изменятся.

7)предложить детям подумать над следующими вопросами :

- зачем нужна информация, полученная в данном исследовании?

- людям каких профессий могут понадобиться подобные сведения и для чего?

- если бы людям не были известны данные сведения, что могло бы произойти?

8) учитывая эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям, спросить : «Трудно ли было найти правильное решение ? что было самым сложным? Что легко получалось? Почему ? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового ? Хотите ли вы исследовать еще что- нибудь?» и т.п.

С точки зрения педагогики в первую очередь важен сам процесс исследования. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малы группы ( по 3-4 человека ).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в исследовательской деятельности , развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка ( « Я могу!», «Я знаю!»), развивает его коммуникативно- речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"

   Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.

Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов

Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...