Статья "Колыбельная песня - урок добра, нравственности и познания"
статья на тему

Запара Марина Анатольевна

Колыбельная песня, как частица фольклора несёт в себе народную мудрость и красоту. В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети растут без них. Как вернуть колыбельные песни сегодняшним детям, и что могут сделать в этом напралении педагоги детского сада?   Ответы на эти вопросы и интересные сведения о русской народной колыбельной песне вы сможете получить, ознакомившись с данной публикацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Колыбельная песня - урок добра,  нравственности и познания

                                                                                                          Запара М.А.

    «Баю-баюшки, баю! Баю дитятку мою!» Сколько ласковых слов находит мать, баюкая своё дитя. Сколько нежности и ласки в ёё пении. Малыш ещё не знает языка,  не понимает слов, но слушая ласковые, тёплые интонации, успокаивается и затихает.

    Колыбельная песня как частица фольклора несёт в себе народную мудрость и красоту. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи и традиции, начинается с колыбельной песни.

     Название колыбельных песен произошло от слов «колыбель», «колебать». В народном обиходе было и другое название – «байки», произошедшее от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять»

(говорить, шептать). Байкой уговаривали ребёнка скорее уснуть. Ритмичное покачивание колыбели сопровождалось призвуками – поскрипываниями шеста, очепа, которые вплетались в колыбельный напев.

Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям взрослого, ребёнок начинал понимать отдельные слова, получал первые представление об окружающих его предметах, животных, птицах.  В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, призыв к добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребёнка оказывает сама материнская нежность, ласка и любовь, составляющие стихию колыбельных.

     Для полноценного развития ребёнку необходимо чувствовать себя защищённым, любимым. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослыми, у ребёнка рождается ответное чувство привязанности  к родному человеку, любви к матери, близким.

    В колыбельной отражались каждодневные заботы и материнские тревоги о ребёнке, о том,  как его одеть, накормить. Программировались будущие перспективы жизни, задавались социальные ориентиры и нравственные категории с часто наблюдающимся стремлением повернуть ребёнка к удаче:

         Будешь в золоте ходить.

         Чисто серебро носить.

    Исследователи фольклора П.Шейн, В.Аникин, А.Ветухов считают, что многие колыбельные песни близки к заговорам. Слову, сказанному над колыбелью, в старину придавали значение заклинания:

        Спи по ночам,

        Расти по часам!

   Постепенно в колыбельных утрачивалось заклинательное содержание и  превращалось в художественное.

    Иногда колыбельные песни отражали исторические события своего времени (подвиги Алексанра Невского, походы Ермака).  В древности был обычай пугать детей именем врага:

   Баю-бай, Баю-бай!

   К нам приехал Мамай.

   Просит - Ванечку отдай.

     В  колыбельной песне  могла звучать  тревога матери о сыне, которому предстояло стать воином. Или мать вспоминала о своей жизни, девичестве и мечтала о богатом приданном для дочери. Потребность народа в счастье и благополучии требовала удовлетворения хотя бы в мечте, песне.

    Часто в колыбельных фигурировали образы животных и птиц. Существует  множество колыбельных, в которых главный персонаж – котенька-коток.

   Приди, Котя, ночевать,

   Нашу детку покачать.

Мирное мурлыканье кота навевает сон.  Он имеет привычку  много спать. Поэтому его стали воспринимать как носителя сна. Существовало поверье, что если, прежде, чем класть в колыбель ребёнка, положить в неё кота, то ребёнок  будет крепко спать. Наряду с этим кот представлялся и воришкой-плутишкой. А крестьянской среде воровство  являлось позорнейшим пороком. Так, мало-помалу, в колыбельной ребёнок познавал ещё и уроки нравственности. И главным педагогическим аспектом  действия колыбельных являлась передача нравственных идеалов от одного поколения другим. В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий

возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ.

    В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети растут без них.  Забывая народные  обычаи, песни, мы, безусловно, теряем что-то невосполнимое для себя и детей.

К счастью детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Возвращаясь к  национальной памяти, мы иначе начинаем относиться к русским культурным традициям, праздникам, старине, фольклору, народным промыслам, в которых народ оставил свои самые ценные достижения.

    Не показное, а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к воспитанию.

     В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется воспитанию у ребёнка любви к тем местам, где он родился, к своей национальной культуре, традициям, языку в сочетании с любовью ко всему многонациональному Российскому государству.

    Суть гражданского воспитания мы видим в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких. В таком случае нельзя обойтись без народной педагогики. Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей. Сфера их воздействия гораздо шире прикладного значения упокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функцию развития ребёнка.

     По мнению многих психологов, самое "безобидное", к чему может привести “замена” колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребёнка синдрома дефицита внимания (СДВ). Имеется в виду дефицит внимания к ребёнку со стороны родителей. В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей. Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками.  

     Как вернуть колыбельные песни сегодняшним детям? Тепло и задушевно проходят в нашем детском саду «Вечера колыбельных», где сидя при свечах, мамы поют детям свои колыбельные, вспоминают строки колыбельных, услышанных в своём детстве от мам и бабушек. А дети с упоением слушают их, отражая потом свои впечатления в рисунках «Моя колыбельная». Совместно с детьми и родителями воспитатели собирают колыбельные и записывают их в «Семейный альбом колыбельных песен», в котором каждой семье предлагается оформить свою неповторимую страничку, иллюстрируя ёё фотографиями и рисунками. Таким образом, дети знакомятся с колыбельными песнями, звучащими в семьях своих сверстников. Перед дневным сном часто просят воспитателя спеть им Танину, Серёжину, или Олину колыбельную песню. А потом воспроизводят их в своих творческих играх «Семья», «Дочки-Матери» и др. Мамы делятся друг с другом колыбельными, чтобы спеть их на ночь ребятам. Колыбельные песни исполняются детьми на музыкальных  занятиях и  во время досуга. Педагогами и специалистами дошкольного учреждения разработан цикл занятий «Колыбельная песня моя», основанных на игровом, познавательно-культурном, краеведческом материале.

   Воспитатели дают детям сведения о том, что колыбельные песни есть и у других народов. Все мамы мира  на разных языках исполняют их свои малышам. Так дети знакомятся с английскими, итальянскими, японскими, немецкими  и другими колыбельными песнями, переведенными на русский язык.  С большим интересом дети  сами обыгрывают и драматизируют  незамысловатые сюжеты, отражённые в колыбельных:

Баю, баю, баиньки,

Прилетели галоньки.

Прилетели галоньки,

Сели у качалоньки.

Стали галки напевать

И качалоньку качать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гулиньки.

Прилетели  гулиньки,

Сели возле люлиньки.

Стали люльку качать,

Нишу детку усыплять

Баю, баю, баиньки,

Прискакали заиньки.

Прискакали заиньки,

Принесли нам валенки.

   

     Незабываемые впечатления и  познавательный интерес вызывает у детей посещение  краеведческого музея и областного музея народной культуры.

В этих местах оживает история! Попав в прошлую эпоху,  дети получают волшебную возможность прожить в ней какое-то мгновенье, познакомиться

с укладом русской избы, самостоятельно рассмотреть старинную  одежду и посуду, прикоснуться своими руками к началу всех начал -  настоящей колыбели.

     А с каким восторгом дети слушают колыбельные песни в исполнении народных коллективов! Слова колыбельной песни ещё раз укрепляют ребёнка в мысли, что он – самый желанный, мама – самая лучшая, дом – самый родной, формируют то, что учёные называют «базовым доверием к жизни». 

     Колыбельная песня заранее даёт ребёнку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

Воспитательная функция колыбельных не теряет с годами своей актуальности. Посредством восприятия колыбельных малыш знакомится с окружающими предметами и явлениями, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.

 

 

                                                     Запара М.А.-

                                                                   старший воспитатель

                                                                         МБДОУ ЦРР - д/с №75

                                                               г.Белгород, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность.О.О.Познание.Ребёнок и окружающий мир.Тема""Уроки светофора"для малышей".

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице,с дорожными знаками....

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познание" "Уроки Мойдодыра"

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познание". Использование информационно-коммуникационных технологий. Интеграция образовательных областей: Безопасность, ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 «Сказка» по образовательной области «Познание» Тема: «В стране невыученных уроков или спасаем Королеву Знаний»

конспект этой деятельности можно использовать и как, КПЗ и как аттестационное. А вообще я показывала её (деятельность) для подтверждения  1  квалификационной категории....

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ И ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО В ДЕТСКОМ САДУ

Нравственное воспитание - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и наше...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...