Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
методическая разработка (младшая группа)

Лебедь Марина Сергеевна

Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и  психическое здоровье.

Домашние условия могут, как способствовать, так и затруднять развитие ребенка.  Очень часто родители стремятся чрезмерно разнообразить предметную среду. В результате развивающая среда не только не способствует развитию, но зачастую затрудняет проявление познавательной активности малыша, тем самым  приводит к хаотичности и не целенаправленности поведения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lebed_silina.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Лебедь Марина Сергеевна, педагог-психолог

МБДОУ №82 г. Белгород

Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и  психическое здоровье.

Домашние условия могут, как способствовать, так и затруднять развитие ребенка.  Очень часто родители стремятся чрезмерно разнообразить предметную среду. В результате развивающая среда не только не способствует развитию, но зачастую затрудняет проявление познавательной активности малыша, тем самым  приводит к хаотичности и не целенаправленности поведения ребенка.

К компонентам развивающей среды можно отнести целый ряд условий, таких как доброжелательная эмоциональная семейная атмосфера, адекватное внимание к особенностям развития ребенка, поддерживающая коммуникация в системе «родитель-ребенок», оптимально подобранные игрушки. Следует помнить о количестве игрушек, их функциональной направленности и соответствие игрушки возможностям малыша.

Психологические условия формирования развивающей среды –это прежде всего доверительные отношения между взрослыми в семье, которые  позволяют ребенку без страха проявлять свои эмоции и чувства. Это важное условие  является основой развития личности ребенка с особенностями. Напряжение в семье наоборот,  затрудняет проявление у малыша здоровой познавательной активности и может приводить к невротизации. Именно доверительное отношение к людям  и создает чувство уверенности в себе и своих силах.

Родители не всегда объективно оценивают способности своего ребенка, очень часто не дают ему проявлять самостоятельность и инициативу, особенно если у ребенка есть какое-либо нарушение. Разумное восприятие ребенка и его возможностей, наоборот,  позволяет родителям сосредоточить свои усилия на ресурсах ребенка, что облегчает преодоление имеющихся у него трудностей.

 Ребенок не обязан быть постоянно активным,  и взрослые должны учитывать не только его психофизиологические особенности и давать ему время на обдумывание своих предыдущих и последующих действий, что особенно важно, но и учитывать  темперамент мамы и ребенка. Очень часто темперамент  не совпадает (мама – холерик, а ребенок - флегматик). Многие родители забывают о том, что существует поддерживающая коммуникация.  Это общение, которое сосредоточенно на сохранении позитивных отношений между родителем и ребенком, которое позволяет совместно решать трудные задачи и укрепляет эти отношения.  Именно поддерживающая коммуникация подразумевает ориентацию на проблему, а не на ребенка, использование больше одобрений, чем критики, а также умение слушать и слышать своего ребенка.

Как же помочь родителям  в организации среды, которая способствует игре ребенка.  Так как игра является ведущей деятельностью ребенка, поэтому и вся его жизнь подчинена игре. Через игру ребенок учится не только общаться, но и регулировать свое эмоциональное состояние.  В процессе игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, мышления, волевых процессов. Игра – это не только важнейшее занятие, сопровождающее человека всю его жизнь, а также мощное средство терапевтического воздействия. С возрастом происходит усложнение игры, что является показателем развития ребенка и в то же время – необходимым и обязательным условием созревания личности.

Для того чтобы игра возникла, необходимо правильно организовать  среду (окружающую обстановку). Она должна иметь следующие характеристики: а) наличие игрушек, предметов, которые вызывают интерес у ребенка; б) наличие возможности у ребенка выбирать деятельность во время занятия; в) взрослый должен как можно меньше вторгаться в деятельность ребенка (но не всегда это выражение правильное, не забываем про игру рядом, параллельную игру); г) дружелюбная обстановка, направленная на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно; д) все занятия должны проходить в режиме, не допускающем наступление утомления, болезненных ощущений и других видов физического стресса; е) способность взрослого играть создает атмосферу, в которой возникает игра. Когда мы говорим о ребенке с особенностями в развитии, ближайшее его окружение (мама, папа, бабушки, дедушки и другие взрослые) должно особенно трепетно относиться к организации игрового пространства ребенка. Игра – это не только особая форма детской деятельности, но  и является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. В данном случае важную роль выполняет терапевтическая функция игры, которая заключается в возможности изменить психическое самочувствие ребенка, создать радостное настроение, повысить его самооценку, преодолеть имеющиеся страхи и комплексы, сформировать положительное отношение у ребенка к окружающим его людям. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению потребности в движении.

 Как правильно подготовить домашнюю среду для развития ребенка  с особенностями развития. Когда мы создаем развивающую среду, мы, переходя в роль наблюдателя или помощника, передаем всю активность ребенку, что позволяет развиться самостоятельности и развить способности малыша.

 Важно понимать, что развивающая среда прежде всего заключается не в самих материалах, а в создании такой обстановки для малыша, где он бы мог сам, без посторенней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий: сам одеваться, самостоятельно есть и убирать свою посуду, мыть руки, играть, убирать за собой игрушки, помогать маме с домашними делами.

Организация среды должна соответствовать особенностям ребенка. Если мы ставим перед собой задачу стимулировать речевую активность малыша, целесообразнее организовать домашнее пространство так, чтобы ребенок обращался за помощью к взрослым. Например, любимую игрушку помесить в закрытую прозрачную коробку, чтобы малыш ее видел, но доступ к ней мог получить только, прибегнув к помощи взрослого. Этот принцип актуален как для детей с нарушением развития, так и для детей с расстройством аутистического спектра.

Игрушки и дидактические материалы должны иметь 2 цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, то есть способность к самостоятельному действию.  А косвенная  цель работает на зону его ближайшего развития.

Организация домашнего пространства. Основные идеи.

  В прихожей: низкие крючки для одежды и полочка для ботинок ребёнка.   В комнате ребёнка или гостиной  с местом, где ребёнок может заниматься с материалами и играть: низкие полочки с игрушками, материалами для творчества. Все материалы должны находиться на подносах, игрушки – в корзинках или коробках и быть разложены по группам (например, корзиночка с животными, коробка с «Лего», сортеры, пазлы). Важно, чтобы игрушек не было избыточное количество. Лучше оставить 2-3 игрушки, затем их убрать и поменять на другие.

 По возможности иметь столик и стул по росту ребёнка для работы с материалами или для творчества и низкая полочка с книгами. В комнате ребёнка должны находится только книги, соответствующие его возрасту. Не  нужно ставить слишком много книг, лучше менять их время от времени. В комнате низкая кровать для сна, в которую ребёнок может сам лечь по своему желанию. Если в комнате есть зеркало, оно должно быть низко подвешено. Зеркало поможет ребёнку самостоятельно одеваться и расчёсываться.

Картины и украшения комнаты, располагаются на уровне взгляда ребенка. Родители часто вешают картины в детскую, не замечая, что ребёнок их не видит, так как не смотрит так высоко. Старайтесь украшать комнату так, чтобы это было заметно ребёнку. Красота и гармония дома очень полезны для малыша с самого рождения. Отдавайте предпочтения картинкам с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейным фотографиям или фотографиям ребёнка.

 Очень важно, чтобы ребёнок мог сам достать до своей одежды, поэтому располагать одежду ребенка лучше на низких полочках. В  ванной комнате и туалете  должна быть высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, вымыть руки и умываться. Все туалетные принадлежности (расчёска, зубная щётка и полотенце) в досягаемости ребёнка. Можно позаботится и об игрушках для купания. Конечно, необязательно иметь такие игрушки, но детки обычно очень любят купаться в ванне. И если есть такая возможность, разрешите малышу играть с водой, не только во время купания, но и в свободной деятельности. Вы можете предлагать как небольшие фигурки для свободной игры, так и несколько баночек для переливаний.

 Горшок должен находиться в одном и том же месте – это туалет. И приучаем к горшку мы тоже только исключительно в туалете.

На кухне высокий стул для участия в трапезе со взрослыми.  Столовые приборы ребёнка должны быть удобными и правильного размера.  Очень полезным будет для ребёнка опыт разведения небольшого огорода. В многоквартирных домах огород можно сделать и на балконе.

Данные рекомендации носят общий характер, применяя их в своей жизни, важно помнить о том, что ваш ребенок уникален и неповторим! Поэтому создавая среду для его развития, старайтесь проявлять креативность и учитывайте  индивидуальные особенности своего малыша.

Список литературы

1 Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2018. 384 с.

2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007. 112 с.

3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. Санкт-Петербург: КАРО, 2008. 64 с.

4. Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / С. М. Аттермиер, К. Г. Дженс, Н. М. Джонсон Мартин, Б. Дж. Хаккер. Санкт-Петербург: Каро, 2015. 336 с

5. Особенности оказания ранней помощи детям с различными нарушениями функций / авт. сост.: Самарина Л. В., Ермолаева Е. Е., Орбова Е.А. Екатеринбург: ГБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс», 2019. 59 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Развивающая среда на участке для детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка в летний период

Цель: Помочь воспитателям организовать  прогулки с  детьми раннего возраста....

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционны...

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами у детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями

Уровень развития вашего малыша в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необ...