Настольные игры для детей по изобразительному искусству
методическая разработка по теме

Новоселова Ольга Анатольевна

 

Настольные игры для детей   по изобразительному искусству

 

 

Игра - это самое важное в жизни детей. Игры дарят нам время полноценного общения с ребенком, одновременно развивая его воображение, мышление и память.  Есть много способов, чтобы сохранить общение с ребенком, один из них, это настольные игры. В них можно играть в любое время года и в любое время дня. И немного -   пользе игр.   Многие дети очень любят настольные игры, и не зря – ведь совместная игра с взрослыми по правилам очень важна для их гармоничного развития. Настольные игры для детей и взрослых – отличный способ для времяпровождения как в детском саду с воспитателями, так и дома с родителями.  Они сближают и оставляют теплые   воспоминания, море позитива, радости и знаний.

Детские настольные игры хороши тем, что они позволяют не просто весело провести время, но и являются хорошим развивающим материалом, ведь именно в игре дети учатся быстро и непринужденно. У детей обогащается словарный запас, развивается внимательность, логическое мышление, и что не маловажно они учатся проигрывать.

Знакомьтесь: Игра-лото «Русские и зарубежные художники». Для расширения кругозора и формирования целостной картины мира, ребенку необходимо получить большое количество знаний, добытых из различных источников. А так как главный вид деятельности ребенка – игра, то через игру ребенок может получить все необходимые ему знания. Исследования психологов и педагогов показали, что игры-лото повышают эффективность обучения в 15-20 раз и гармонизируют внутренний мир ребенка. Игра лото содержит тот необходимый объем информации, так называемые «биты знаний», которые легко запоминаются ребенком. Это происходит оттого, что одновременно задействуются левое и правое полушарие мозга, слуховая и зрительная память.

Игра в готовом виде состоит из 9 игровых карт (28х14см) и 72 карточек (7х7см) с миниатюрными репродукциями картин и автопортретами великих художников. Маленькие карточки содержат на обороте пояснительный к ним текст.

В игре могут принимать участие от 2 до 9 человек. Участникам раздаются игровые карты.  Ведущий показывает по одной маленькой карточке и зачитывает текст (или часть текста – в зависимости от возраста и подготовленности игроков). У кого на большой карте есть такой вид, закрывает его маленькой карточкой.

В лото можно играть детям с 4-5 лет, так как материал игры довольно сложен для восприятия (понимания) детей младшего возраста. Обучение через игру делится на несколько этапов.  Первый  этап -  знакомство детей с жанрами живописи. После изучения детьми жанров живописи наступает второй этап, на котором  к жанрам добавляются фамилия и имя художника написавшего то или иное произведение. Третий этап -  закрепительный. На этом этапе дети закрепляют знание фамилии, имени автора произведения искусства и ( а также) жанров живописи.

На  четвертом этапе к фамилии, имений автора произведения искусства добавляется название картин. Пятый заключительный – проверка знаний детей.

 Например, ребенку называется фамилия, имя художника и название картины, а жанр живописи называет сам  ребенок. Варианты проверки можно варьировать.

Таким образом, ребенок к 7 годам может назвать жанр живописи, фамилию, имя художника и название картины. А так как за 6-10 сеансов игры весь блок информации сканируется мозгом и переводится в базовую память, то полученные знания остаются в памяти ребенка на всегда (на всю жизнь). А яркий изобразительный ряд развивает образное мышление и создает положительный эмоциональный настрой.

 

 

Для игры и обучения детей рекомендуются:

 

  Лото "Коллекция Третьяковской галереи"

 В игре охвачены все периоды от древнерусского до искусства новейших течений. Картины даны целиком (не фрагментами!) и без полей. Упаковка красивая подарочная.

АРТ-ЛОТО "Путешествие в страну живописи"

 Автор идеи Н.Н.Спиридонова,А. Булгакова

 ЯХМ, Дизайн-вёрстка К.Пошабаева, подбор произведений А.Булгакова, М.Полывяная

Состав игры: 10 больших карт-полей (80 изображений из коллекции Ярославского художественного музея), 40 маленьких и 40 разноцветных карточек, вкладыш с методическими указаниями. Предлагаемая игра знакомит с произведениями живописи XVIII-XX вв. из собрания музея.

 

 

Игра-лото "Русский сувенир" (хохлома, дымково, городец, гжель)

Игра-лото-поделка "Русский сувенир" из 13 карточек-шаблонов в увлекательной форме знакомит детей с хохломской, городецкой, гжельской росписью и дымковской игрушкой. Игра состоит из трех этапов.

1-й этап - игра-лото "Собери картинку".

2-й этап - поделка. Детям предлагается аккуратно вырезать найденные маленькие картинки и приклеить их на большую картинку.

3-й этап - раскраска. Нужно завершить рисунок на большой картинке, раскрашивая оставшиеся пробелы, добавляя недостающие точки и линии.

 

Игра – лото «Лото и искусство, живопись»

Полное название: "Лото + искусство, живопись, скульптура, архитектура".

 В комплекте: 24 игровых карты с изображением цифр и знаменитых памятников живописи, архитектуры, скульптуры; 90 картонных жетонов с числами, 72 картонных жетона с изображением памятников искусства; 150 круглых пластмассовых маркеров и 1 мешочек для вынимания из него жетонов с заданиями.

 Играть можно классическим способом: быстро находить и закрывать названное ведущим число. Выигрывает тот, кто первым закроет всю строку на своей карте или вообще все поле карты.

 Можно вместо чисел находить и угадывать образчики искусства. Вместо цифр на части картинок фотографии картин, произведений скульптуры и архитектурные памятники.

 И, наконец, все вперемешку: и числа, и здания, и памятники, и картины.

 С точки зрения приобщения к прекрасному репродукция на картонке размером 3х3 см не особенно интересна, но для ознакомительных целей, для общекультурной эрудированности годится. Эта игра может послужить толчком для более пристального интереса ребенка к мировой культуре.

 Изображены и российские, и мировые произведения искусства всех эпох. Фото и цветные, и черно-белые. Миниатюры 2х2 см.

 Расшифровок, что именно изображено, нет, к сожалению.  

 

image      Эти игры  предлагают Вам отправиться в чудесную страну Живописи, где   главные творцы  - Художники!

Художник - от старославянского слова - "опытный, искусный", "ловкие руки".

Художник ловкой рукой разноцветными красками на холсте живопишет то, что увидел.

Вид - по-французски genre - означает жанр. В ходе игры вы узнаете все жанры Живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, интерьер, исторический, бытовой.

Желаем увлекательного путешествия в страну Живописи!

 


 

image      

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привлечение интереса детей к изобразительному искусству необычными техниками рисования

Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования - руководителя изостудии...

Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства.

Статья посвящена проблеме развития познавательной сферы дошкольников с помощью средсв изобразительного искусства. Развивать ребенка с помощью искусства - это удачное и оригинальное  решение вопро...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Дидактическая игра "Виды и жанры изобразительного искусства"

Дидактическая игра "Виды и жанры изобразительного искусства" поможет дошколятам систематизировать и запомнить объемный и довольно сложный материал по изобразительному искуству....