Главные вкладки

    проект: "Покорители космоса"
    проект (подготовительная группа) по теме

    1.Проблема, на решение которой направлен проект

    2.Концептуальные основы проекта,прогнозируемый результат

    3. Описание проекта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proek.docx21.24 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                ПРОЕКТ: «Покорители космоса».

                                              (подготовительная группа)

    1.                Проблема, на решение которой направлен проект                                                                          

    В процессе содействия психическому развитию ребёнка существует проблема организации условий формирования полноценного, разноаспектного мышления. Для анализа механизмов развития интеллектуальных новообразований и возможностей их формирования необходимо знать, какие этапы развития проходит детское мышление.

       Так исследование развития интеллекта детей было проведено в работах Ж.П. Пиаже. Учёному удалось выделить стадии развития интеллекта детей, но вопрос о средствах развития мышления и их особом значении им не ставился. Иной подход прослеживался в работах Л.С. Выготского, который видел в основе психического развития интеллектуализацию всех психических процессов.  

       Особое внимание он внимание он уделял средствам умственной деятельности, условиям её формирование в дошкольном возрасте. Ведущим средством, влияющим на развитие интеллекта детей, он считал знак, а наиболее важной знаковой системой-язык, представляющий основное орудие мышления.

       Основными средствами мышления, которыми ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, являются сенсорные эталоны, символы и знаки, опосредующие образный характер знаний. В этот период пробуждаются потенциальные способности детей к моделированию: от построения и использования реальных моделей до построения и использованию их в «уме». В результате средства обучения-модели, превращаются в средства собственного мышления.

        По мнению учёных, перенос центра тяжести с содержания обучения на его средства-наглядные модели-повышает его эффективность, опосредует успех детей в обучении.

       Анализ условий развития познавательных способностей старших дошкольников, в том числе способностей к моделированию в практике ДОУ позволил выделить:

    1. Отсутствие методического сопровождения в решении задачи развития способностей к наглядному моделированию детей старшего дошкольного возраста.
    2. Отсутствие упорядоченных, системных знаний детей в разных образовательных областях, опосредующих возможность поэтапного формирования способностей к наглядному моделированию.
    3. Отсутствие необходимого уровня психолого-педагогической компетенции в области технологии содействия умственному развитию старших дошкольников.

    Предложенный проект решает задачи обучения приёмам наглядного моделирования и направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников.                                            

    1. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

       Дошкольный возраст-важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного и физического развития ребёнка.

        Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

       Но главное для ребёнка – это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений чертежей или схематических рисунков.

       Использование заместителей, символом, моделей в разных видах деятельности – источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Программа «Детство» даёт такую возможность, но это не всегда удаётся по следующим причинам:

    1. Не достаточный уровень профессиональный компетентности педагогов для полноценной реализации задач программы «Детство».
    2. Неравномерный уровень развития познавательных способностей детей.
    3. Отсутствие в серийном производстве материалов, необходимых для работы с детьми.
    4. Неточность формулировок инструкций, предлагаемых детям; избыточность специальных терминов; перегрузка детей информацией.
    5.   Отсутствие взаимодействия родителей с педагогами МДОУ.                      

    Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников

    приёмам наглядного моделирования была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром) «Космос».                                      

       Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Блоки занятий направлены на развитие умственных способностей, которое осуществляется через различные виды способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

                 Цели проекта:

    1. Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической компетенции детей.
    2. Развитие творческого потенциала детей и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.

         Задачи проекта:

    1. Содействовать обучению приёмам наглядного моделирования детей.
    2. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
    3. Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»
    4. Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
    5. Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально-познавательную компетентность детей.

                В содержании проекта будут реализованы следующие

    Требования:

    1. Последовательность процесса освоения действий наглядного моделирования в системе упорядоченных занятий познавательно-эстетического характера.                                                                                                  2. В каждом занятии использованы задания по моделированию разной степени сложности.                                                                                                                                                                             Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста:                                                                                                                                                                                                               ● вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.                                                                            ● создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности.                                                                В ходе проектной работы будет разработан педагогический мониторинг достижений детей в обучении приёмам моделирования на материале темы «Космос». Направление мониторинга определены показателями компетентности в образовательной области раздела «Космос» (знает, умеет, хочет, может создать художественный продукт).

               Интеллектуальная компетентность: - способен самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных обобщений;                                            - способен обогащать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием; понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».          

                Эстетическая компетентность: - умеет замечать необычное в обыденном, способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира, способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.

                 Речевая компетентность: - способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания, проводить аналогии, формулировать простые суждения.

                  Средства организации контроля за уровнем познавательно-эстетической компетентности детей: - средства мониторинга: игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые ситуации, вариативно-игровые задания.

                   Диагностическое обследование следует проводить с учётом индивидуальных особенностей детей. Проводимые задания должны быть выполнены без всякого напряжения. Во время выполнения детьми контрольных заданий необходимо обеспечить эмоциональную отзывчивость детей, уметь заинтересовать предлагаемой деятельностью.

    3. Описание проекта.                                                                                                            

      ● Данный проект на тему «Космос» разработан для детей подготовительной группы, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей.                                                                                  ●Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-путешествий, занятий-игр, проведение опытов, экспериментирование в уголках-лабораториях и т.д.                                                           ●На занятиях дети будут использовать различные художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные салфетки, цветную бумагу, природный и бросовый материал.                                                                                                                                          ●Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: модель Солнечной системы или карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звездного небо, иллюстрации, фотографии и т.д.                                                                                                                             ●В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.                                                                                                                            ●Работа будет проходить последовательно и в системе, ориентацией педагогу будет служить тематическая матрица и примерное содержание вариативных форм взаимодействия для дошкольников.                                                      ●При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.                                         ●В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах, чёрных дырах. Будут уточнять значение новых слов («космонавт», «обсерватория», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп»).                                            ●Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети будут создавать индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т.д.                                                                                   ●При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.

                        Реализовать проект предполагается в три этапа:

    1 этап – подготовительный:                                                                                                           1.1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.              1.2. Информированность родителей о предстоящей деятельности.                              Такими могут быть:                                                                                                                   ▪ Проведение родительского собрания в рамках темы;                                                      ▪ Оформление папки-передвижки, фотовыставки;                                                                 ▪ Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе;                                                                                                                                              1.3. Разработка тематической матрицы, системы познавательно-эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью;                                           1.4. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.                                                                                                                                    2 этап – основной:                                                                                                                             2.1. Проведение занятий по разработанной технологии;                                                      2.2. Оформление выставок «Космические полёты», «Звёздное небо», проведение выставки-презентации «Покорение космоса».                                             2.3. Организация сюжетно-ролевых «Космодром», «В обсерватории».                  2.4. Проведение совместных с родителями развлечений «Поможем Звездочёту», «Космические старты».                                                                                      3 этап – итоговый:                                                                                                                           3.1. Итоговая диагностика детей в рамках темы (знают, умеют, способны выражать субъективно-оценочное отношение).                                                     3.2. Анализ результатов детей.                                                                                                 3.3. Информированность родителей о знаниях детей о космосе через фотомонтаж.                                                                                                                               3.4. Составление отчётов о проделанной работе.                                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

    Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

    стенд о космосе.Предлагаю свою работу.Можно стенд разместить в приёмной,для ознакомления,как детей так и родителей о космосе,о планетах

    Предлагаюсвою работу начинающим воспитателям,для аттестации,сделан из ненужных материалов,можно разместить в приёмной,менять информацию,для родителей будет интересно узнавать что-то новое о космосе....

    Проект «Покорители космоса»

    Данный проект разработан для детей подготовительной группы и рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и д...

    Проект "Покорители космоса" для детей подготовительной группы детского сада

    КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Покорители космоса» (для подготовительной группы детского сада)Проблема: недостаточно сформировано представление детей о КосмосеАктуальность Актуальность данного п...