СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа) по теме

жучкова елена николаевна

В статье обобщен опыт работы по социализации дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_sttt.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Жучкова Е.Н.,

 воспитатель первой  категории

МАДОУ ЦРР ДС № 462  

Для социализации ребёнка театральная деятельность предоставляет широкие возможности - это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация.

Начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей,  по сравнению с ранним возрастом,  меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

В условиях личностно-ориентированного подхода  у детей своей группы средствами театральной деятельности формирую готовность дошкольника к социальному взаимодействию.

Наблюдая за игрой детей, заметила, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый ребенок стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Свою работу с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ начала с создания условий для театрально-игровой деятельности. Игровая среда была пополнена наборами мелких игрушек, кукол, различными видами театров (пальчиковый, настольный, театр картинок и т.д.);

Первоначально в  своей работе с детьми использовала резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки. Обучение элементам театральной деятельности начинала со знакомства с куклами (просила подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавала вопросы детям (например, из какой сказки игрушки), и, предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища.

При изучении лексических тем, например, "Овощи", «Фрукты» активно использовала в своей работе интересный приём - обыгрывание стихотворений. С детьми мы рисовали овощи и фрукты и к ним прикрепляли полоски на степлер и получались у нас чудесные маски - шапочки. Эти маски можно использовать как в театрализованной деятельности (атрибуты для инсценировки), а так же обобщать и систематизировать знания по данной теме через дидактические или подвижные игры, демонстрационный материал.

 Используя, маски-шапочки мы  с детьми можем решать следующие задачи:

- возможность создавать образы фруктов и овощей с помощью выразительных средств (жесты, мимика);

- воспитываем дружеские взаимоотношения;

- способствуем созданию  радостного эмоционального настроения;

- поддерживаем  стремление участвовать в развлечениях.

Маски-шапочки используются детьми постоянно и после игры - дети убирают их в коробку, организуют с ними игры, общения, диалоги. Еще маски-шапочки нам понадобились для проведения «Праздника Осени», где дети перевоплощаются в овощи или фрукты.

Все знают, что сказки воспринимаются детьми разных возрастов по-разному. В пять лет ребенку уже мало слушать сказку или смотреть ее на экране - ему хочется быть непосредственным ее участником. Идею изготовления театра кружек я взяла из Интернета. Изготовить такой театр оказалось очень просто. Для этого мы взяли пластмассовые кружки одинакового размера, перевернули их вверх донышком и  приклеили картинку персонажа, нарисованную или вырезанную из старых детских книг (сейчас продаются книги с наклейками, что упрощает работу). Таким образом, сделали всех героев для сказки. Театр кружек «Колобок» готов.

В своей работе я применяю такой методический прием как разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Затем спрашиваю: "Какой медведь больше понравился, Сашин или Вовин? Чем понравился?" Ответы ребят разные: "Сашин сердито рычал, как настоящий медведь, что я даже испугалась", "Вовин мишка рычал тихо, и мне совсем было не страшно, а весело". Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мышления, но и развивает умение выражать свою точку зрения, аргументировать свой ответ. После того, как все роли детьми были "испробованы", я предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем играть сказку...

В работе со своими детьми  я использую разнообразные кукольные театры (деревянный, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства -  занятие трудоемкое, но увлекательное, поэтому считаю опыт своей работы доступным и возможным для применения  педагогами в ДОУ и родителям для занятий со своим ребёнком дома.

Список литературы:

Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.

Алянский Ю.Л. Азбука театра. Л.: «Детская литература», 1998.

Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.

Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983.

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.

Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2004.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Проектная деятельность в детском саду. «Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»

«Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»...

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» В. А. Сухомлинский...

Программа дополнительно – образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к истокам русского народного творчества средствами театрализованной деятельности. «КУКЛЯНДИЯ»

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не толь...