Проект «Покорители космоса»
материал (подготовительная группа) по теме

Данный проект разработан для детей подготовительной группы и рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей. Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение устанавливать причинно-следственные связи объектови явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pokoriteli_kosmosa.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Покорители космоса»

МКДОУ  «ДС ОВ «Березка» п. Пурпе

подготовительная группа

Воспитатель 1 категории  Козырева Лариса Николаевна

1. Проблема, на решение  которой направлен проект

В процессе содействия психическому развитию ребёнка существует проблема организации условий формирования полноценного, разноаспектного мышления. Для анализа механизмов развития интеллектуальных новообразований и  возможностей их формирования необходимо знать, какие этапы развития проходит детское мышление.

Так исследование развития интеллекта детей было проведено в работах Ж.П.Пиаже. Учёному удалось выделить стадии развития интеллекта детей, но вопрос о средствах развития мышления и их особом значении им не ставился. Иной подход прослеживался в работах Л.С Выготского, который видел в основе психического развития интеллектуализацию всех психических процессов.

Особое внимание он уделял средствам умственной деятельности, условиям её формирование в дошкольном возрасте. Ведущим средством, влияющим на  развитие интеллекта детей, он считал знак, а наиболее важной знаковой системой - язык,  представляющий основное орудие мышления.

Изучение роли знаковых систем в познавательном развитии детей проводилось и Л.А. Венгером. В формате идей Л.А. Венгером была создана программа «Развитие», основное отличие которой от всех остальных состоит в переносе внимания с содержания обучения на его средства.

Основными средствами мышления, которыми ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, являются сенсорные эталоны, символы и знаки, опосредующие образный характер знаний. В этот период пробуждаются потенциальные способности детей к моделированию: от построения и использования реальных моделей до построения и использования их в «уме». В результате средства обучения-модели, превращаются в средства собственного мышления.

По мнению учёных, перенос центра тяжести с содержания обучения на его средства - наглядные модели - повышает его эффективность, опосредует успех детей в обучении.

Анализ условий развития познавательных способностей старших дошкольников, в том числе способностей к моделированию в практике ДОУ позволил выделить:

1. Отсутствие методического сопровождения в решении задачи развития способностей к наглядному моделированию детей старшего дошкольного возраста.

2.Отсутствие упорядоченных, системных знаний детей в разных образовательных областях, опосредующих возможность поэтапного формирования  способностей к наглядному моделированию.

3. Отсутствие необходимого уровня психолого-педагогической компетенции в области технологии содействия умственному развитию старших дошкольников.

Предложенный проект решает задачи обучения  приёмам  наглядного моделирования и направлен на обогащение познавательно- эстетической компетентности старших дошкольников.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

Дошкольный возраст - важный период в  жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.

Способность к замещению является  фундаментальной особенностью человеческого ума.

Но главное для ребёнка- это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Программа «Развитие» даёт такую возможность, но это не всегда удаётся по следующим причинам:

 1.Не достаточный уровень профессиональной компетентности педагогов для полноценной реализации задач программы «Развитие».

2.Неравномерный уровень развития познавательных способностей детей.

3.Отсутствие в серийном производстве материалов, необходимых для работы с детьми.

4.Неточность формулировок инструкций, предлагаемых детям; избыточность специальных  терминов; перегрузка детей информацией.

5.Отсутсвие взаимодействия родителей с педагогами МДОУ.

Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приёмам наглядного моделирования  была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром ) «Космос».

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Блоки занятий  направлены на развитие умственных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные  переживания и освоенные знания о космосе.

Цели проекта:

1.Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической компетенции детей.

2.Развитие творческого потенциала детей и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.

              Задачи проекта:

        1.Содействовать обучению приёмам наглядного моделирования детей.

        2. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.

        3.Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство».

        4.Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

        5.Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально - познавательную компетентность детей.

В содержании проекта будут реализованы следующие требования:

1. Последовательность процесса освоения действий наглядного моделирования в системе упорядоченных занятий познавательно-эстетического характера.

2. В каждом занятии  использованы задания по моделированию разной степени сложности.

Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему  развитию детей дошкольного возраста:

-вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

-создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности.

В ходе проектной работы будет разработан педагогический мониторинг достижений детей в обучении приёмам моделирования на материале темы «Космос».

Направление  мониторинга  определены  показателями  компетентности  в образовательной области раздела «Космос» (знает, умеет, хочет, может создать художественный продукт).

Интеллектуальная компетентность:- способен самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных обобщений;

-способен обогащать освоенные знания и представления  сведениями из личного опыта, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием; понимать с помощью моделей значение слов на тему  «Космос».

Эстетическая компетентность:- умеет замечать необычное в обыденном, способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира, способен выразить субъективно-оценочное отношение в продуктах деятельности.

Речевая компетентность:- способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания, проводить аналогии, формулировать простые суждения.

Средства организации контроля за уровнем познавательно-эстетической компетентности детей:

Средства мониторинга: игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые  ситуации, вариативно-игровые задания.

Диагностическое  обследование следует проводить с учётом индивидуальных особенностей детей. Проводимые  задания должны быть выполнены без всякого напряжения. Во время выполнения детьми контрольных заданий необходимо обеспечить эмоциональную отзывчивость детей, уметь заинтересовать предлагаемой деятельностью.

3. Описание проекта.

Данный проект на тему «Космос» разработан для детей подготовительной группы, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей.

Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий- путешествий, занятий-игр, проведение опытов, экспериментирование в уголках-лабораториях и т.п.

На занятиях дети будут использовать различные художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные салфетки, цветную бумагу, природный и бросовый материал.

Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: модель Солнечной системы или карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д.

В процессе занятий дети будут учиться  моделировать, рассуждать, анализировать.

Работа будет проходить последовательно и в системе, ориентацией педагогу будет служить тематическая матрица и примерное содержание вариативных форм взаимодействия для  дошкольников.

При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах, чёрных дырах. Будут уточнять значение новых слов («космонавт», «обсерватория», «спутник»,  «созвездие»,  «метеорит»,  «орбита», «телескоп»).

Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети будут создавать индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т.д.

При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.

Проект будет реализовывать воспитатель Козырева Л.Н.его участниками  станут  дети старшей - подготовительной группы 5-7 лет.

        В проекте будут использованы следующие ресурсы: тематическая матрица, тематический блок на год, система познавательно-эстетических занятий- 16 занятий, система занятий изобразительной деятельностью в рамках темы-17 занятий, конспекты занятий, наглядные и абстрактные  дидактические модели.

Реализовать проект предполагается в три этапа.

Первый этап (сентябрь 2011.), подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов.

Второй этап (октябрь 2011- декабрь 2012г.), должен стать временем конкретной реализации содержания проекта.

Третий этап  (01ноября  2012- 15 декабря 2012г.), оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, выработке будущих планов, составлению отчётов.

1 этап – подготовительный:

1.1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.

1.2.Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть:

Проведение родительского собрания  в рамках темы;

Оформление папки-передвижки, фотовыставки;

Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе;

   1.3 Разработка тематической матрицы, системы  познавательно-эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью;

1.4  Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

2 этап – основной:

2.1. Проведение занятий по разработанной технологии;

2.2. Оформление выставок «Космические полёты», «Звёздное небо»; проведение выставки-презентации «Покорение космоса». Аэрокосмических салонов;

2.3. Организация сюжетно - ролевых «Космодром», «В обсерватории»;

2.4. Проведение совместных с родителями развлечений «Поможем Звездочёту»,  «Космические старты»;

3 этап – итоговый:

3.1. Итоговая диагностика детей в рамках темы (знают, умеют, способны выражать субъективно-оценочное отношение):

3.2. Анализ результатов детей;

3.3. Информированность родителей  о знаниях детей о космосе через фотомонтаж;

3.4. Составление отчётов о проделанной работе.

Приложение №1

Вопросы:

Как называется планета, на которой мы живем?

Как называется ближайшая нам звезда?

Что такое солнечная система?

Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?

Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

Что такое метеориты?

Кто был первым космонавтом Земли?

Когда впервые человек полетел в космос?

Каких российских космонавтов ты знаешь?


4. План-график работ

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

Подготовительный этап

1.1.Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе

Вопросы см. приложение №1

6.09.2011 г.

Уровни знаний детей на тему «Космос»

высокий-1%

средний-69,5%

низкий-29,5%

Воспитатель

Козырева Л.Н.

1.2.Информированность родителей о предстоящей деятельности

Проведение родительского собрания в рамках темы.

Оформление папки-передвижки «Звездочеты»; фотовыставки.

Подбор познавательной и художественной литературы, альбомов, фотографий о космосе.

Сентябрь

2011 г.

Декабрь

2012 г.

Родители информированы;

Предложения родителей о содействии в проведении предстоящих мероприятий.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

1.3.Разработка тематической матрицы, системы познавательно-эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью.

Разработана тематическая матрица «Космос»;

Составлен перспективный план для старшей. подготовительной группы (занятия, беседы, экскурсии и т.д.).

Составлены конспекты занятий (беседы, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-путешествий, проведение опытов, экспериментирование).

Познавательный интерес

Воспитатель

Козырева Л.Н.

1.4.Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

Изготовление модели Солнечной системы;

Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр «Космонавты»; «В обсерватории» и т.д.;

Составление картотеки стихов, считалок, рифмовок, пальчиковых игр, загадок;

Изготовление телескопов, биноклей из разного материала.

Сентябрь

2011 г.

Декабрь

2012 г.

Интерес.

Эмоциональное отношение.

Чувство радости от творческой деятельности.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

 Основной этап


2.1.Проведение занятий по разработанной технологии.

Проведение интегрированных, познавательных, комплексных занятий:

- «Планеты Солнечной системы»;

- «Путешествие на неизвестную планету»;

- «Что такое атмосфера?»;

- «Сколько звезд на небе?;

и др.

Ноябрь 2011 г.

Декабрь

2012 г.

Представление о планетах Солнечной системы;

Знания детей;

Познавательный интерес;

Рассказы детей;

Любование результатом.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

2.2.Оформление выставок, проведение презентаций

Выставка-презентация творческой содеятельности детей и родителей «Покорение космоса»;

Выставка «Аэрокосмический салон»;

Проведение конкурса «Космические костюмы».

Сентябрь

2012 г.

Декабрь

2012 г.

Выставка работ родителей и детей, используя разнообразный материал.

Интерес.

Любование результатом.

Чувство радости от творческой деятельности.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

музыкальный и физкультурный руководители, родители.

2.3.Организация сюжетно-ролевых игр «Космонавты», «В обсерватории».

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

Изготовление телескопов, биноклей, из бросового материала;

Ведение дневника «Космодром».

Сентябрь

2011 г.

Декабрь

2011 г.

Знание детей.

Представление о профессиях космонавт, ученый, врач, борт-инженер и др.

Познавательный интерес.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

Родители

2.4.Проведение совместных с родителями развлечений.

Развлечения «Поможем Звездочету», «Космические старты».

Изготовление атрибутов для игры;

Оформление помещения на тему «Космос»;

Подбор и изготовление костюмов, музыкального сопровождения

Ноябрь

2012 г.

Декабрь

2012 г.

Знание детей на данную тему

Развитие активного интереса.

Радость от яркого праздника.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

музыкальный и физкультурный руководители, родители

 Итоговый этап


3.1.Диагностика детей о полученных знаниях.

см. приложение №2

Декабрь

2012 г.

Уровни знаний детей

высокий – 57,1%

средний – 39,3%

низкий – 1%

Воспитатель

Козырева Л.Н.

3.2.Анализ результатов детей.

Выставка работ детей «Юные космонавты».

Создание книги «Фантазеры».

декабрь

2012 г.

Знания детей.

Чувство радости от творческой деятельности.

Любование полученным результатом.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

3.3.Информированность родителей.

Проведение итогового  собрания на тему «Знания детей о космосе».

Оформление папки-передвижки «Наши достижения»

Фотовыставка «Мы – космонавты».

декабрь

2012 г.

Родители информированы.

Интерес.

Любование полученным результатом.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

3.4.Составление отчетов.

Составление диаграммы об итоговых знаниях детей по теме «Космос».

Декабрь

2012 г.

Элементарные знания детей об астрономии;

Умение пользоваться наглядными моделями.

Воспитатель

Козырева Л.Н.

Старшая - подготовительная группа

      Раздел «Космос»

Показатели развития

Диагностические задания

Создавать модель космической станции в 3-х проекциях.

Цель: воспроизведение конструкции предмета по схемам прямоугольных проекций.

дидактическая игра «Звездный путь»; «Большое космическое путешествие

Овладение действий построения модели на тему.

Цель: моделирование «в уме» ( в воображаемом плане).

беседа «В космосе»

Как называется ближайшая к нам звезда?

Что такое солнечная система?

Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

Какую планету называют красной? Почему?

Какая планета находится ближе всех к Солнцу?

Какие созвездия неба ты знаешь?

Что такое метеориты?

дидактическая игра «Определи планету».

Освоение действий по построению наглядной пространственно-временной модели- плана космической сказки..

Цель: способность артикулировать значение в форме речевого высказывания, суждения.

Беседа

Кто был первым космонавтом Земли?

Когда впервые человек полетел в космос?

Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?

Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?

Как называется костюм космонавта и какими функциями он обладает?

Как называются «дома» для исследования космического пространства?

Как он устроен?

Какие животные помогают космонавтам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект: "Покорители космоса"

1.Проблема, на решение которой направлен проект2.Концептуальные основы проекта,прогнозируемый результат3. Описание проекта...

Проект "Покорители космоса" для детей подготовительной группы детского сада

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Покорители космоса» (для подготовительной группы детского сада)Проблема: недостаточно сформировано представление детей о КосмосеАктуальность Актуальность данного п...

Проект "Покорители космоса"

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Покорители космоса»...

Проект «Покорители космоса» для детей младшей группы

Вид проекта: познавательно - творческий.Длительность работы над проектом: 1 неделя (с 03.04.21 по 12.04.21)Участники: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.Цель: Формирование  у  детей младшег...

ПРОЕКТ «Покорители космоса» для подготовительной группы.

ПРОЕКТ «Покорители космоса» для подготовительной группы. Тип проекта:- обучающий - исследовательский- игровой По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, историче...