Общая характеристика дошкольников
план-конспект урока по теме

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», -- писал

В.А. Сухомлинский , обращаясь к родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для родитетей и педагогов34 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ДОШКОЛЬНИКА  С  НАРУШЕНИЕМ  ЗРЕНИЯ.

    Ребенка можно сравнить с нежным бутоном, в котором уже присутствуют все характерные качества будущего цветка. Но возможность его раскрытия во многом зависит от ухода и любви садовника. Таким  «садовником» выступает взрослый, находящийся рядом с ребенком, воспитывающий его в первые годы жизни.

    « От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», -- писал

В.А. Сухомлинский , обращаясь к родителям и педагогам.

       ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

   В деятельности формируются новые психические новообразования и она создает зону ближайшего развития ребенка. Для детей с нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности в основном в исполнительной ее части, т.к. двигательная сфера детей с нарушениями зрения является наиболее близкой к дефекту  и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим образом.

   Отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность, наблюдается расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом. Это меняет мотивационно—потребностные сферы ведущей детской деятельности –игровой –затягивается во времени и характеризуется бедностью сюжета и содержания игры, схематизмом игровых и практических действий.

    Длительно и сложно формируется и учебная деятельность.

        ВНИМАНИЕ.

   Сокрашение количества и разнообразия внешних впечатлений  оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов – на снижение объема, устойчивости внимания, т.е. практически все качества внимания, такие как :

активность ( произвольно и непроизвольное внимание) , направленность      (внешнее и внутреннее) , его широту ( объем , распределение) , переключение ( трудное , легкое ) , интенсивность , сосредоточенность (высокая , низкая ) , устойчивость ( устойчивое или неустойчивое ) также оказывается под влиянием  нарушения зрения.

       

      ЗРИТЕЛЬНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ.

   Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения  находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы , глубины и характера поражения зрения.

   Искаженное сенсорное отражение признаков предметов и изображений влияет  на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия.

   Нарушение механизмов восприятия , в свою очередь , сказывается на развитии несенсорных психических функций : наблюдается более позднее , чем в норме , формирование операций анализа , синтеза , обобщения и категоризации.

     ПРОСТРАНСТВЕННАЯ  ОРИЕНТИРОВКА.

  Процесс отражения пространства и ориентировка в нем у дошкольников происходит от диффузного , нерасчлененного восприятия с выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению , а затем и интегрированию , сближению рядом находящихся , и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию пространства . в развитии пространственных представлений у нормально видящих детей дошкольного возраста  лежит непосредственный практический опыт. От того , насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир , как он в нем действует , зависит точность и адекватность его представлений об окружающем мире. Ограничение потока информации , поступающего через поврежденный зрительный анализатор , побуждает ребенка приобретать этот опыт на основе действия других анализаторов. Однако этого оказывается недостаточно , так как роль зрения в восприятии пространства является главенствующей. Особая роль зрения проявляется в выделении монокулярных  ( линейная перспектива , величина предметов ) и бинокулярных  ( удаленность , стереоскопия , объемность пространства , местоположение объекта ) признаков пространства. Таким образом , несовершенное зрение ребенка ограничивает возможность выделять все признаки и свойства предметов , величину . объем , протяженность и расстояние между ними и создает  определенные трудности развития представлений о пространстве и ориентировки в нем.

    Страдает и словесная пространственная ориентировка из-за специфического развития речи ребенка-дошкольника с нарушением зрения. Становление речи зрячих детей и детей с нарушением зрения осуществляется принципиально одинаково. Речь развивается и усваивается в ходе специфической  человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности . но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития . нарушается словарно-семантическая сторона речи . появляется «формализм» накопления  значительного количества слов . не связанных с конкретным содержанием.

     РАЗВИТИЕ  РЕЧИ.

  Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неречевых средств общения : мимики , пантомимики , интонации , поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и не позволяют в достаточной степени судить о состоянии человека , его отношении к собеседнику и обсуждаемой теме.

     ПАМЯТЬ.

  Развитие памяти ребенка с нарушениями зрения происходит по тем же законам , что и  у нормально видящего ребенка , и базируется на становлении процессов запоминания , узнавания и воспроизведения. Однако имеются и известные трудности в процессе формирования памяти . в частности в области запоминания  ( осмысленного и механического . произвольного и непроизвольного ). Корни этого надо искать  в физиологическом механизме процессов запоминания. Дефекты зрительного анализатора нарушают соотношение основных  процессов – возбуждения и торможения , отрицательно влияют на скорость запоминания. Как следствие наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок , что выражается в необходимости  большего количества подкреплений ; также отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого материала и быстрое забывание усвоенного материала.

    Правильность узнавания объектов затруднена , поскольку узнавание как деятельность . в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия , зависит от того , насколько полно и точно был воспринят объект . от того . какие – существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены  и теперь сравниваются.

    Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. У ребенка при нарушениях зрения наблюдается недостаточно полное  и замедленное воспроизведение материала , так как на его качестве сказываются в полной мере недостатки запоминания и  сохранение  материала.

     СОПУТСТВУЮЩИЕ  ДЕФЕКТЫ.

   Нарушениям зрительного анализатора часто  сопутствуют и другие дефекты : нарушения речи , опорно-двигательного аппарата . задержки психического и физического развития , остаточные явления органических поражений  ЦНС , энцефалопатия , неврозоподобные  состояния , гидроцефалия и другие , которые вносят свои особенности в процесс психического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Презентация к вопросу педагогического совета "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

Памятка "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Памятка для педагогов "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

Памятка "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Памятка для педагогов "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

Доклад на тему "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Доклад к вопросу педагогического совета на тему "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

Общая характеристика речи младшего дошкольника

Общая характеристика речи младшего дошкольника...

Статья "Общая характеристика пространственных представлений, формируемых у дошкольников"

Общая характеристика пространственных представлений, формируемых у дошкольников...

Общая характеристика влияния игровых упражнений с мячом на развитие физических и эмоциональных качеств дошкольников.

В дошкольном возрасте большое положительное влияние в развитии  двигательной деятельности занимают игры с мячом. Играм с мячом отводится особая роль. В данной статье дана общая характеристика воз...