Семейный досуг
материал (подготовительная группа) по теме

 

Семейный досуг на тему: «Длинная коса – девичья краса».

( старший и подготовительный возраст)

Цели:

Развивающая: Расширять словарный запас и расширять лексику детей; развивать доказательную речь, выразительность в стихотворной и прозаической речи,

Обучающая: учить отгадывать загадки, читать пословицы, скороговорки, играть в народные игры,  прививать любовь к русскому народному фольклору. Вызвать у детей положительный отклик к предкам и традициям  русского народа.

Воспитательная: Воспитывать интерес к народным обычаям.

 

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение книг по теме ( О. Колпакова « Славяне»,  Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?», заучивание потешек, пословиц, поговорок и др .)
  • Чтение сказок о красоте русской души и быте россиян ( « Гуси – лебеди», « Хаврошечка», « Морозко», « Двенадцать месяцев».)
  • Отгадывание загадок.
  • Дидактические игры « Славянская семья: родство и занятия», « Угадай, кем я буду», « Добавь словечко», « Назови лишнее слово», « Кто что делает?».
  • Этюды на выразительность жеста « Чешу, чешу волосыньки» ( русская народная потешка), « Пекла для Варюшки» ( русская народная скороговорка).
  • Подвижные игры « Гори, гори ясно!», « Как у бабушки Маланьи» и др.
  • Оформление пригласительных билетов для родителей.

 

Предварительная работа с родителями:

 

  • Анкетирование родителей « Что мы знаем о Руси?»
  • Консультации для родителей « Народные промыслы», « Праздники на Руси».
  • Создание  « Древа семьи».
  • Оформление буклета « Увлечения и традиции в нашей семье».

 

Наглядная информация:

 

  • Выставка изделий народного промысла « Дымковская игрушка»,

« Богородская игрушка», « Русская матрешка».

  • Подборка  литературы и выставка для родителей.

 

Музыкальный ряд:

Русские народные песни « Во поле березка стояла», « Ах вы, сени», « Пойду ль я, выйду ль я», « Как у наших у ворот», П. И. Чайковский « Времена года».

 

Зал  оформлен в виде русской горницы: стол с самоваром, бутафорские пироги, хохломская, гжельская посуда. Стены оформлены яркими полушалками.

Под русские народные наигрыши заходят дети с воспитателем  и занимают места в «горнице».

Ведет праздник Варвара – краса, длинная коса.

Варвара.

Наконец вы появились.

Я уж думала вы – заблудились.

Добро пожаловать!  Будьте как дома!

Знакомьтесь со всеми с кем еще не знакомы!

Очень рада, дети, что вы ко мне зашли,

Для этих посиделок времечко нашли.

 

1-Ребенок. Пришли сюда мы скуку разогнать.

                    Мы пришли повеселиться, поиграть!

2-Ребенок. Чтоб со всеми вместе песенки попеть,

                    На забавы разные, потехи посмотреть!

3- ребенок. Мы привели с собою тех,

                    Веселье любит кто и смех.

4-ребенок. Ввалились  к вам веселою гурьбой,

                    И даже воспитателя мы привели с собой.

Варвара.

Вы поспели во время как раз,

Начинаем посиделки мы сейчас!

Ну, что ж, давайте знакомиться!

Зовут меня, ребята, Варварушка-краса.

А главная примета – длинная коса.

Для этих посиделок есть важная причина.

И пусть не обижаются мальчишки и мужчины

С давних пор краса девицы

Не румяна, не ресницы,

Всюду русская краса- с лентой длинная коса.

 

           Девочки встают и водят хоровод, выполняя несложные плясовые движения.

image

Варвара.

Вот идут они по кругу,

Низко кланяясь друг другу,

Есть причина удивиться:

Редко носит кто косицы.

 

                                          Девочки садятся на место.

Ведущая : Издавна у всех народов ценилась женская коса. Русские женщины по обычаю, имели длинные волосы. Поэтому было придумано много различных способов красиво их заплетать.

До замужества девушка могла ходить с распущенными или заплетенными в одну косу волосами. Для красоты вплетали в косы яркие ленты или золотые нити. Перед свадьбой девушке заплетали две косы.

Часто к концам кос подвешивали косник. Косник или накосник – это треугольник из бересты или  кожи, богато украшенный шелком, бусами, жемчугом

Конкурс для мам.

Вот тут у меня лежат заготовки для изготовления этого украшения для кос. Сейчас мы посмотрим на мастерство наших мам. Каждая украсит  косник  по своему усмотрению. А мы оценим, у кого получилось самое красивое и самое нарядное украшение для кос.

 

image

Варвара.

Пока наши мамы делом заняты,

Чтобы мальчикам не скучать,

В  игру можно поиграть.

Бантик на пол положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Надо быстро бантик взять!

 

Мальчики кладут бантики на пол и выполняют несложные танцевальные движения. Мальчиков на один больше. Чем бантиков. По окончанию звучания музыки мальчики поднимают по бантику. Тот, кому не хватило, выбывает из игры. Варвара убирает еще один бантик. Игра продолжается, пока не останется один мальчик победитель. Он получает приз – красиво завязанный бант.

 

Варвара. А теперь пора оценить рукоделие наших мамочек. ( Рассматривают косички, украшенные девочкам, отмечая их достоинства).

Да, недаром говорится – дело мастера боится. Ведь у наших мамочек руки не простые, руки не простые, а просто золотые!

 

5 – ый ребенок. А что это значит – « золотые руки»? Они, что ли , из золота сделаны?

 

Варвара. А это тебе сейчас ребята расскажут!

 

6 – ой ребенок.

Золотые руки – руки не из золота,

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, мозолях руки эти –

Самые нужные руки на свете.

Самые хорошие, самые простые,

А ну – ка, друзья, у кого такие? ( В. Кроткин)

 

7 – ой ребенок.

И у бабушки моей руки не простые,

И у бабушки моей руки золотые.

Все умеют делать – штопать и латать, Обед приготовить, в доме все убрать.

С бабушкой прожили  они жизнь большую.

Отдохнуть прилягут – я их поцелую.

 

Варвара. Правильно , ребятки. Золотые руки – это значит мастеровые, умелые.

 

Дети по очереди рассказывают пословицы и поговорки

об умелых руках.

  • В умелых руках и дело спорится.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • На все руки мастер.
  • От скуки на все руки.

 

Варвара. Стихи и пословицы рассказывать  вы и на самом деле мастера.

Хочу сейчас я посмотреть,

Умеете ли песни петь.

Пускай девчушки – хохотушки

Для вас свои споют частушки!

 

Девочки исполняют «Частушки».

 

  1. Пропоем для вас , ребята.

Веселинки – шуточки.

Вы послушайте скорей

Наши прибауточки.

  1. Раньше знали, что коса –

Это девичья краса.

А теперь у всех девчат

Космы клочьями торчат!

  1. Как пошла плясать

Бабушка Лукерья –

На затылке нет волос,

Привязала перья!

  1. Слышен плач на этажах –

Трудная задачка:

У кого – то в волосах

Запуталась жвачка.

  1. Частушки пели мы для вас.

Как в лесу соловушки.

       Приглядитесь – ка, девчата,

      Вы к своей головушке!

 

Варвара. Хорошо частушки пели, милые девицы,

Не пора ли обсудить нам длину косицы?

 

Теперь опять хочу я мальчикам заданье дать:

На косу надо быстро бантик завязать.

Ну-ка, мальчики, идите,

 

           Проводится игра «Кто быстрее и лучше завяжет бант».

Девочки с косами стоят мальчикам спиной, по сигналу мальчики подбегают к девочкам и стараются быстро и красиво завязать бант. Оценивают все. Победитель получает приз – расческу.

 

image

 

Варвара. В старину девушки и женщины никогда не ходили простоволосые, т. е. с непокрытой головой.

Варвара – краса показывает, как повязывали платки в старину с непокрытой головой. Выставлять волосы на показ считалось очень неприличным. На Руси с давних пор носят головной убор. Волосы прикрывали платками, которые завязывали различными способами. Сейчас я вам покажу и расскажу о некоторых из них.

         Варвара- краса показывает, как в старину повязывали платки.

Один из способов – «Рогатая кичка». Платок надо сложить по диагонали, положить на голову «хвостом» вперед. Концы платка завязать, а «хвост» оформить в большой слабый узел. Таким способом в старину женщины спасали свою голову от бед и несчастий, от нечистой силы.

На посиделках и гуляньях девушки носили платок, просто накинув его на плечи.

А вот еще один способ. Девушка надевала на голову какошник, поверх какошника повязывала платок двумя соседними концами, а два других конца свисали с плеч свободно на спину. Считалось, что так девушки спасаются от сглаза людского.

 

                         Конкурс для мам « Завяжи платок»

Старалась рассказать вам увлекательно,

И слушали меня вы все внимательно.

Мне осталось лишь узнать:

Вы сумеете платочек завязать?

image

 

Варвара.

Вот еще одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать –

Ваше дело отвечать:

« Это я, это я,

Это все мои друзья!»

Коль со мной вы не согласны, то молчите,

Ничего не говорите.

 

Кто проснулся очень рано,

Водой умылся из-под крана?

Носит кто из вас косицу

Длиной почти до поясницы?

Отвечайте хором вмиг,

Кто здесь главный баловник?

Кто из вас, скажите, братцы

Не забывает расчесаться?

Кто из вас свою сестричку

Часто дергал за косичку?

Кто из вас, ребятки,

Держит волосы в порядке?

Очень дружно отвечали.

Станцевать нам не пора ли?

Приглашаю всех сейчас

На веселый перепляс.

Пусть никто не устоит,

Хоть немного подробит!

 

                                         Дети поют частушки и танцуют.

 

1– ребенок

Нам плясать и петь не лень,

Мы плясали б целый день.

Уж мы так устроены:

Петь, плясать настроены!

2 - ребенок

             Разрешите поплясать,

             Разрешите топнуть.

             Неужели в вашей хате

             Половицы лопнут?

3 - ребенок

Эх, топну ногой,

да притопну другой.

Не могу я жить без пляски, характер такой.

            Если день не попляшу,

            На другой больной хожу!

4 - ребенок

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Как ребята заплясали,

Я не удержалася.

                                     

                                 Дети садятся на свои места.

Варвара. Ребята, какие вы народные поговорки знаете о косе – девичьей красе?

 

                  

 Дети рассказывают по очереди.

  • Чем больше коса, тем краше девица.
  • Коса – девичья краса.
  • Хорош соловей голосом, а девица волосом.

                                Коса до пояса – язык до колен.

 

Варвара. Вот те на! Вот это поговорочка! Это что же все женщины – болтушки?

Что ж , этим обстоятельством мы сейчас  воспользуемся. Сейчас бой скороговорок , разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит остальных прошу молчать!

 

Девочки и мальчики соревнуются в произношении скороговорок.

 

  • Две подружки тараторки тараторили на горке.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Пекарь калачи пек в печи.
  • Варя варит, жора жарит, Петя песенки поет.

 

Варвара.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Не забывайте старинные обычаи,

Ценить умейте нашу старину!

Жаль, но наши посиделки

Нам заканчивать пора.

Надеюсь, встретимся мы снова.

До свиданья, детвора!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_dosug.docx956.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный досуг на тему: «Длинная коса – девичья краса».

( старший и подготовительный возраст)

Цели:

Развивающая: Расширять словарный запас и расширять лексику детей; развивать доказательную речь, выразительность в стихотворной и прозаической речи,

Обучающая: учить отгадывать загадки, читать пословицы, скороговорки, играть в народные игры,  прививать любовь к русскому народному фольклору. Вызвать у детей положительный отклик к предкам и традициям  русского народа.

Воспитательная: Воспитывать интерес к народным обычаям.

Предварительная работа с детьми:

  1. Чтение книг по теме ( О. Колпакова « Славяне»,  Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?», заучивание потешек, пословиц, поговорок и др .)
  2. Чтение сказок о красоте русской души и быте россиян ( « Гуси – лебеди», « Хаврошечка», « Морозко», « Двенадцать месяцев».)
  3. Отгадывание загадок.
  4. Дидактические игры « Славянская семья: родство и занятия», « Угадай, кем я буду», « Добавь словечко», « Назови лишнее слово», « Кто что делает?».
  5. Этюды на выразительность жеста « Чешу, чешу волосыньки» ( русская народная потешка), « Пекла для Варюшки» ( русская народная скороговорка).
  6. Подвижные игры « Гори, гори ясно!», « Как у бабушки Маланьи» и др.
  7. Оформление пригласительных билетов для родителей.

Предварительная работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей « Что мы знаем о Руси?»
  2. Консультации для родителей « Народные промыслы», « Праздники на Руси».
  3. Создание  « Древа семьи».
  4. Оформление буклета « Увлечения и традиции в нашей семье».

Наглядная информация:

  1. Выставка изделий народного промысла « Дымковская игрушка»,

« Богородская игрушка», « Русская матрешка».

  1. Подборка  литературы и выставка для родителей.

Музыкальный ряд:

Русские народные песни « Во поле березка стояла», « Ах вы, сени», « Пойду ль я, выйду ль я», « Как у наших у ворот», П. И. Чайковский « Времена года».

Зал  оформлен в виде русской горницы: стол с самоваром, бутафорские пироги, хохломская, гжельская посуда. Стены оформлены яркими полушалками.

Под русские народные наигрыши заходят дети с воспитателем  и занимают места в «горнице».

Ведет праздник Варвара – краса, длинная коса.

Варвара.

Наконец вы появились.

Я уж думала вы – заблудились.

Добро пожаловать!  Будьте как дома!

Знакомьтесь со всеми с кем еще не знакомы!

Очень рада, дети, что вы ко мне зашли,

Для этих посиделок времечко нашли.

1-Ребенок. Пришли сюда мы скуку разогнать.

                    Мы пришли повеселиться, поиграть!

2-Ребенок. Чтоб со всеми вместе песенки попеть,

                    На забавы разные, потехи посмотреть!

3- ребенок. Мы привели с собою тех,

                    Веселье любит кто и смех.

4-ребенок. Ввалились  к вам веселою гурьбой,

                    И даже воспитателя мы привели с собой.

Варвара.

Вы поспели во время как раз,

Начинаем посиделки мы сейчас!

Ну, что ж, давайте знакомиться!

Зовут меня, ребята, Варварушка-краса.

А главная примета – длинная коса.

Для этих посиделок есть важная причина.

И пусть не обижаются мальчишки и мужчины

С давних пор краса девицы

Не румяна, не ресницы,

Всюду русская краса- с лентой длинная коса.

           Девочки встают и водят хоровод, выполняя несложные плясовые движения.

Варвара.

Вот идут они по кругу,

Низко кланяясь друг другу,

Есть причина удивиться:

Редко носит кто косицы.

                                          Девочки садятся на место.

Ведущая : Издавна у всех народов ценилась женская коса. Русские женщины по обычаю, имели длинные волосы. Поэтому было придумано много различных способов красиво их заплетать.

До замужества девушка могла ходить с распущенными или заплетенными в одну косу волосами. Для красоты вплетали в косы яркие ленты или золотые нити. Перед свадьбой девушке заплетали две косы.

Часто к концам кос подвешивали косник. Косник или накосник – это треугольник из бересты или  кожи, богато украшенный шелком, бусами, жемчугом

Конкурс для мам.

Вот тут у меня лежат заготовки для изготовления этого украшения для кос. Сейчас мы посмотрим на мастерство наших мам. Каждая украсит  косник  по своему усмотрению. А мы оценим, у кого получилось самое красивое и самое нарядное украшение для кос.

Варвара.

Пока наши мамы делом заняты,

Чтобы мальчикам не скучать,

В  игру можно поиграть.

Бантик на пол положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Надо быстро бантик взять!

Мальчики кладут бантики на пол и выполняют несложные танцевальные движения. Мальчиков на один больше. Чем бантиков. По окончанию звучания музыки мальчики поднимают по бантику. Тот, кому не хватило, выбывает из игры. Варвара убирает еще один бантик. Игра продолжается, пока не останется один мальчик победитель. Он получает приз – красиво завязанный бант.

Варвара. А теперь пора оценить рукоделие наших мамочек. ( Рассматривают косички, украшенные девочкам, отмечая их достоинства).

Да, недаром говорится – дело мастера боится. Ведь у наших мамочек руки не простые, руки не простые, а просто золотые!

5 – ый ребенок. А что это значит – « золотые руки»? Они, что ли , из золота сделаны?

Варвара. А это тебе сейчас ребята расскажут!

6 – ой ребенок.

Золотые руки – руки не из золота,

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, мозолях руки эти –

Самые нужные руки на свете.

Самые хорошие, самые простые,

А ну – ка, друзья, у кого такие? ( В. Кроткин)

7 – ой ребенок.

И у бабушки моей руки не простые,

И у бабушки моей руки золотые.

Все умеют делать – штопать и латать, Обед приготовить, в доме все убрать.

С бабушкой прожили  они жизнь большую.

Отдохнуть прилягут – я их поцелую.

Варвара. Правильно , ребятки. Золотые руки – это значит мастеровые, умелые.

Дети по очереди рассказывают пословицы и поговорки

об умелых руках.

  1. В умелых руках и дело спорится.
  2. Умелые руки не знают скуки.
  3. На все руки мастер.
  4. От скуки на все руки.

Варвара. Стихи и пословицы рассказывать  вы и на самом деле мастера.

Хочу сейчас я посмотреть,

Умеете ли песни петь.

Пускай девчушки – хохотушки

Для вас свои споют частушки!

Девочки исполняют «Частушки».

  1. Пропоем для вас , ребята.

Веселинки – шуточки.

Вы послушайте скорей

Наши прибауточки.

  1. Раньше знали, что коса –

Это девичья краса.

А теперь у всех девчат

Космы клочьями торчат!

  1. Как пошла плясать

Бабушка Лукерья –

На затылке нет волос,

Привязала перья!

  1. Слышен плач на этажах –

Трудная задачка:

У кого – то в волосах

Запуталась жвачка.

  1. Частушки пели мы для вас.

Как в лесу соловушки.

       Приглядитесь – ка, девчата,

      Вы к своей головушке!

Варвара. Хорошо частушки пели, милые девицы,

Не пора ли обсудить нам длину косицы?

Теперь опять хочу я мальчикам заданье дать:

На косу надо быстро бантик завязать.

Ну-ка, мальчики, идите,

           Проводится игра «Кто быстрее и лучше завяжет бант». 

Девочки с косами стоят мальчикам спиной, по сигналу мальчики подбегают к девочкам и стараются быстро и красиво завязать бант. Оценивают все. Победитель получает приз – расческу.

Варвара. В старину девушки и женщины никогда не ходили простоволосые, т. е. с непокрытой головой.

Варвара – краса показывает, как повязывали платки в старину с непокрытой головой. Выставлять волосы на показ считалось очень неприличным. На Руси с давних пор носят головной убор. Волосы прикрывали платками, которые завязывали различными способами. Сейчас я вам покажу и расскажу о некоторых из них.

         Варвара- краса показывает, как в старину повязывали платки.

Один из способов – «Рогатая кичка». Платок надо сложить по диагонали, положить на голову «хвостом» вперед. Концы платка завязать, а «хвост» оформить в большой слабый узел. Таким способом в старину женщины спасали свою голову от бед и несчастий, от нечистой силы.

На посиделках и гуляньях девушки носили платок, просто накинув его на плечи.

А вот еще один способ. Девушка надевала на голову какошник, поверх какошника повязывала платок двумя соседними концами, а два других конца свисали с плеч свободно на спину. Считалось, что так девушки спасаются от сглаза людского.

                         Конкурс для мам « Завяжи платок»

Старалась рассказать вам увлекательно,

И слушали меня вы все внимательно.

Мне осталось лишь узнать:

Вы сумеете платочек завязать?

Варвара.

Вот еще одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать –

Ваше дело отвечать:

« Это я, это я,

Это все мои друзья!»

Коль со мной вы не согласны, то молчите,

Ничего не говорите.

Кто проснулся очень рано,

Водой умылся из-под крана?

Носит кто из вас косицу

Длиной почти до поясницы?

Отвечайте хором вмиг,

Кто здесь главный баловник?

Кто из вас, скажите, братцы

Не забывает расчесаться?

Кто из вас свою сестричку

Часто дергал за косичку?

Кто из вас, ребятки,

Держит волосы в порядке?

Очень дружно отвечали.

Станцевать нам не пора ли?

Приглашаю всех сейчас

На веселый перепляс.

Пусть никто не устоит,

Хоть немного подробит!

                                         Дети поют частушки и танцуют.

1– ребенок

Нам плясать и петь не лень,

Мы плясали б целый день.

Уж мы так устроены:

Петь, плясать настроены!

2 - ребенок

             Разрешите поплясать,

             Разрешите топнуть.

             Неужели в вашей хате

             Половицы лопнут?

3 - ребенок

Эх, топну ногой,

да притопну другой.

Не могу я жить без пляски, характер такой.

            Если день не попляшу,

            На другой больной хожу!

4 - ребенок

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Как ребята заплясали,

Я не удержалася.

                                     

                                 Дети садятся на свои места.

Варвара. Ребята, какие вы народные поговорки знаете о косе – девичьей красе?

                   

 Дети рассказывают по очереди.

  1. Чем больше коса, тем краше девица.
  2. Коса – девичья краса.
  3. Хорош соловей голосом, а девица волосом.

                                Коса до пояса – язык до колен.

Варвара. Вот те на! Вот это поговорочка! Это что же все женщины – болтушки?

Что ж , этим обстоятельством мы сейчас  воспользуемся. Сейчас бой скороговорок , разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит остальных прошу молчать!

Девочки и мальчики соревнуются в произношении скороговорок.

  1. Две подружки тараторки тараторили на горке.
  2. Проворонила ворона вороненка.
  3. Пекарь калачи пек в печи.
  4. Варя варит, жора жарит, Петя песенки поет.

Варвара.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Не забывайте старинные обычаи,

Ценить умейте нашу старину!

Жаль, но наши посиделки

Нам заканчивать пора.

Надеюсь, встретимся мы снова.

До свиданья, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

Творческая работа: Сценарий семейного досуга "Цветок семейного счастья" Муниципального этапа V Всероссийского конкурса "Семья-основа государства"

Что такое семья? На этот вопрос пытались ответить дети старшей группы в ходе коллективного, долгосрочного, творческого, детско-родительского проекта " Я и моя семья". Презентация проекта пришла в форм...

Семейный досуг. Организация семейного отдыха.

Рекомендации для родителей по организации семейного отдыха с детьми....

КОНСПЕКТ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА «ВЕЧЕР СЕМЕЙНОГО ОТДЫХА»

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Правильно организованный семейный досуг, выполняет восстановительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстанов...

Сценарий семейного досуга для детей 5-6 лет и родителей Музыкальный калейдоскоп «Семейная песня»

Развитие семейного творчества и сотрудничества детского сада и семьи, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение детского коллектива....

Консультация для родителей «Семейный досуг зимой». Игры и забавы для зимней прогулки, семейный кодекс здоровья

Консультация для родителей «Семейный досуг зимой». Игры и забавы для зимней прогулки, семейный кодекс здоровья...