Проект «Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей 7 года жизни»
методическая разработка на тему

Основной целью данной  работы является поиск эффективных средств для формирования способности детей дошкольного возраста действовать самостоятельно . В работе раскрываются различные методы развития самостоятельности двигательной деятельности дошкольников. Представлены практические примеры реализации данных методов, проведен мониторинг результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samostoyatelnosti.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра дошкольного образования

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Курсовой проект

на тему: 

«Развитие самостоятельности в двигательной деятельности  детей 7 года жизни»

     Выполнено: слушателем курса

                                                                                       повышения квалификации

                                                                                              воспитателя МБДОУ

                                                                                      «Детский сад «Звездочка»

                                                                                            г. Козловка Юрина  Людмила

                                                        Юрьевна

                                                                        (16.01.-27.01.2012)

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                 старший преподаватель

                                                                                         кафедры ДО Махалова И.В.

г. Чебоксары 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 актуальность  

анализ внешней среды

 анализ внутренней среды

проблема

Цель проекта

задачи проекта

Ожидаемые результаты

План реализации проекта (по этапам)

подготовительный

деятельный

заключительный

Образовательные мероприятия с детьми

Мониторинг результатов

Выводы

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

                                 «Человек – высший

продукт природы.

Но для того, чтобы

наслаждаться

сокровищами

природы, человек

должен быть

здоровым, сильным

и умным»

И.П.Павлов

                                                         

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, которая требует от человека не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Современное дошкольное образование развивается  в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 23ноября 2009 года № 665 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ определяет направление стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

В качестве центральных принципов ФГТ определяет принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников. Целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции.

Многие родители стараются освободить ребенка от посильного для него труда, каких-либо обязанностей, даже от самостоятельных усилий в повседневной жизни, в играх и занятиях.  Взрослые делают за детей то, что они могут и должны выполнять сами. В современных условиях значительную и всевозрастающую часть информации дети получают самостоятельно и в первую очередь через средства массовой информации.

Проблема развития самостоятельности в дошкольном возрасте изучалась достаточно широко А.П. Усовой, А.М. Леушиной, Н.П. Сакулиной, Р.А. Ивановой, Е.А. Флериной, В.Г. Нечаевой и другими. Полученные этими исследователями данные показывают, что в жизни значительное число детей старшего дошкольного возраста не достигают высокого уровня самостоятельности.

Важной составной частью государственной социально – экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения.

Следует отметить, что для развития самостоятельности и двигательной деятельности детей, педагог  выбирает формы организации выполнения заданий, методы и приемы, обеспечивающие овладение двигательными действиями. В широкой практике наблюдается недооценка воспитателями значения развития самостоятельности  в двигательной деятельности  ребенка.

Существует множество определений понятия «самостоятельность». В теории педагогики отмечается, что деятельность рассматривается как самостоятельная, если индивид выполняет новые, все усложняющиеся задачи или действует в незнакомых ситуациях, ориентируясь в них без посторонней помощи.  

Самостоятельная деятельность определяется как комплекс элементов, связанных с направленностью и избирательностью действий, с качеством имеющихся у детей знаний и опыта, умений, с волевой устремленностью. Самостоятельность может проявляться в связи с различными видами деятельности: учебной (А.П. Усова, А.М. Леушина, Н.П. Сакулина, В.Н. Аванесова), игровой (А.П. Усова, Р.И. Жуковская), художественной (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина), двигательной (Г.П. Лескова, Е.Н. Вавилова, Т.И. Осокина).         

Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышение работоспособности детей.

Поэтому, актуальной задачей  нашей  работы в области физической культуры детей дошкольного возраста  является поиск эффективных средств для формирования способности действовать самостоятельно. От того, насколько сформирован в сознании образ самостоятельности, зависит не только развитие физических способностей, но и то, насколько ребенок в будущем ребенок сможет разобраться в самом себе, реализовать свои возможности, использовать полученные знания в новых ситуациях, тем самым дошкольник сможет поддержать свое физическое здоровье: закаливание, утренняя гимнастика, игры и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья. В ДОУ для этого созданы условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности:

     Организация физкультурно-игровой среды. Наполненность  ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребность в самостоятельных движениях. Необходимо, чтобы в группе и в физкультурном зале имелось все необходимое оборудование: тренажеры, спортивный инвентарь, физкультурные комплексы, мультимедийные установки, музыкальные центры.

       Насыщение двигательной деятельности подвижными играми, что способствует накоплению двигательного опыта. Развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходят самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляция и самоконтроль здоровья.

       Изменение характера личного взаимодействия. Чтобы помочь ребенку найти себя в движении, можно провести обследование двигательной деятельности детей, определяя их спортивные интересы и способности; организовывать спортивные праздники и спартакиады.

       Совместная деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре направлена на достижение целей формирования у дете        й интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, а так же гармоничное физическое развитие, грамотно вести эту работу позволяет мониторинг двигательной деятельности, проведение спортивных праздников, игр соревнований, дней здоровья.  

      Совместная деятельность педагогов и родителей в ДОУ. Совместными усилиями взрослые помогут детям находить свое «Я» в движении, развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию), чтобы они могли с желанием, интересом, систематически заниматься самостоятельно.

Анализ ситуации

В МБДОУ «Детский сад «Звездочка» общеобразовательного типа функционирует 10 групп.

Работа по развитию самостоятельности и двигательной  деятельности  детей ведется   через организацию физкультурно-игровой среды совместно с сотрудниками детского сада, родителями дошкольников,   МОУ СОШ №3.

Опираясь на Послание Президента Чувашской Республики М.В.Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики «Все для человека, во имя человека» в течении трех лет тесно сотрудничаем с АУ  «ДОД ДЮСШ-ФОК «Атал» МО, где реализуем  идею сохранения здоровья здоровых, как взрослых, так и детей и стараемся приобщать родителей (граждан) задуматься о здоровом образе жизни.

Группу «Зайчики» посещают 20 детей. Постоянно осуществляем контроль за физическим здоровьем детей. Результаты отражены в таблице:

Группы здоровья

Группа закаливания

Группа физической подготовки

1

40 %

1

80 %

Основная – 64 %

2

60 %

2

20 %

Подготовительная – 36 %

Для организации самостоятельной  двигательной деятельности детей в группе  проводятся игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением разных форм двигательной активности. В группе создан  физкультурный уголок «Здоровячок» (мячи разного диаметра, фитболы, обручи, скакалки, мешочки с песком, нестандартное оборудование для закаливания и пр.), а так же выносной материал для прогулки зимой и летом (мячи, лыжи, городки, клюшки, лапта, баскетбольный щит, и другие).

В родительском уголке систематически  обновляется наглядно-агитационный материал по вопросам: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирования начальных представлений о здоровом образе жизни, приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни. Содержание материала в библиотеке в разделе «Здоровье» направлена на достижение целей охраны здоровья детей.

Потребность в двигательной активности ярко не проявляется , однако учувствуют дети в двигательной деятельности по предложению взрослого или сверстника, интерес двигательной деятельности сохраняется не долго. Часть детей не контролирует часть своих движений. А есть такие, которые избегают участия в двигательной деятельности и у них не возникает желания быть инициаторами.

Анализ внешней среды

Положительное

Негативные тенденции


Деятельность МБДОУ « Детский сад «Звездочка»

регулируется правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка,

Всеобщая декларация прав человека,

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.




Законадательными актами РФ:

Конституция РФ,

Семейный кодекс РФ,

Закон РФ «Об образовании»,

Закон ЧР «Об образовании»,

Закон ЧР «О языках в ЧР»,

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,



Недостаточное обеспечение материально-технической базы.

Ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.

Отсутствие потребности в здоровом образе жизни; только 5 % родителей занимаются спортом.

Игнорирование занятий по физической культуре, курение, злоупотреблением алкоголем. Переоценка значения ДОУ в воспитании детей; перенесение ответственности за воспитание детей на ДОУ.

Недостаточный уровень родителей о здоровом образе жизни, а так же высокая занятость на работе. Только 9 % родителей систематически занимаются с детьми физическими упражнениями. 17 % - эпизодически, а 74 % не занимаются, мотивируя это отсутствием времени. Формализм при выборе способов вовлечения родителей в совместную деятельность.

Анализ внутренней среды

Положительное

Негативные тенденции

Наличие документов, регламентирующих и регулирующих деятельность МБДОУ:

Типовое положение о МБДОУ,

Концепция дошкольного воспитания.

Локальные акты:

Устав МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Образовательная программа МБДОУ

Программа развития МБДОУ

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ «Крепыш»

Договор МБДОУ с родителями.

Договор МБДОУ «Детский сад «Звездочка»  с АУ  «ДОД ДЮСШ-ФОК «Атал» МО



Программа воспитания ребенка-дошкольника, под рук. О.В. Драгуновой, 2006 г. (национальный компонент).;

«От рождения до школы» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г.).



Наличие парциальных программ:

   Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования.- 1999.  

   Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми 1989.

   Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: 2003.

   Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.  2000.

Методическое обеспечение:

Учебно-методическая, подписные и периодические издания.


Имеется необходимая материально-техническая база для организации двигательной деятельности детей: физкультурный зал, спортивная площадка. В 72 % семей имеется спортивный инвентарь для организации двигательной детей.

Диспансерный осмотр детей врачом показал, что 60 % детей со 2 группой здоровья и только 40 % детей с 1 группой.


Уровень физического развития детей в сентябре 2011 года составил:

Высокий – 45 %;

Средний – 30 %;

Низкий – 25 %.


Недостаточно высокий уровень развития самостоятельности детей в двигательной деятельности:

Высокий – 25 %;

Средний – 55 %;

Низкий – 20 %.


Вне ДОУ 66 % детей предпочитают малоподвижные занятия (компьютер, телевизор чтение, рисование),

34 % играют в подвижные, спортивные игры, гуляют, трудятся. Задержка физического и или психического развития (возникает затруднение при самостоятельно выборе детьми способа выполнения действий. Наблюдается однообразие или трафаретность движений, их бесцельность.

Проблема

Недостаточный уровень развития самостоятельности и  двигательной деятельности детей.

2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Разработать систему работы по развитию самостоятельной двигательной деятельности детей

Задачи:

Определить формы и методы работы с детьми по развитию их самостоятельной и двигательной деятельности.

Обогатить физкультурно – игровую среду в групповом помещении.

Повышать педагогическую культуру родителей в области развития двигательной деятельности

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы предположили к концу реализации проекта получить следующие результаты:

От детей

От педагогов

От родителей

Физически развитый, овладевший всеми видами основных  движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

 Сформировать основные физические качества и потребность в двигательной активности;

Обогатиться двигательный опыт детей и содержание двигательной деятельности.

Овладеют  навыками проектно – исследовательской  деятельности;

Повыситься  профессиональное мастерство;

Внедрят систему работы по повышению уровня развития самостоятельности, двигательной деятельности  через обогащение физкультурно-игровой среды.

Родители убедятся о необходимости создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Создан ориентир родителей на формирование у детей положительного отношения к физической культуре.

Стимулируется активность родителей в организации двигательной деятельности дома и привлечение к совместным физкультурным праздникам

4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 1 этап – подготовительный (сентябрь)

  2 этап – деятельностный

  3 этап – заключительный  (май )

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы







Сентябрь

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, «Здоровый дошкольник»

П.Ф. Змановский, программа «Здоровье» В. Алямовская.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  инструментария

Обогащение физкультурно-игровой среды

Пополнение физкультурно-игровой среды по рекомендациям В.А. Шишкиной,

по В.А. Петровскому, Н.Ф. Дик.

По плану

Изготовление наглядности (схемы, рисунки)

По плану

Пополнение физкультурного уголка нестандартным спортивным инвентарем

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации физического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации двигательной деятельности дома

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Выявить уровень развития самостоятельности и двигательной деятельности

Проведение диагностики развития двигательных умений и навыков и физических качеств детей (Г.П.Юрко)



Сентябрь

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана двигательной деятельности с  использованием схем -рисунков

Сентябрь

Проведение занятий по физической  культуре  в соответствии с рабочей программы

По плану

Разработка конспектов занятий по физической  культуре с использованием чувашских народных подвижных игр

Сентябрь

Применение в работе с детьми комплекса оздоровительной работы «Ожерелье здоровья»

В течение года

Индивидуальная работа с детьми на тренажерах

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в двигательной деятельности детей» «Использование схем-рисунков в подвижных играх»

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки подвижных игр

Октябрь

Работа с родителями

Вовлечение родителей в семейный клуб «Здоровая СЕМЬЯ»






В течение года

Комплекс домашних заданий (ОРУ, рисунки, схемы)

Проведение совместных физкультурных развлечений и праздников «Папа – гордость моя», «Семейный балаганчик»,

«День физкультурника», «Спортивный огород»

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка, листок здоровья, газета здоровья)

Посещение родителями занятий

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по определению уровня развития самостоятельности  и двигательной деятельности

Мониторинг развития двигательных умений и навыков и физических качеств детей.

Мониторинг  выявления уровня самостоятельного использования основных видов движений детьми в специально - созданных условиях

Мониторинг  определения  уровня самостоятельности выбора детьми движений в подвижных играх.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Обобщение опыта семейного воспитания

Фотовыставка

                                                                                                 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ

        Мой педагогический процесс, построенный на принципах интеграции со всеми образовательными областями (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения), обеспечивает  непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей, времени года их интересов, способностей,  с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.

Образовательные мероприятия с детьми  решаются в процессе  совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

        Данная работа построена на взаимосвязи разных видов детской деятельности с включением разнообразных форм двигательной активности. В процессе игровых упражнений и проблемных ситуаций старшие дошкольники получают знания и представления, отражающие связанность отдельных частей мира как системы. Дети учатся представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. 

Самостоятельная и двигательная активность является неотъемлемой частью развития ребенка в целом, а также необходимой составляющей образовательных мероприятий с воспитанниками. Усвоение материала дошкольниками может и должно происходить как результат двигательной активности, а средства физической культуры используются для совершенствования познавательной деятельности.

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Интегрированная

детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Утренняя гимнастика

Подвижная игра (в том числена свежем воздухе)

Физическая культура

Физкультурные упражнения «Школа мяча» «Школа скакалки»

«Гимнастика после дневного сна

Лечебная физкультура (по рекомендациям специалиста)

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья

Каникулы

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Плавание

Музыкальная ритмика

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Брифинги

Консультативные встречи

Встречи по заявкам

6. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель: изучить процесс достижения детьми 6-7 лет планируемых итоговых результатов на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств

Направления

Показатели

Источники

Методы        

Развитие

детей

Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни (+ 12,5%)

Сформированность

потребности в двигательной активности (+12,5 %)

Сформированность

основных движений и физических качеств

Проявление творчества при выполнении двигательных заданий при измененных условиях (+12,5 %)

Данные диагностического обследования

Авторские методики:

Диагностика выявления уровня самостоятельного использования основных видов движений детьми в специально - созданных условиях.

Диагностика определения  уровня самостоятельности выбора детьми техники движений в подвижных играх

Развитие физкультурно-игровой среды ДОУ

Обогащение развивающей среды группы (схемы-рисунки, нестандартное оборудование).


Приобретение футбольного, баскетбольного и волейбольного мячей, степы, секундомер, детские тренажеры.


Пополнение физкультурного уголка пособиями

Финансовые листы, документы.

Прайс-листы, фотографии.

Работа с родителями

Положительная динамика отношения родителей к занятиям физической культурой

(увеличилась

на 10 %)


Активность участия родителей в совместных мероприятиях (повысилось

на 22 %)

Анкетирование

Анкеты, сценарии совместных мероприятий, фотографии.

Работа с педагогами

Оформление опыта работы на тему «Развитие самостоятельности и двигательной активности детей 7 года жизни»

Презентация проекта.


Внедрение опыта работы по данной проблеме.

Консультация для педагогов.


Выступление на педсовете.

7. ВЫВОДЫ(это диагностический инструментарий) (Все схемы должны быть в приложении)

Для изучения развития уровня самостоятельности и двигательной деятельности  детей на занятиях по физической культуре  нами были использованы авторские методики:

1) диагностика выявления уровня самостоятельного использования основных видов движений детьми в специально - созданных условиях (детям в течение 15 минут предлагалось самостоятельно выполнять различные двигательные действия в физкультурном зале по их желанию. Так же детям представилась возможность использовать различные снаряды, спортивный инвентарь. Мы наблюдали насколько самостоятельно дети используют основные виды движений в самостоятельной деятельности: ходьба, бег, равновесие, ползание, лазание, метание. За каждое использованное основное движение мы засчитывали за 1 балл).

2) диагностика определения  уровня самостоятельности выбора детьми движений в подвижных играх: «Кто лучше прыгнет?», «Попади в обруч». В ходе наблюдения оценивалось:

Правильное выполнение основы и деталей техники – 5 баллов;

Допускает ошибки в деталях – 4 балла;

Выполняет с подсказкой взрослого – 3 балла;

Выполняет с помощью взрослого – 2 балла;

Не выполняет – 1 балл

Результаты мониторинга по выявления уровня самостоятельного использования основных видов движений детьми в специально - созданных условиях на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития использовали 2 основных вида движения. Следует отметить, что эти дети менее активны, двигательная деятельность слабо развита. Испытывали некоторые затруднения, чувствовали себя менее уверенно.

Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята использовали такие основные виды движений: бег/ходьба, прыжки, некоторые дети использовали метание (Анна Л., Кирилл Я., Яна Т.)

Дети с высоким уровнем развития использовали практически все основные виды движений. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали спортивный инвентарь, ловко лазали по гимнастической лестнице. Илья Малинин, Анна Колесова использовали ходьбу по скамейке с мешочком на голове. Андреев Кирилл ползал на скамейке на животе, на полу по-пластунски и пролезал через дуги. Карина В. использовала прыжки через скакалку, через обруч. Следует отменить, что  ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, двигательная активности развита хорошо.

По результатам мониторинга большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют в самостоятельной двигательной деятельности бег/ходьбу, прыжки. Дети менее активно используют равновесие, метание, лазание.

В подвижных играх: «Кто лучше прыгнет?», «Попади в обруч» дети показали средний уровень –самостоятельности при выборе способа метания (от плеча, из-за спины, через плечо) и прыжка с места.

Дети с высоким уровнем –  развития не испытывают затруднений и используют различные способы выполнения метания (прямой рукой снизу, прыжок с разбега). Дети с низким уровнем – развития выполняли двигательное задание по подсказке и с помощью взрослого.

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня развития самостоятельности двигательной деятельности  детей на занятиях по физической культуре, через организацию физкультурно-игровой среды, что не только повысит уровень развития самостоятельности, но и повысит интерес к двигательной деятельности.

После реализации программы проекта нами были использованы те же диагностики, что и в начале работы.

Данные об уровне развития самостоятельности в выполнении и выборе основных движений представлены в таблице 1. Индивидуальная характеристика представлена в приложении 1.

Таблица 1

Сравнительные данные по уровню  развития самостоятельности в выборе и выполнении основных видов движений

УРОВНИ

2010год

2011год

Абс.

%

Абс.

%

ВЫСОКИЙ

7

35

9

45

СРЕДНИЙ

8

40

9

45

НИЗКИЙ

5

25

2

10

Для наглядности результаты за 2010 – 2011 учебный год представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня

 развития самостоятельности в выборе и выполнении основных видов движений.

Анализируя рисунки можно сделать вывод, что уровень развития самостоятельности детей изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети использовали практически все виды основных движений, ребята выполняли их с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим движениям дети придавали образность. У детей с высоким уровнем развития самостоятельности наблюдалось отсутствие трафаретности движений. Ребята так же использовали все имеющиеся пособия. Вращали палку двумя пальцами, подкидывали мешочки с песком и ловили на три пальца и т.д.

Количество детей со средним уровнем развития самостоятельности практически не изменился.

Детей с низким уровнем  развития самостоятельности оказалось на 15 % меньше, дети вели себя более уверено в выборе и выполнении основных видов движений.

Данные второй диагностики по определению  уровня самостоятельного выбора детьми движений в подвижных играх: «Кто лучше прыгнет?», «Попади в обруч» представлены в таблице 2.

                                                                                                                   Таблица 2

Сравнительные данные  самостоятельного выбора детьми движений в подвижных играх: «Кто лучше прыгнет?», «Попади в обруч»  

УРОВНИ

2010год

2011год

Абс.

%

Абс.

%

ВЫСОКИЙ

5

25

8

40

СРЕДНИЙ

11

55

10

50

НИЗКИЙ

4

20

2

10

Для наглядности результаты за 2010 – 2011 учебный год представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные данные  самостоятельного выбора детьми движений в подвижных играх: «Кто лучше прыгнет?», «Попади в обруч».

Результаты диагностики показали, что количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности увеличилось на 15 %. Дети стали меньше времени затрачивать на выбор способа выполнения двигательной задачи, предпочитая простым движениям (прыжок в длину с места) более сложные (прыжок в длину с разбега, тройной прыжок). А Малинин Илья выполнил двигательную задачу, прыгнув с шестом (используя гимнастическую палку).

 Количество детей со средним уровнем развития самостоятельности увеличилось на 5 %, а детей с низким уровнем на 10 % стало меньше, это часто болеющие дети, не регулярно посещающие ДОУ.

На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2010 – 2011 гг. Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ данных за 2010 – 2011 гг.

УРОВНИ

СРОКИ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

%

%

%

2010 год

30

75

22,5

2011 год

42,5

47,5

10

Динамика

+ 12,5

- 27,5

-12,5

Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Результаты проведенной нами работы по развитию самостоятельности на занятиях по физической культуре  у детей через организацию физкультурно-игровой среды подтвердила правомерности выдвинутой гипотезы.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития самостоятельности и двигательной деятельности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития самостоятельности.

Достижению положительной динамики по развитию самостоятельности детей способствовала разработка  и реализация системы мероприятий по организации физкультурно-игровой среды, пополненной разнообразным оборудованием. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в самостоятельных движениях. В группе обогащена развивающая среда схемами-рисунками, нестандартным оборудованием, приобретены футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи.

В ДОУ имеются детские спортивные комплексы. Функционирует семейный клуб «Здоровая СЕМЬЯ»» с целью повышения педагогической культуры родителей, вовлечения к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение эффективных форм работы по приобщению к здоровому образу жизни.

В течение года родители принимали активное участие  в обогащение физкультурно-игровой среды (ими было приобретено мелкое физкультурное оборудование). Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: «День здоровья», физкультурные досуги, прогулки за пределы ДОУ. Систематическое выполнение домашних заданий способствовало повышение  сознательности родителей в вопросах физического воспитания и развития детей.

    Насыщение двигательной деятельности подвижными играми, что способствовало накоплению двигательного опыта. Развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности наблюдалось самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляция и самоконтроль здоровья.

Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы.

                                                                 

8. ЛИТЕРАТУРА

       

 Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания.

 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2010 г.;

 Программа воспитания ребенка-дошкольника, под рук. О.В. Драгуновой, 2006 г. (национальный компонент).;

 «От рождения до школы» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г.).

Романова И.В. Методические рекомендации по составлению программ  г. Чебоксары 2011 г.

 М.А.Рунова, Н.А. Стецко, С.М. Долженкова  Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения  № 4 2011 г.

 Боровкова, Водина Н.И. Формирование нравственного здоровья дошкольников М.: Владос 2003.

 Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. М изд. НЦ ЭНАС 2004.

 Глазырина Л.Д. Физическая культура- дошкольникам: Программа и программные требования.- М.:Владос 1999.

 Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ.М.: 5 за знания, 2005.

 Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Просвещение, 1989

 Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль: Академия развития 2005.

 Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: Академия развития 2004.

Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.

 Махалова И.В.,.Ягодова Л.Г. Чувашские детские игры. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Чебоксары: 2005.

 Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. М.: Гном и Д 2001.

 Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. М.: Мозаика Синтез 2002.

Яковлева Л.В, Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М.: Владос 2003.

И.В. Махалова, Е.И.Николаева Солнышко сияет, играть нас приглашает. Чебоксары «Новое время» 2006

 Е.Ф. Желобкович «Физкультурные занятия в детском саду» М.: «Скрипторий 2003» 2010 г.

М.Ю.Картушина «Зеленый огонек здоровья» М.; «Сфера» 2007 г.

 

 

9. ПРИЛОЖЕНИЕ

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни

Игра – основной вид деятельности детей.  Для нас, воспитателей , организация самостоятельной игровой деятельности является сложной задачей. Так как нужно не только тактично направлять его игру, н...

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

«Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни»

Воспитание самостоятельности – работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, ес...

Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности у детей 3 года жизни (Доклад из опыта работы)

Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности у детей 3 года жизни(Доклад из опыта работы)...

Воспитание самостоятельности у детей второго года жизни

Самостоятельность – серьезное приобретение человека, она зарождается в раннем возрасте.  Для развития ребенка как личности самостоятельность самое важное качество, в формировании которого важную ...

Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни."...

Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни.

Материал предназначен для воспитателей детских садов и мам....