Развитие игры дошкольника на современном этапе
статья (подготовительная группа) по теме

Аверина Любовь Алексеевна

 

   Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_igry_doshkolnika_na_sovremennom_etape.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Развитие игры дошкольника на современном этапе

   Известно, что игра имеет уникальное значение в жизни ребенка дошкольного возраста. Игра рассматривается в литературе как способ взаимодействия с миром, как форма освоения социального опыта и организации жизни и деятельности ребенка, как часть досуга, метод, прием. Являясь ведущим видом деятельности дошкольника, она становится непременным условием становления и развития личности. Неслучайно С.Л. Рубинштейн называл игру «практикой развития», а Д.Б. Эльконин полагал, что готовность к школе должна включать и умение играть: неиграющий или не прошедший школу игры ребенок не способен стать успешным учеником.

   Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

    Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период

возникает и приобретает наиболее развитую форму  особый  вид  детской  игры,

который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-

ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на  себя  трудовые  или

социальные функции взрослых людей и в специально  создаваемых  ими  игровых,

воображаемых  условиях, воспроизводят  (или  моделируют)  жизнь  взрослых  и

отношения между ними.

    В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребенка.

    Выполняя игровую роль,  ребенок  подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

    Игровая  деятельность  влияет  на  формирование   произвольности   всех

психических процессов — от  элементарных  до  самых  сложных.  Так,  в  игре

начинают  развиваться  произвольное  поведение,  произвольное   внимание   и

память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются  и  больше  запоминают,

чем по прямому  заданию  взрослого.  Сознательная  цель  —  сосредоточиться,

запомнить что-то, сдержать импульсивное движение  —  раньше  и  легче  всего

выделяется ребенком в игре.

    Игра оказывает большое  влияние  на  умственное  развитие  дошкольника.

Действуя  с  предметами-заместителями,  ребенок   начинает   оперировать   в

мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится  опорой  для

мышления.  Постепенно  игровые  действия  сокращаются,  и  ребенок  начинает

действовать  во  внутреннем,   умственном   плане.   Таким   образом,   игра

способствует  тому,  что  ребенок  переходит  к   мышлению   в   образах   и

представлениях.  Кроме  того,  в  игре,  выполняя  различные  роли,  ребенок

становится на разные  точки  зрения  и  начинает  видеть  предмет  с  разных

сторон,  Это  способствует  развитию  важнейшей,  мыслительной   способности

человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

    Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.  Игровые

действия происходят в мнимой  ситуации;  реальные  предметы  используются  в

качестве других, воображаемых; ребенок  берет  на  себя  роли  отсутствующих

персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве  способствует

тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

    Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным  образом  в

процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают  учитывать  желания  и

действия  другого  ребенка,  отстаивать  свою  точку   зрения,   строить   и

реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное  влияние  на

развитие общения детей в этот период.

    В игре складываются другие виды  деятельности  ребенка,  которые  потом

приобретают самостоятельное значение. Так,  продуктивные  виды  деятельности

(рисование, конструирование)  первоначально  тесно  слиты  с  игрой.  Рисуя,

ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из  кубиков  вплетается  в

ход игры. Только к  старшему  дошкольному  возрасту  результат  продуктивной

деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.

    Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит

воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник  начинает

учиться,  играя.  К  учению  он  относится  как  к   своеобразной   игре   с

определенными ролями  и  правилами.  Выполняя  эти  правила,  он  овладевает

элементарными учебными действиями.

    Огромное значение  игры  для  развития  всех  психических  процессов  и

личности  ребенка  в  целом  дает  основание   считать,   что   именно   эта

деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

   Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, портнерства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая из них часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается,  что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.

    Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Д.Б. Эльконин.  Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети? Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, которых можно типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны. С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений,  но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается.

   Только ролевая игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии со взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. В игре ребенок расширяет поле зрения, укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы, формирует талант к общению, закладывает этические и нравственные основы поведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...

Социально-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе развития общества

На современном этапе развития общества приоритетными становятся проблемы нравственной культуры как основы социального воспитания подрастающего поколения....

"Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества"

Помощь воспитателям по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду....

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

В статье освещены проблемы современных дошкольников по речевому развитию...

Презентация "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Презентация к статье "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе"...

Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе.

Статья посвящена речевому развитию дошкольников и актуальности данной проблемы. Полезна родителям и педагогам ДОУ....

Актуальные проблемы развития речи дошкольников на современном этапе

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать е...