Исследовательская деятельность детей.
статья по теме
Доклад об организации и проведении исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_16.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность детей. (Доклад на пед. совете)
Для познания накопленного опыта применяется множество приемов и средств. Все они укладываются в 5 методов обучения :
- Объяснительно – иллюстративный
- Репродуктивный
- Метод проблемного изложения
- Эвристический
- Исследовательский.
Что такое исследовательский метод обучения?
- ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения потребности в знаниях
- познавательная деятельность состоит в поиске и решении вопросов, требующих знаний
- основные составляющие исследования : выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения
Чтобы исследовательская деятельность вызывала и детей интерес, не обходимо подбирать содержание, доступное их пониманию.
Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку.
В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и не понятного.
При решении проблемных ситуаций рекомендуются следующие методические приемы :
1)подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения
2) изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную :
1) предложить рассмотреть явление с позиций людей разных профессий (космонавта, врача, повара и т.д.)
2) поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты ;
3) поставить проблемные задачи ( например, с недостаточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)
О чем должен помнить воспитатель организуя исследовательскую деятельность детей ?
1)критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, приемов
2) проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка , уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.
3) воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую оценку, например : «Я знаю, что ты догадаешься!» «Молодец! Я уверена, что твои идеи окажутся правильными!» и т.п.
4) воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца
5) заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
6) подводить итоги исследования. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Когда исследование закончено и сделаны выводы, можно задать вопрос : «Как определить, правильный ли вывод мы сделали?». Детей следует подвести к мысли о том, что результаты исследования являются достоверными, если при повторении эксперимента они не изменятся.
7)предложить детям подумать над следующими вопросами :
- зачем нужна информация, полученная в данном исследовании?
- людям каких профессий могут понадобиться подобные сведения и для чего?
- если бы людям не были известны данные сведения, что могло бы произойти?
8) учитывая эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям, спросить : «Трудно ли было найти правильное решение ? что было самым сложным? Что легко получалось? Почему ? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового ? Хотите ли вы исследовать еще что- нибудь?» и т.п.
С точки зрения педагогики в первую очередь важен сам процесс исследования. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малы группы ( по 3-4 человека ).
Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в исследовательской деятельности , развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка ( « Я могу!», «Я знаю!»), развивает его коммуникативно- речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)
Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия, предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...
Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"
Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.
Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов
Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...