Приобщение детей к музыкальному народному творчеству
статья по теме

Котлова Марина Александровна

В статье  говорится о системе работы по приобщению детей к истокам народной культуры через музыкальный фольклор. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение  детей к музыкальному народному творчеству

муз.руководитель МБДОУ «Детский сад № 9»

Котлова М.А.

Мы живем в интересное и сложное время, время  интернета, компьютеров, когда на многое начинаем смотреть по-новому, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему прошлому, которое мы, порой, знаем недостаточно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Начиная с 2009 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Музыкальная деятельность создает возможность для полноценного вхождения детей в мир народного творчества, пробуждает в ребенке творца, выдумщика,  что очень важно для всестороннего развития личности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             В своей работе педагоги ДОУ широко используют фольклорную музыку: потешки, прибаутки, песенки, хороводы, игры с пением. В них  отражается  жизнь народа, его опыт, духовный мир,  его мысли, чувства, переживания.

Для  того, чтобы поэтический , песенный, игровой материал по- настоящему вошел в жизнь детей, обогатил их самостоятельную музыкально-художественную деятельность для воспитателей была подготовлена выставка «Русская народная потешка в детском саду», на которой педагоги имели возможность познакомиться с малыми фольклорными жанрами, методикой работы с ними. В соответствии с возрастом детей  была подготовлена картотека народного песенного творчества, показана возможность использования этого материала как  в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

В  музыкальный репертуар для детей включаются потешки, которые можно инсценировать: «Бай- качи,качи качи.», «Ой на дворе дождь» и др.,

песни: «Я на камушке сижу», «Где был, Иванушка?» «А я по лугу шла», «Как у нашей Дуни», «Блины» и др.,

игры с пением, хороводы:  «Золотые ворота», «Плетень», «Барашеньки-

крутороженьки», Ваня-простота», «Ворон» и др.

В течение учебного года на музыкальных занятиях дети знакомятся с русской народной песней, частушками,   с движениями русской пляски: «шаг с притопом», «хороводный шаг», «присядка», «ковырялочка», «козлик» и др.,  

В работе с малышами мы используем  колыбельные песни. Дети не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про гулей. Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней, в которой  отражается  жизнь человека, его горести и радости.    

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники, проведение которых в нашем саду стало традицией.

Это: «Осенины», «Масленица», «Веснянка», «Колядование», «Святки». В такие дни с утра звучат народные мелодии, воспитатели встречают детей в национальных русских костюмах.

          Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая  в детском саду, без сотрудничества с семьями воспитанников была бы неэффективной. Для этого мы постоянно информируем родителей о том, что изучают дети. Привлекаем к пошиву народных костюмов (кокошников, сарафанов, картузов), исполнению ролей на праздниках, вечерах-досуга, к пополнению экспонатами музея старого быта, где дети получают первоначальное представление об истории, традициях и обычаях русского народа.

      Уделяем внимание и предметно - развивающей среде групповых помещений. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились народными музыкальными инструментами, наглядными пособиями, дидактическими играми, направленными на расширение и закрепление знаний по народному творчеству.

Углубленная работа по приобщению детей к народной культуре приносит свои положительные результаты: у детей появляется желание исполнять русские народные песни, особенно частушки, развивается музыкальный слух, память, расширяется словарный запас, проявляется творческое самовыражение детей в инсценировках песен, потешек, сказок, народных играх.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры,приобщение детей к русскому народному творчеству,выступление на совете педагогов

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравс...

Использование компьютерных презентаций в процессе приобщения детей к русскому народному творчеству и народным традициям в ДОУ.

Организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, помогает мне разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса  за счет высокой степени н...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В ДОУ»

Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящие время, является его духовное, нравственное возрождение , которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, с...