Статья "Обоснование и рекомендации к созданию развивающей группы совместного пребывания матери и ребенка раннего возраста на базе детского сада".
статья (младшая группа) по теме

Гринина Елена Владимировна

Рекомендация предназначена для педагогов, которые помогут родителям детей раннего возраста адаптироваться к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование и рекомендации

к созданию развивающей группы совместного пребывания

матери и ребенка раннего возраста на базе детского сада .

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»                                                             В.А.Сухомлинский.

Современные родители часто испытывают трудности в воспитании малышей. Одно из причин этого – невысокий уровень педагогической культуры, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития и воспитания самых маленьких, непонимание их потребностей в ранний период жизни. Вместе с тем наука свидетельствует о высочайшей самоценности именно первых трех лет жизни ребенка.

Л.С.Выгодский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка. 

По мнению М.И. Лисиной , в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

Раннее детство – стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в первые годы жизни закладываются основы здоровья (физич., нравств., социальн.) и интеллекта человека. От социальной защищенности ребенка с момента рождения зависит сохранность национального генофонда, поэтому она должна быть приоритетно выделена. Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних.  (В. Алямовская)

                В последние годы в среде педагогов и психологов возрос интерес к пред-дошкольному возрасту. На любом  книжном прилавке можно найти литературу по воспитанию и развитию ребенка раннего возраста. Родители буквально с первого месяца жизни ребенка пытаются найти клубы, центры, где проводятся занятия с детьми раннего возраста, направленные, как правило, на развитие интеллектуальных способностей детей  ( изучение иностранного языка, чтение и т. п.) Проведенные в научной среде исследо-вания показывают, что притязания родителей фокусируются на развитии интеллекта малышей, при этом намечается тенденция к занижению уровня естественной эмоциональности детей данного возраста. Эти факты позволяют сделать вывод о недостаточной осведомленности матерей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста. В связи с этим попытаюсь ответить на вопросы молодых родителей, дать практические советы при взаимодействии с малышом.

        На протяжении первых 7 лет жизни происходит смена четырех качественно своеобразных форм общения.

Первой и генетически наиболее ранней является непосредственно-эмоциональное общение или ситуативно-личностная форма общения (от 0 до 6 мес.)

Следующая форма общения ситуативно-деловая (с 6 мес. до 2-х лет)

Внеситуативно-познавательная форма общения имеет место в развитии ребенка от 3-х до 5 лет.

Внеситутивно-личностная форма общения детей со взрослыми наступает уже в предшкольном 6-7-летнем возрасте.

Какова бы ни была форма общения, в любом случае теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению  более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.

        Одна из важнейших способностей человека, которая начинает развиваться в паре «мать - дитя» и связана с непосредственными эмоциональными отношениями между ними, - это  эмпатия

Эмпатией называют способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Базис эмпатии закладывается в первые полтора года жизни ребенка на основе полноценного эмоционального и телесного общения с матерью.

Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения - ласки, поцелуи, объятия, - способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.

        На протяжении последних лет на кафедре теории и практики дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО проводилось экспериментальное исследование по изучению особенностей эмоциональных взаимоотношений родителей с детьми дошкольного возраста. В результате исследования было обнаружено:

У 70% родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми;

Родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка;

В каждой второй семье нарушены эмоциональные отношения (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки)

Значение эмоциональных отношений матери и ребенка в первые годы жизни – огромно. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развитие творческого потенциала.

Именно по этому мною был  разработан и апробирован  цикл развивающих совместных с педагогами и родителями занятий для детей раннего возраста ( от 1г.5 мес. до 3-х лет) и их родителей. Данный цикл называется «Островок радости» и представляет собой систематизированный, материал для педагогов -специалистов, работающих в группах социализации детей раннего возраста.  Вы же сами  ( я обращаюсь к руководителям, менеджерам, педагогам-практикам) сможете создать такую группу кратковременного пребывания матери и ребенка от 1 г 6 мес. до 3-х лет.

В процессе пребывания мамы и малыша на таких занятиях происходит вовлечение в активную деятельность и приобщение :

- к различным видам  продуктивной деятельности ( рисованию, лепке, аппликации),

 - к двигательной деятельности ( подвижным играм, упражнениям, игровому массажу, пальчиковой гимнастике),

- театрализованной деятельности, показав коротенькую сказку на столе из самостоятельно выполненных персонажей. В музыкально-ритмической части родители найдут игры, способствующие развитию речевого дыхания, метроритма,  музыкального слуха и подражательных действий ребенка.

Занятия могут проводиться в группах численностью 6-8 пар. Безусловно, более близкий эмоциональный контакт устанавливается между ребенком и матерью, но в паре с ребенком может быть и папа, бабушка, няня. Главное условие – взрослый должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в любой предлагаемой деятельности. Малыш будет чувствовать себя комфортно, защищено, получая новую информацию , и усваивая ее при помощи взрослого.

Известно, что ребенок раннего возраста «работает на подражание». Развитие малыша более активно, если рядом с ребенком родной взрослый человек делает все вместе с ним. Только подражая взрослому, которого он любит, которому доверяет, ребенок может развиваться активно и полноценно, т.к. способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

        Занятия рекомендуется проводить в стенах дошкольного учреждения (  частного д/с, детской студии), периодичностью 2 раза в неделю в вечернее  время ( с 17.30 до 19.00). Вечернее время выбрано не случайно – используемые помещения (а именно: изостудия), музыкальный и физкультурный залы,  иногда -  групповые помещения уже свободны от присутствия детей детского сада. Посещая «Островок радости» мама и ребенок привыкают к детскому саду, в результате чего последующий адаптационный период при поступлении в дошкольное учреждение малыша, проходит у них значительно легче. В частном детском саду такие занятия могут проходить и в дневное время, не  нарушая режима жизни детей раннего возраста.

Организуя такую деятельность ,  можно перед собой поставить следующие цели и задачи:

Целостное развитие ребенка:

Физическое развитие;

Развитие высших психических функций

(внимание, память, мышление);

Развитие речи;

      Развитие сенсорики;

      Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, пространственных  ориентировок;

Развитие музыкальности;

Развитие любознательности, познавательной, «эвристической»  деятельности;

Развитие игровой деятельности;

Формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

2.    Оказание помощи молодой семье в процессе воспитания и развития малыша.     Консультирование.

3.      Формирование понимания значимости здорового образа жизни в семье;

Адаптация и социализация ребенка;

Установление взаимодействия между семьей и детским садом

В результате системы интересных игровых занятий у детей развиваются речь, внимание, память, мелкая и общая моторика, а так же доверие к другим людям и окружающему миру.

А чему же научатся мамы?  Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, вспоминают о том, как важен телесный и эмоциональный контакт, понимают, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его.

Овладение приемами взаимодействия

Овладение методами и технологиями по воспитанию, развитию и оздоровлению малыша;

Знакомство ребенка и его родителей с конкретным  дошкольным учреждением, его традициями и педагогическим коллективом;

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка

Помимо практических навыков и умений взрослым  может быть предложена консультативная помощь, где специалисты ДОУ ( педагог-психолог, логопед, врач,) поделятся с мамами теоретическими знаниями, необходимыми для воспитания, оздоровления и всестороннего развития ребенка.

Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми более спокойно и позитивно научатся относиться ко всем новообразованиям ребенка, будут стремиться к сохранению  теплых эмоциональных отношений и к принятию малыша таким, какой он есть.

Для подтверждения результата чтобы сравнить ощущение родителей в начале и в конце таких занятий, можно предложить анкету  (см. ниже)

Наши мамы превратились:

из зрителей в активных участников педагогического процесса;

из потребителей стали добрыми помощниками;

отдельно стоящие мамочки стали сообществом мам;

из недоверчивых и беспокойных  в заботливых мам с выражением глаз полных доверия и  спокойствия;

постигли азы психологии развития  ребенка ;

Педагоги. Вести полуторачасовые занятия могут два педагога – специалиста  ( например, музыкальный руководитель и педагог-психолог), но, безусловно, обладающие следующими качествами:

опытом работы с детьми раннего возраста, знание их возрастных особенностей;

умением в доступной для родителей форме рассказывать о закономерностях и роли периода раннего детства в развитии человека-личности;

способностью дать действующий совет родителям по вопросам воспитания и развития малыша в любом виде деятельности;

чуткостью, эмоциональностью, внимательностью к детям и родителям во время проведения занятий.

При создании программы учитывались следующие методологические принципы:

Принцип системности и систематичности

Изложение методического материала по работе с детьми от 1 г. 5 мес. до 3- лет и их родителями носит систематизированный, структурированный характер, в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка, развития личности малыша. Систематичность заданий и используемых игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.

Принцип личностного подхода

Развитие целостной личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признание ценности личности, ее уникальности, права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии педагога

Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;

- создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

        Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия « родитель-ребенок-педагог» маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива. Педагогу отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями  и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, педагог и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

Принцип этнопедагогического подхода.

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, невозможно без включения элементов народной культуры, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание программы входит фольклорный материал – потешки, песенки, шутки-прибаутки.

Принцип деятельностного подхода.

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т.д.), при пользовании простейшими шумящими и звуковыми музыкальными инструментами ( маракасами, треугольниками, бубнами, металлофонами и пр.), на физкультурном занятии  ( мячами, обручами, лентами и т.д.),  в занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности.

Онтогенетический принцип – является ведущим принципом построения при проведении занятий. Учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.

Принцип ведущей роли семьи в воспитании ребенка.

Все занятия проводятся в присутствии родителей при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «Педагог-ребенок-родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность малыша, создает комфортные условия для проведения совместной деятельности. В ходе занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.

Принцип вариативности – позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.

Принцип постепенного усложнения заданий.

А)  Поступенчатое усложнение заданий , например:

1-я ступень: сортировка предметов по какому-либо признаку;

2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово;

3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;

Б) Постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового материала. Например: при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета – желтый/красный (или контрастные по звучанию музыкальные инструменты- колокольчик/барабан), по мере усложнения – более близкие цвета –желтый/оранжевый (близкие по звучанию – колокольчик/треугольник).

В) Постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д.


        Не секрет, что для развития малыша огромное значение имеет предметно-пространственная среда.

От того, какие условия Вы создадите, будет зависеть результат влияния  на процесс целостного представления и родителей и ребенка о  дошкольном учреждении в целом.

Как уже отмечалось выше, в процессе пребывания  малыша и мамы на предлагаемых развивающих занятиях ими посещаются различные помещения, оснащенные по современным требованиям для развития  детей раннего и младшего дошкольного возраста:

- физкультурный зал, где имеется разнообразный ассортимент атрибутов и тренажеров, а главное- просторное проветриваемое помещение.

- музыкальный зал  , где представлены детские шумовые, музыкальные инструменты, а также театрализованные куклы.

- ИЗО-студия, , где дети вместе со взрослыми рисуют пальчиками, руками, при помощи карандашей, фломастеров, красок; делают аппликации, лепят из теста, пластилина и глины; делают поделки из бросового материала, занимаются оригами, одним словом, творят.

- игровая (групповая) комната, где на открытых стеллажах размещены развивающие игры и материалы для свободной деятельности мамы и малыша

Деятельность в развивающей среде дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, развить и  удовлетворить свои личные задатки, возможности и потребности, развить самостоятельность.

Можно выделить основные линии развития детей раннего возраста.

-Развитие предметной деятельности (в раннем возрасте она ведущая). Именно в ней происходит приобщение ребенка  к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядгно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. Маленький ребенок  мыслит , действуя руками, соотнося форму или размер отдельных предметов, связывая свойства предметов, учится воспринимать их физические качества.

-Формирование целенаправленности и настойчивости действий. Здесь необходима помощь взрослого (педагога). Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Здесь можно использовать  простые игры-конструкторы или игрушки, предполагающие получение определенного продукта (фигурные пирамидки, мозаики, пазлы)

-Развитие речи. ( происходит от 1года до 3-х лет) На первых этапах речь малыша  включена в практические и предметные действия . Каждое слово должно быть понятно  и  нести  в себе определенное значение, опираться на конкретную ситуацию: действие-озвучивание  процесса взрослым.  Затем  совершенствуется  пассивная речь, т. е. понимание взрослого. Большую роль здесь сыграет детская литература, фольклор  (песенки, потешки,  сказки, короткие стихи А.Барто, С.Маршака).

Основные блоки  совместной деятельности   детей и взрослых:

БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО РАЗВИТИЯ , где решаются задачи: сенсорное развитие, развитие речи, формирование игровой деятельности, формирование психических процессов (память, внимание, мышление,), развитие мелкой моторики , формирование умственных способностей (сравнивание, различение, сопоставление)

В содержание практических занятий могут входить:

-маленькие игры-инсценировки, в основу которых положены жизненные ситуации или знакомые малышам сказки и стихи («Колобок», «Теремок», «Репка», стихи А. Барто..)с использованием настольного, пальчикового, и др. видов театра,  иллюстраций

- манипуляция с дидактическими игрушками: сбор пирамидок (важно проговаривать взрослым последовательность сбора-от большого кольца до маленького), сравнение башенок,  раскладывание матрешек, выкладывание по размеру фигурок, окрывание, откручивание крышек, всевозможных коробочек и пр.

- вкладыши:  объемные, планшетные на геометрические формы, с фигурками животных, фруктов, игрушек и пр. Обязательно просить ребенка выбрать среди 3-х4-х предметов нужный, который соответствует образцу

-мозаики- крупные и мелкие

- «развивающее лото» на группировку предметов по форме,  .набор «Поиграй-ка» на восприятие цвета

-домино и лото  типа «Парочки», «Двойняшки»

-бусы и шнуровки  крупного размера ( пуговицы)

-строительные блоки и конструкторы . Играя с малышом обязательно называйте предмет «Кубик», «кирпичик», «цилиндр», «шарик».

- цилиндрики Монтессори и «Грибочки»-  на определение  взаимосвязи между цветом и размером.

-блоки Дьеноша – в работе с детьми раннего возраста ставить только задачи, соответствующие возрасту (маленькие и большие  колеса от соответствующих по размеру машинок)

-палочки Кюизенера, счетные палочки

-прищепки

Все перечисленные дидактические материалы способствуют развитию не только одной какой-либо способности, а воздействуют комплексно на познавательное развитие малыша

БЛОК  МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Как и любые другие психические процессы, музыкальное развитие ребенка младшего возраста идет по возрастающей линии.  Это выражается в переходе от непроизвольных откликов на музыку - к эстетическому отношению к ней; от импульсивных стремлений подпевать и двигаться под музыку – к выразительному исполнению  от  смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков  - к эмоциональному и сознательному слушанию произведения .

В данном блоке можно выделить следующие задачи:

- Пробуждать активный интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

- Формировать слуховое восприятие, чувство ритма, побуждать ребенка подпевать и подражать показу взрослого.

- Обогащать музыкальные впечатления детей и взрослых, приобщая к различным видам музыкальной деятельности, а так же обучать способам и навыкам пения, движения, музицирования, театрализации.

На занятиях в группе –это приобщение  малышей  к различным видам музыкальной деятельности в форме  развивающего взаимодействия  со взрослым ( с мамой, бабушкой, старшей сестрой, педагогом..)

- слушание - как  эмоциональный отклик на музыкальное произведение «Баю-бай» М.Красева, «Петушок» р.н.м., « Птичка поет», «Вальс» З.Леви, «Лебедушка плывет», р.н.м., фрагменты «Лебедь»Сен-Санса», «Ave Maria» Б-Гуно,  так и на звучание какого-либо музыкального инструмента- окарина,  трещотка, колокольчик, металлофон, флейта, аккордеон, фортепиано,

-элементарное музицирование  : под аккомпанемент или фонограмму, взрослый, придерживая руки ребенка,  ритмично ударяет  в ложки, трещотки. Важно использовать доступные для манипулирования звучащие инструменты  : свистульки, ложки, копытце, коробочка, трещотки, колокольчики, (в т. ч. и диатонические), треугольник, шуршалки, металлофоны. Начиная с простейшего подыгрывания в песенках на стихи А.Барто «Слон», «Бычок», «Зайка» можно организовать семейный оркестр «Ах, вы сени»р.н.м., «Два веселых гуся», «Мамочка» В.Витлина«Рейк-тайм» Джоплина, (подразумевается поочередное исполнение по  контрастности звучания используемых инструментов)

-подпевание и пение  основано в раннем возрасте  на ьзвукрподражании «поет петушок», «Собачка», «Кошечка добрая и злая». В репертуар могут входить фольклорные песенки-потешки, песенки  известных детских авторов  А.Филиппенко, В.Витлина, М.Красева. Для закрепления развивающего  материала можно в виде шпаргалок раздавать слова песенок для домашнего задания.

-музыкально-ритмические движения – здесь  в паре с мамой  малыши приучаются  замечать изменения темпа, громкости звучания, динамики, различать характер контрастных частей танцевальной мелодии, осваивая постепенно  элементы танцевальных движений: «притопы», «топотушки», «пружинка», кружение и покачивание «лодочкой» вместе с мамой.

- театрализованные и музыкальные игры и инсценировки помогают почувствовать и передать образные движения, интонационную и эмоциональную выразительность. В простейших инсценировках  за ширмой в роли кукловодов могут быть мамы. Можно  детям показать сказки « Рукавичка», «Колобок», «Маша хорошая», «Кого встретил петушок», «Теремок».

БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Связующей линией в предложенном комплексе важно соблюдать  последовательность и преемственность . В каждой следующей ступени развития малыша, элементы усвоенного повторяются в расширенном, усложненном виде в различных видах совместной со взрослым деятельности: познавательно-речевой, продуктивно-художественной, физической  и музыкальной .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада

Данная презентация создана в помощь родителям, чьи детки впервые идут в детский сад....

Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...

Рекомендации по подготовке ребенка раннего возраста к посещению детского сада

Рекомендации по подготовке ребенка раннего возраста  к посещению детского сада...

Консультация для педагогов «Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада»

Рекомендации для педагогов по вопросам работы с семьей по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада....

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и  психическое здоровье.Домашние условия могут, к...