Тренинговое занятие по правовому воспитанию «Мы - дорожим друг другом»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Печенкина Елена Михайловна

 

Тренинг предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста и направлен на повышение уровня правовой культуры родителей как условие соблюдения прав ребенка в семье, закрепление знаний у детей «Права ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_po_pravovomu_vospitani1.docx123.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие по правовому воспитанию

«Мы  - дорожим друг другом»

для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Цель: повышение уровня правовой культуры родителей как условие соблюдения прав ребенка в семье, закрепление знаний у детей «Права ребенка».

Задачи: 

Для родителей: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, формировать понимание, что семья ответственна за ребенка.

Для детей:  способствовать формированию чувства ответственности за другого человека, умения сотрудничать, развитию коллективных навыков общения среди сверстников и с взрослыми. 

Предварительная работа:

 с родителями

-информационные стенды в родительском уголке:

 «Декларация о правах ребенка» (приложение № 1);

 «Способ открыть ребенку свою любовь» (приложение № 2).

 Раздаточные листы для родителей – «Приемы, которые помогут Вам контролировать собственные агрессивные импульсы» (приложение № 3)

Тренинг готовит и проводит педагог-психолог, воспитатель принимает участие совместно с детьми и родителями.

Место проведения. Музыкальный зал.

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые ребята и их родители!

Упражнение «Паутинка»

У меня в руках клубочек. Каждый кто его получит называет свое имя ребятам нужно будет рассказать о своей маме (папе): какой(ая) он(а), что любит, что ей(ему) нравится, что не нравится. А вам – родителям нужно будет рассказать о своем ребенке: какой(ая) он(а), что любит, что ей(ему) нравится, что не нравится, чем увлекается.

А затем обматываете конец нити вокруг своей ладони и прежде,  чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута.

 Когда клубок возвращается к психологу, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире... В жизни наши взаимоотношения с близкими напоминают подобное переплетение нитей и нужно уметь сберегать их прочность».

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Ребёнок верит в любовь, силу и добро взрослых.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей, и в 1989г Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В настоящее время 191 страна присоединились к этому документу.

 Игра «Ассоциации»

- Какие ассоциации возникают у вас с понятиями «права человека», «права ребенка» (основные идеи записываются на листе и затем зачитывается список).

Упражнение «Ласковое имя».

 У меня в руках предмет, который является символом одного из прав – свидетельство о рождении, поскольку каждый из нас при рождении имеет право получить имя. И не секрет если ребенка или взрослого называть по имени ласково, то взаимоотношения будут более доверительными, доброжелательными.

 Вспомните какими ласковыми именами вы называете своего ребенка. Возьмите  лист бумаги и совместно нарисуйте ромашку, впишите эти ласковые имена  в лепестки ромашки, а в центре наклейте фото вашего малыша. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок – или название птицы, животного: медвежонок, цыпленок, – может быть, просто прозвище, но очень ласковое.

Для родителей: Подумайте и запишите: в каких случаях вы это делаете чаще? Когда от ребенка что-то требуется? Когда вы обращайтесь  с какой-либо просьбой? Когда у вас просто хорошее настроение? Что вы испытываете, когда называете ребенка ласково? Как ребенок реагирует на ласковое обращение?

Ребята и вы тоже подумайте, как часто вы называете мама и папу ласковыми именами. Когда вы будете готовы, то обсудите это совместно.

Дорогие ребята и родители вспомните ситуации и обсудите их вместе, когда вас называли по имени ласково и подумайте: Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности?

Ребята, ваши родители написали для вас на лепестках ромашки много ласковых имен, выбирете то, которое вам нравится больше всего и приклейте на него божью коровку.

И если вам сейчас показалось, что вы не так часто называете друг друга ласковым именем или их просто недостаточно, то все еще можно исправить и делать это почаще.

Уважаемые родители, вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?

Пример: девочка, увидев в руках у воспитателя пояс от платья, спрашивает: «А вы кого парите?» (то есть порите).

Поэтому в ваших силах, создать ребенку условия, в которых он будет   расти в атмосфере счастья, любви и понимания и как следствие сможет перенять данный стиль воспитания от вас и использовать его, став родителями.

А теперь я предлагаю вам разбиться на пары: родитель-ребенок. Задача одного убедить другого сделать то, что вам нужно (например, помыть посуду, прибрать игрушки и т.д.), задача другого – не согшаться, согласиться можно в том случае, если вас деййствительно смогли убедить, затем вы меняетесь ролями.  

Обсуждение.

- Получилось ли договориться?

- Каким образом вы договрились, что вы сказали?

- Если не получилось, то почему?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

Временами случается и так, что нам - родителям  трудно контролировать собственные агрессивные импульсы, в таких случаях необходимо применять приемы, которые помогут вам  контролировать собственные агрессивные импульсы (раздача листовок, приложение № 3).

А сейчас у нас небольшая викторина.

Викторина на знания прав ребёнка

Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).

Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).

Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).

Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде»).

Все люди маленькие и взрослые, имеют права, и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Звучит музыка.

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите

птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Обратная связь. Родители и дети  по кругу передают мяч и отвечают: родители - «Чем полезна именно для вас данная встреча», дети – «Что мне сегодня понравилось больше всего».

Библиографический список

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. //Дошкольное воспитание. – 1991. - № 6. – С.2-5.

Закон РФ «Об образовании».

Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. // Права ребёнка. Основные методические документы. – М.: Дом, 1992. – С.15-33.

Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. // Права ребёнка. Основные международные документы. – М., 1992. – С.15-33.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации от 24.07.1998 // Российская газета. – 2002. – 16 октября. - № 232.

Копытова Н.Н.Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Ваулина Т. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду.-2007.-№ 3.

Шорыгина Т.А.Беседы о правах: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

 Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. / отв. ред. В.М.Сапогов. – Псков: ПОИПКРО. – 2008. – 159 с.

 Интернет-ресурсы: www.doshvozrast.ru

 Интернет-ресурсы:

Приложение № 1

Декларация о правах ребенка

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, <…> чтобы они признали и старались соблюдать эти права…

Принцип 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребёнка или его семьи.

Принцип 2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Принцип 3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые  ввиду его особого развития.

Принцип 6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и в органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на родителях.

Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, ни в какой форме.

Принцип 9. Ребёнка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в каком случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Приложение № 2

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Приложение № 3

Приемы, которые помогут вам  контролировать собственные агрессивные импульсы:

- скажите себе «стоп» и посчитайте до 10;

- не прикасайтесь к ребенку;

- лучше уйти в другую комнату;

- отложите совместные дела с ребенком ( если это возможно);

- в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;

- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Друг познается в беде»

 Конспект занятия по нравственному воспитанию   в старшей группе  «Друг познается в беде»...

Конспект психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»

Разработанный конспект занятия будет полезен для педагогов-психологов, работающих с детьми 3-4 лет. Данное занятие является одним из занятий по развитию социально-коммуникативной сферы детей....

Конспект открытого психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»

Конспект открытого психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»Открытое психолого-педагогическое занятия во второй младшей группе.Тема: &la...

Воспитательно-образовательный проект: «Эколого-психологические тренинговые занятия, как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей к живой природе»

         Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и орга...

Занятие с детьми и родителями: «Учимся понимать друг друга»

Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка,...


 

Комментарии

Печенкина Елена Михайловна

Тренинг будет полезен как педагогам-психологам, так и педагогам ДОУ старшего дошкольного возраста.