«Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»
план-конспект урока по теме

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциальной сферы личности дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_iskusstva_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с «Черемушки»

города Балашова Саратовской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»

музыкальный руководитель Степанова Т.Н.

Всё начинается с детства, в том числе культура - и общая, и художественная, т. е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром.  Влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления очень велико. В наибольшей степени это касается музыки, которая по самой своей природе, по самому своему содержанию является «моделью человеческих эмоций». Известно, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психического в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно также, что гармония личности ребёнка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики - интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и эффекта».

     От степени развития эмоциональной сферы прямо зависит и уровень нравственной культуры человека, его моральный облик.

Искусство способствует развитию не только эмоциональной и нравственной, но и познавательной сферы и, что чрезвычайно важно, формирует творческость как качество личности.

 Музыка - искусство прямого и сильного эмоционального воздействия - наиболее глубоко и непосредственно влияет на ребёнка с первых дней его жизни. Специфические особенности музыки: абстрактность музыкального художественного образа, развёрнутость во времени музыкального повествования, сложность музыкального языка делают её влияние ещё более разносторонним и уникальным. Замечательно сказал о влиянии музыки Карл Орф: «Она делает то, что другим искусствам не под силу». Музыка, прежде всего классическая, формирует духовный мир человека в целом.

     Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является педагог-музыкант. В детском саду это музыкальный руководитель. В своей деятельности он решает огромный круг музыкальных, общеобразовательных и воспитательных задач.

     К числу собственно музыкальных задач можно отнести формирование у детей начал высокого музыкального вкуса, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления музыкальных впечатлений. Особо следует подчеркнуть, что детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо.

Система музыкальности представляет собой сложное образование и состоит из многих музыкальных способностей. Каждая музыкальная способность, входящая в эту систему, тоже представляет собой многокомпонентную структуру. Существуют общие возрастные закономерности её становления и огромный диапазон индивидуальных различий между детьми. И то, и другое должен знать и учитывать в своей практической работе музыкальный руководитель, чтобы правильно, природосообразно вести каждую возрастную группу и осуществлять индивидуальный подход к детям, решая задачи их развития.

Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. Традиционно в детском саду было и остаётся пять основных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и игра-драматизация. Их становление связано не только с развитием у детей собственно музыкальных способностей, но и приобретением необходимых навыков и умений, специфичных для каждого вида деятельности. Логикой их формирования тоже должен владеть музыкальный руководитель.

Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет педагогу свои требования, ставит свои задачи.

Проведение слушания музыки требует от него профессионального владения музыкальным инструментом для «живого» художественного исполнения музыки и музыковедческих знаний, позволяющих анализировать её. Кроме того, музыкант, работающий с детьми, должен быть тонким педагогом и психологом, чтобы правильно оценить индивидуальное «прочтение» ребёнком музыкального художественного произведения, с уважением отнестись к нему и в то же время подвести ребёнка к адекватному восприятию художественного образа.

Занятия музыкальным движением требуют от педагога не только знания закономерностей музыкального и двигательного развития детей каждого из дошкольных возрастов, но и умения владеть своим телом, научить детей свободному, раскрепощённому исполнению естественных движений, поставить танцы, вдохновить на музыкально-творческие этюды.

Пение - один из самых сложных и в то же время наименее изученных и методически разработанных разделов музыкальной работы с детьми. Современный подход к его проведению предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановку детского певческого голоса, формирование элементарных певческих навыков.

Музыкальному руководителю нужно владеть своим собственным певческим голосом, знать возрастные и индивидуальные вокальные возможности детей, методические приёмы хоровой и индивидуальной работы. Он должен обладать «вокальным слухом», который необходим и для определения природного типа певческого голоса каждого ребёнка, и для коррекции певческого звука в процессе вокальных занятий.

Индивидуальные и хоровые занятия, построенные в соответствии с природными типами голосов, позволят сохранить здоровье певческого аппарата детей, помогут научить их петь нефорсированно, легко и звонко.

Этот раздел включает также работу педагога над выразительностью и музыкальностью исполнения предлагаемых песен и распевок.

Организация детского оркестра требует от музыкального руководителя не только умения научить детей играть на всех имеющихся детских музыкальных инструментах и объединять их в ансамбли и оркестр. Детей нужно научить играть по слуху.

Специальные исследования показали, что обучение игре по слуху является единственной методикой работы с детским оркестром, имеющей собственно музыкальную основу и потому наиболее продуктивной в отношении музыкального развития детей. Игра по слуху развивает у них всю систему музыкальных способностей и, что очень важно, помогает становлению инструментальной импровизации, музыкального творчества. Овладение этой методикой включает как индивидуальную работу с детьми, так и работу с ансамблями и оркестром.

И, наконец, пятый вид музыкальной деятельности - музыкальная игра-драматизация. Этот синтетический вид детской деятельности - один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь музыкальный руководитель становится режиссёрам детского музыкального спектакля. Он должен уметь грамотно построить мизансцены, выбрать исполнителей ролей, объединить в спектакле различные виды детской деятельности.

Необходимо специально подчеркнуть, что работа с детьми во всех этих видах деятельности предполагает, безусловно, творческий подход педагога к содержанию и методам занятий, его собственное музыкальное и педагогическое творчество, без которого невозможно творчество детей.

Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель как педагог проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях пpямое обучение и назидание.

Кроме всех необходимых знаний и умений, музыкальный руководитель должен обладать высокой общей культурой, в том числе культурой общения с детьми и взрослыми, проявлять добре желательное, тёплое отношение к детям, верить их успехи и стремиться к их достижению. Этими личностными качествами тоже должны обладать музыкальные руководители.

В круг обязанностей музыкального руководи теля входит также работа с воспитателями с родителями, написание сценариев и проведение многочисленных праздников, оформление - дизайн зала и многое другое.

Весь этот не претендующий на полноту перечень видов и задач работы музыкального руководителя дополняется его собственными ежедневными занятиями за инструментом для поддержания пианистической формы и овладения новый музыкальным репертуаром.

Итак, очевидно, что всё содержание деятельности музыкального руководителя направлено на разностороннее музыкальное и общее развитие ребёнка. Решая огромный объём связанных с этим задач, музыкальный руководитель стал уникальным, единственным в своем роде специалистом-дошкольником.

Одним из самых больных вопросов музыкального воспитания и руководства музыкальной работой остаётся вопрос о праздниках в детское саду. Праздники, приносящие радость детям, конечно, очень нужны, но проводить их друг за другом в большом количестве, подчиняя подготовке  к ним, муштре детей всю работу по музыкальном) развитию, абсурдно. Такая практика, существовавшая многие годы и, к сожалению, существующая до сих пор, «увела» из детских садов многих музыкальных руководителей, которые работали творчески и не хотели мириться с этой традицией.

По внешнему блеску праздников часто судят о качестве работы музыкального руководителя, что приводит к серьёзным ошибкам, провоцирует ориентацию всей музыкальной работы на те же праздники. Главным критерием качества музыкальной работы является возрастающий из года в год уровень музыкального развития детей и, конечно же, отношение их к музыке и музыкальным занятиям.

Этот уровень выявляется в процессе проводимых музыкальным руководителем занятий и в диагностических обследованиях детей, позволяющих отследить как развитие музыкальных способностей, так и продвижение детей в различных видах музыкальной деятельности.

Диагностические обследования детей - один из самых необходимых и продуктивных разделов работы музыкального руководителя детского сада. На индивидуальных диагностических занятиях у ребёнка определяется уровень развития каждой из музыкальных способностей, что позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые её звенья, и грамотно построить работу по гармонизации этой системы.

Анализ полученных данных даёт возможность значительно быстрее и точнее, чем в процессе обычных занятий, изучить группу детей, составить её «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого учебного года.

Кроме того, диагностика помогает выявить «показатели достижений», т. е. показатели продвинутости каждого ребёнка и группы в целом в том или ином виде музыкальной деятельности. Это позволяет музыкальному руководителю проанализировать результаты его собственной работы и наметить необходимые линии её коррекции.

Данные диагностики оцениваются только самим педагогом-музыкантом с учётом возрастных закономерностей развития детей. При этом каждый педагог знает, насколько велики индивидуальные различия между детьми. И если какой-то ребёнок по показателям развития слуха, Например, значительно превосходит своих сверстников, находящихся на средневозрастном уровне развития этой способности, это не значит, что музыкальный руководитель не сумел «дотянуть» до такого же высокого уровня всю группу. Способности у детей не могут быть одинаковыми исходно и не могут одинаково развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Тренинг   для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....

Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы у дошкольников " Хорошее настроение"

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения, и признается значимость эмоционального развития личности в период дошкольного детства. ...

Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, познавательных и творческих способностей

Игра-путешествие, в котором дети попадают в «Зайкину школу», где они станцуют, сказку осеннюю послушают, позанимаются весёлой математикой, а также сделают аппликацию с использованием природных материа...

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эмоциональная сфера ребенка – это комплекс эмоциональных состояний, которые он переживает и выражает. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера является особенно важной, так как в этот период фо...