Здоровый дошкольник – здоровый школьник.
материал по теме

 

   Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной  суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_doshkolnik.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый дошкольник – здоровый школьник.

   Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.

   Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной  суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

  Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех элементов образовательной культуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной, Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Как научить ребенка адаптироваться к разным условиям? Как выработать умение регулировать свои эмоциональные процессы? Эти задачи взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

     Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

    Мы считаем, что достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

     Понимая, что здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а полное физическое, психическое и социальное благополучие, мы решили обратиться к руководству (фото) Центра помощи детям и подросткам при Московской областной психиатрической больнице № 8 с просьбой: предоставить специалиста для организации работы в этом направлении. А также заключили договор с детским отделением МУЗ «Городская поликлиника № 4». Дети посещают бассейн поликлиники, кабинеты восстановительного лечения: массажный, УФО, ЛФК, аэротерапии (фото).

    В МДОУ проводится своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности, психического развития и состояния здоровья воспитанников. Данные обследования отмечаются в карте-схеме и паспорте здоровья ребенка ( карта).

Результаты тестирования помогают изучить особенности развития детей, выявить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить пути оптимизации педагогических условий.

    Благодаря взаимодействию специалистов нам удается прогнозировать объем форм, средств и методов воспитания; отбирать педагогические технологии, учитывающие возрастные особенности детей и их функциональные возможности развития; проектировать физкультурно-игровую среду детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка; разрабатывать образовательные технологии:

- занятия, беседы, игры, направленные на формирование у детей ценности здоровья и

  здорового образа жизни;

- приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных

   упражнений, закаливающих процедур;

- приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных

 формах двигательной и познавательной  деятельности (праздник);

- приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разнообразных видов деятельности

  психологом).

      Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

   В течение нескольких десятилетий в нашей  стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем, в школах и детских садах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано внести основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества.

   В настоящее время, в связи с переходом на личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным.

    Несомненно, основы здоровья закладываются в семье, родители стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья.

(кадры из фильма с семьей). Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа всех участников педагогического процесса. Именно поэтому мы пришли к выводу, что необходимо сотрудничество, общение на равных, то есть такое взаимодействие, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

   Именно поэтому мы с удовольствием откликнулись на предложение специалистов Центра помощи детям и подросткам при МОПБ № 8 о внедрении в педагогический процесс программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», разработанной коллективом авторов под ред профессора  РАЕН  Кузьмина И.А. (Фото программы).

Цель программы – объединить усилия семьи, детского сада и школы  в  духовно-нравственном развитии дошкольников.

Задачи:

- объединение усилий педагогического коллектива ДОУ и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

 - расширение поведенческого диапазона  родителей во взаимодействии с ребенком,  

  формирование развивающей среды в условиях семьи;

- создание благоприятные условий для поддержания традиционных семейных ценностей и традиций, в том числе и по здоровому образу жизни.

Программа оснащена рабочими тетрадями, методическими материалами: методиками и педагогическими технологиями, которые обеспечивают преемственность в воспитании и обучении на всех ступенях образования и создают условия для гармоничного развития ребенка.

       В результате работы по данной программе нам удалось наладить тесное сотрудничество с семьями воспитанников, социокультурным окружением. Мы используем разнообразные формы взаимодействия:

-коллективные: родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, досуги, открытые занятия, клубы;

- индивидуальные: анкетирование, консультации, беседы, анонимные обращения и пожелания родителей и педагогов в форме «Почта доверия»;- наглядно-информационные: стенды, «памятки для родителей», выставки творческих работ;

- активное участие родителей в жизни ребенка: совместные занятия, соревнования, тренинги «воспитатель-родитель-ребенок»;

-посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований.

     Одним из важнейших условий эффективности любой работы является ее систематичность, поскольку отдельные мероприятия, как бы хорошо они ни были подготовлены и проведены, не принесут большой пользы родителям, педагогам, а главное- детям.

    Нам удается успешно координировать деятельность всех участников педагогического процесса, что обеспечивает формирование их коммуникативной компетентности и повышение эффективности работы в рамках реализации программы.

        Более ста лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или как часто сейчас говорят, «Школьную зрелость». Причиной школьной незрелости называют комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов. Поэтому безболезненность адаптации может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям.

Педагог-психолог

-планирование  мероприятий;

-составление развернутого плана;

- информирование участников педагогического процесса

Координация работы специалистов

- изучение запроса;

-целевая групповая и индивидуальная диагностика;

- анализ результатов деятельности

Воспитатели

-подготовка мероприятий;

-информирование родителей;

- педагогическое просвещение родителей;

- организация работы с детьми

Медицинский работник

- наблюдение за состоянием здоровья детей;

- консультирование родителей

Узкие специалисты

- консультирование педагогов и родителей;

- педагогическая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Здоровый дошкольник –здоровое будущее!»

В данной работе представлени проект целью которого, является  создание условий для формирования у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, осознанного отношения  к ...

Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

программа предназначена для детей дошкольного возраста...

Проект "Здоровый дошкольник - здоровое будущее!"

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате с...

здоровый дошкольник - здоровое будущее

Здоровье - жизненно важный вопрос для каждого человека, а здоровье детей – это будущее нашей страны....

Родительское собрание "Здоровый дошкольник-будущий школьник"

Здоровье - это ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. . Главная задача каждой семьи – вырастить здорового, закалённого, жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка-ш...

ЗОЖ или здоровый дошкольник-будущий школьник

Родительское собрание в подготовительной группе...