Диагностика сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений в младших группах
материал (младшая группа) по теме

Кецбая Джульетта Джумберовна

При обучении детей с нарушением интеллекта в дошкольном отделении  необходимо учитывать степень овладения ими определённых знаний, умений и навыков, а также функциональное состояние сенсорных систем и общее психическое развитие ребёнка. У ребёнка, имеющего интеллектуальное нарушение, процесс развития ощущений и восприятий протекает значительно труднее, что и у нормально развивающегося ребёнка. Вместе с тем, у детей с нарушением интеллекта имеются определённые особенности в развитии сенсорно – персептивной сферы. Для определения позновательных возможностей каждого ребенка необходимо проводить диагностику развития сенсомоторики и пространственных представлений два раза в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sensornogo_vospitaniya_i_razvitiya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений в младших группах

Программные задачи:

Формировать умение различать понятия “много-мало”, “много – один”,

Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);

Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);

Образовывать группы однородных предметов;

Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.

 Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.

 Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

 Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:

Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.

Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.

 Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.

 Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.

 Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.

Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.

Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

 Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.

 Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.

 Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Протокол обследования сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений в I младшей группе

№ п/п

Фамилия,

имя ребенка

Задания

№ 1

№ 2

№ 3

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Программные задачи:

Находить в окружающей обстановке один и много предметов.

Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять каких предметов больше (меньше);

Сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте);

Определять какой предмет больше (меньше), длиннее (короче);

Понимать слова: верхний – нижний, слева – налево, справа – направо;

Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы.

Задание № 1

Дидактическая игра “Где твой дом” (проводится 4 раза).

Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.

Пособия:

Карточки (6х8 см) с изображением круга, квадрата, треугольника по числу участников

Большие карты или силуэты фигур (если игра проводится на улице, большие фигуры – “домики” можно нарисовать мелом).

Инструкция:

Дети рассматривают коробочку с карточками. Сколько их? (много). А нас сколько? (тоже много). Воспитатель предлагает взять по одной карточке. Сколько карточек у тебя, Антон? (одна карточка). Всем хватило карточек? А лишние остались? Карточек столько, сколько нас.

Педагог предлагает рассмотреть свою карточку и назвать фигуру, изображенную на ней (что нарисовано на твоей карточке?) – Это “ключики” от домика.

Педагог показывает “домики”, расположенные в разных местах группы или участка.

По сигналу “Идите гулять!” дети выходят из своих “домиков” и свободно двигаются по группе (участку) со своими “ключиками” (кто на машине едет, кто летит на самолете, кто скачет на лошадке…)

По сигналу “стоп!” – дети останавливаются, пауза – 3 сек. “Домой идите!” – дети возвращаются в свой “домик” (показывают свою карточку – “ключик” педагогу).

Оценка:

Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.

 Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.

 Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза

 Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.

Задание № 2

Дидактическая игра “Бегите ко мне” (проводится 4 раза).

Цель: Выявить умение детей сравнивать предметы по цвету.

Пособия:

Флажки разного цвета по количеству детей (красные, желтые, зеленые, синие)

Один комплект флажков для педагога.

Стулья по числу детей.

Инструкция:

Флажки стоят в вазе. Сколько флажков? (Много – индивидуальные ответы). Сколько нас? (много). Возьмите по одному флажку. Остались флажки в вазе? (в вазе – комплект для педагога) Чего больше: флажков или детей? (флажков).

Какого цвета флажки? (индивидуальные ответы) Воспитатель подытоживает: “Все флажки разного цвета – разноцветные).

Педагог: “Сейчас я по очереди буду называть и показывать флажок то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и если цвет у флажка одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову “Бегите ко мне!”

Педагог показывает флажок (про себя считает до 3)

Зовет: “Бегите ко мне!” – все, кто прибежал сравнивают свои флажки с флажком воспитателя (такой же – не такой)

“Бегите от меня!” – дети возвращаются на место.

Оценка:

Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся

 Желтый круг – Ребенок ошибся один раз, но после помощи педагога не ошибся.

 Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза

 Пустой круг – Ребенок ошибся более 3 раз.

Задание № 3

Дидактическая игра “Длинное – короткое” (проводится 4 раза).

Игра проводится с подгруппой детей по 3 – 5 человек.

Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.

Пособия:

Ленточки (тесемки, шнурки…) двух размеров: длинные – 25х3см; короткие 12х3см (по числу детей в подгруппе).

Картонные полоски – мерки – 2 штуки по размеру ленточек.

Кукла и Мишка. Кукла по размеру должна быть меньше Мишки (короткая лента не должна завязываться на поясе у Мишки, а длинная должна быть ему в пору).

Коробка большая (где будут лежать все пояски) и две поменьше (для Куклы и для Мишки)

Инструкция:

Мишка с Куклой играли вместе своими разноцветными поясками и перепутали их. Давайте им поможем разложит пояски в их коробочки. Я вам покажу: воспитатель достает ленточку из коробки и прикладывает ее к мерке-полоске, приговаривая: “Длинная, одинаковая – это Мишкин пояс”, – относит и кладет к Мишке в коробочку и т.д.

Каждый ребенок выполняет задание два раза (находит пояс для Куклы и для Мишки).

Если ребенок нашел второй пояс такой же, как первый, он возвращает его в коробку и берет следующий, пока не найдет другой.

Ребенок идет выполнять задание после сигнала “Иди!”.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.

 Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.

 Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.

 Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.

Задание № 4

Дидактическая игра “Широкое – узкое” (проводится 4 раза).

Цель: Выявить умение детей различать ширину предметов.

Пособия:

Маленькая машина, большая машина.

Две картонные полоски одинаковые по длине, но разные по ширине (на широкой полоске должны проехать сразу две машины)

Инструкция:

На стол выкладываются полоски – это две дороги: одна – узкая, вторая – широкая. По узкой дорожке может проехать только одна маленькая машинка, а по широкой дороге – сразу две машины: и большая, и маленькая.

После сигнала “Узкая!” – вызванный ребенок должен взять маленькую машинку и прокатить ее по узкой дороге, проговаривая “Машина едет по узкой дороге”.

После сигнала “Широкая!” – ребенок катит сразу две машины, проговаривая “Машины едут по широкой дороге”

Предварительно педагог показывает образец выполнения задания. Только после этого дети выполняют задание.

Оценка:

Красный круг – Ребенок самостоятельно выполнил задание по образцу педагога.

 Желтый круг – Воспитатель помогает ребенку словами.

 Зеленый круг – Ребенок ошибался, задание выполнил вместе с педагогом.

 Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.

Протокол обследования сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений во II младшей группе

№ п/п

Фамилия,

имя детей

Задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений 2 младшая группа.

Цели:·        Закрепить название геометрических фигур. Цвет.·        Закрепить представление о сравнении совокупности предметов по...

Тематическое планирование. Развитие элементарных математических представлений первая младшая группа.

Примерный тематический план составлен для детей в возрасте с 2-3 лет.  В программе все линии базируются на сенсорной основе. Сенсорное развитие ребенка может проходить какна специально ...

Диагностика сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений во II младшей группе

Программные задачи:Находить в окружающей обстановке один и много предметов.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять каких предметов больше (меньше);Сравнивать д...

Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития воспитания, т.е. сенсорного развития детей. Специальная работа по формированию математических представлений ведё...