Откуда я взялся?
статья (средняя группа) на тему

Однажды этот непростой воп­рос обязательно задаст ваша любознательная девчушка или смышленый мальчуган... Тру­ден он только для нас, взрослых. Для малышей же спросить: «От­куда берутся дети?» абсолютно естественно. Так же, как жела­ние узнать, где ночью спит солн­це, почему на небе звезды, что тикает внутри часов или зачем кошке усы.

Наши мамы хитрили

И здесь очень многое зависит от ро­дителей. Если не сможем мягко, гра­мотно, без лжи и искажений ответить ребенку на «деликатные» вопросы — с раннего детства посеем в его сознании семена серьезных комплексов, страха, обиды и недоверия к родителям в бу­дущем.

Возможно, нашим детям будет го­раздо легче, чем нам, обсуждать воп­росы пола со своими малышами. Мы выросли во времена ханжеских запре­тов и недомолвок. Мало кто из совре­менных родителей может похвастаться, что его мама или папа открыто разго­варивали со взрослеющим чадом о по­явлении детей на свет и отношениях между мужчиной и женщиной, Отма­хивались, отмалчивались, хитрили... А дети черпали информацию из дворовых раз­говорчиков. В 10 лет я сама искренне верила, что дети рождаются от поце­луя. Это приводило меня в ужас, А когда узнала правду от более взрослых под­руг, испытала еще больший ужас и об­жигающий стыд....

Сказки о капусте и аисте

Так как же быть? С одной стороны, любя­щий родитель хочет вырастить своего ма­лыша здоровым не только физически, но и нравственно; с другой, дать ему необходи­мые знания в вопросах пола. Как же отве­чать на «трудные» вопросы, где та грань, ко­торая отделяет половое воспитание от по­шлости и безнравственности? С какого воз­раста начинать это самое воспитание? Очень емко говорит об этом психолог В. Леви: «Всю правду СРАЗУ нельзя. И пря­мо, грубо нельзя. И туманно нельзя. И слиш­ком рано нельзя. И слишком поздно опас­но...» Этим советом мы и воспользуемся.

Где только не находили нас наши мамы и папы! Покупали на рынке или в специальных детских магазинах, получали от аиста или выискивали в капусте... Иногда мамы вы- пивали таблетки, и появлялись малыши... К счастью, большинство современных роди­телей понимают, что такой ответ неверен.

Говоря словами Леви, «защищая детс­кую чистоту неуклюжими сказочками, на самом деле защищаем свою трусость». Да-да, именно с себя мы должны начинать по­ловое воспитание крох. Именно мы дол­жны, наконец, понять, что любовь муж­чины и женщины, рождение ребенка — это восхитительно, это Главный Смысл Жизни. Воспринимайте интерес детки спокойно, отвечайте без напряжения и сму­щения. Иначе малыш спросит себя: «А по­чему это мама так волнуется?» Может, не сейчас, а через несколько лет, но спросит... Поэтому будьте готовы к «трудным» вопро­сам маленького почемучки.

Продумайте заранее, что и как вы буде­те говорить, чтобы его интерес не застал вас врасплох. И сказочку про аиста не за­будьте рассказать. Что аиста всегда счита­ли птицей, приносящей счастье. Не зря же его гнездо на крыше деревенского дома было символом удачи. А рождение ребен­ка у мамы и папы — это большое счастье! Вот и придумали люди красивую сказку о приносящем счастье аисте. Такой рассказ, во-первых, еще раз убедит малыша, что для мамы и папы он — счастье, во-вторых, по­может воспринять рассказы об аисте и ка­пусте как шутку, если кто-то попытается вы­дать их за правду.

Ступенечки развития

Интерес к половым вопросам появляет­ся у малышей ступенчато. Крохотули начи­нают изучать анатомию с себя и близких. Они могут подолгу рассматривать свои руч­ки и ножки, отражение в зеркале, трогать мамино лицо. А мама помогает детке в изу­чении, поглаживает его и называет части тела. С раннего детства важно показать малышу, что все его части тела одинаково хороши, что среди них нет «неприличных». При этом не важно, произносите вы медицинские термины или «детские» названия. Главное, выработать здоровое отношение крохи к себе и половым органам.

Ребенок становится чуть старше и вдруг осознает, что не все люди одинаковы. Он видит различия между мальчиками и девоч­ками в детском саду или на пляже, а между мужчинами и женщинами — наблюдая дома за родителями. И это тоже абсолют­но естественный этап развития. Расскажи­те крохе, что мужчины и женщины устрое­ны по-разному. Так задумала природа. Мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки — женщинами.

Часто родители задают себе вопрос: «Можно ли ходить при ребенке обнажен­ным?» Однозначного ответа нет, все зависит от ваших семейных традиций. Придер­живайтесь золотой середины. Не прикры­вайтесь поспешно полотенцем, если кара­пуз увидел вас раздетым после душа или во время переодевания. Не давайте ему пово­дов считать наготу чем-то постыдным и не­приличным. Но объясните, что тело челове­ка принадлежит только ему. И выставлять его на всеобщее обозрение не принято.

- Следующим этапом взросления будет желание малыша разобраться более де­тально в устройстве своего организма. Юный естествоиспытатель непременно захочет узнать, почему кровь красная, зачем нужны уши и, конечно, откуда бе­рутся дети.

Давай поговорим!

Самый простой и верный путь для ро­дителей - отвечать на вопросы по мере их поступления и не говорить ничего лиш­него. Ребенок сам решит, когда и что он готов услышать и понять. Первый вопрос, который может быть задан малы­шом,— откуда он взялся. Лучший ответ: «Тебя родила мама». Можно добавить, что мама поехала в роддом, и там врачи по­могли ей родить кроху. Обычно детку этот ответ вполне устраивает. Но проходит немного времени, и он спрашивает: «А как ты меня родила?» Здесь, пожалуй, уже стоит рассказать более подробно.

Например, так: «Мама носила тебя в своем животике. У всех женщин в животи­ке есть специальное место для ребеноч­ка, которое называется матка. Там уютно и тепло, как в гнездышке. Сначала ты был крохотным, как муравей. Потом начал по­немногу расти, и стал похож на маленькую рыбку. Мама кушала все самое вкусное (здесь можно перечислить любимые блю­да малыша), и это попадало к тебе...»

Если карапуз спросит, как попадало к нему то, что кушала мама, расскажи­те, что матка соединена с животиком специальной трубочкой — пуповиной. Через нее к малышу поступает все, что мама кушает и пьет. «Ты очень хорошо кушал и быстро подрастал. Мамин жи­вотик тоже рос. Мама носила специаль­ную широкую одежду. Потом ты начал толкаться изнутри ножками и ручками, потому что тебе было скучно одному. А мама видела на своем животике буго­рок и угадывала вместе с папой — ку­лачок это или пяточка.

Папа и мама ходили вместе гулять. Они очень любили тебя, хотели, чтобы ты ро­дился сильным и здоровым. Папа разгова­ривал с тобой через мамин животик, а мама пела тебе колыбельные песенки. Когда ты еще немного подрос, тебе стало тесно в животике и ты захотел выбраться наружу. Тогда мама поехала в роддом, и там врачи помогли ей достать тебя из животика».

Расскажите ребенку, как рады были мама и папа, бабушка и дедушка его по­явлению. Вспомните какие-нибудь смешные и понятные малышу случаи из своей беременности. Покажите одежду, в которой вы ходили, рассмотрите вме­сте фотографии. Если у вас есть фото­графия с УЗИ — тоже покажите ее крохе. Ваш рассказ должен быть эмоциональ­ным, светлым. Малыш будет счастлив узнать, что вы с нетерпением ждали его рождения. Это будет еще одним под­тверждением, что он любим.

Ожидание второго ребенка — пре­красный повод поговорить с первенцем о рождении детей. Возьмите кроху с со­бой на УЗИ. Для него это будет неза­бываемо. Замечено: у детишек, ждущих вместе с мамой и папой братика или сестричку, проявления ревности более сглаженные, чем у малышей, которым про пополнение в семье ничего не рас­сказывали. Конечно, можно обратить внимание ребенка и на беременную женщину на улице. А будущему мужчи­не нелишне будет узнать, что в транс­порте будущей маме необходимо усту­пить место. Если рождение младенца ожидается в семье друзей, позвольте детке положить руку на живот будущей мамочки. Пусть он почувствует, как ма­лыш возится внутри, и окунется в ат­мосферу радостного ожидания....

Естественно, что дальше ребенок за­хочет узнать, а как же он выбрался из животика. Никаких сказок про пупок и отговорок «я уже забыла». И уж конеч­но, не стоит рассказывать, что маме разрезают живот и достают оттуда малыша, даже если ваш кроха — «кесаренок». Одна моя подруга так и сказала пятилетней дочке. Когда девочке было лет восемь, и мама рассказала ей о происхождении детей более подробно, с использованием меди­цинского атласа и спе­циальных тер­минов, дочка призналась, что все эти годы очень боялась, что и ей тоже бу­дут разрезать живот.

Подумать только, какие ужасные пе­реживания мы можем посеять в детских головках! Поэтому разумнее будет ска­зать, что ребенок при рождении прохо­дит по так называемым родовым путям и через специальное отверстие появля­ется на свет. Родовые пути так устроены, что могут растягиваться. Это помогает малышу родиться. Хорошими помощни­ками в таком рассказе могут стать спе­циальные детские книги. Прежде чем ку­пить, просмотрите ее внимательно. Рисунки в книге должны быть понятными крохе, но не слишком откровенными. То же и с текстом. Рассматривайте книгу вместе с карапузом, отвечайте на его вопросы понятно и интересно.

Если у вас живут кошка или собака, позвольте ребенку понаблюдать за про­цессом появления на свет домашних пи­томцев. Аккуратно проведите параллель между родами у животного и человека. Но будьте готовы, если при виде беременной женщины кроха спросит, не котята ли у нее в животике.

Честно и ничего лишнего

Самым сложным может стать вопрос: «А как же я в животик попал?» На пер­вом этапе ограничьтесь примерно таким ответом: «У мамы, как и у каждой жен­щины, в животике есть специальные клеточки, яйцеклетки. Из них и начина­ет расти малютка». Через некоторое время кроха поинтересуется, для чего нужен папа. Ответьте, что у папы тоже есть специальные клетки (сперматозо­иды). Когда одна такая клеточка соеди­няется с маминой яйцеклеткой, из нее начинает развиваться малыш. Без папи­ной клеточки яйцеклетка расти не будет.

Объясните крохе, что именно поэтому он похож одновременно и на маму, и на папу. Например, цвет глаз — папин, а волосы — мамины. Такой ответ надолго удовлетворит карапуза.

После очередного витка развития ребенок обязательно спросит: «Как па­пина клетка попадает к маме в живо­тик?» Можно, конечно, рас­сказывать о физиологичес­ких подробностях полового акта. Но надо ли? Время та­кому разговору придет поз­же, ближе к подростковому возрасту. А пока уделите вни­мание духовной стороне. Ска­жите: «Мама и папа очень любят друг друга. Они очень хотели, чтобы у них родился малыш. Ты же знаешь, что мама и папа спят в одной постели? Они крепко обняли друг друга и папина клеточка «перебежала» в мамин животик через ту самую дыроч­ку, откуда потом рождается ребенок». Честно и ничего лишнего.

Многих родителей ставит в тупик воп­рос ребенка «Что такое секс?» Расскажу историю про моих племянников-тройня­шек. В пять лет один из них пришел к папе с этим вопросом. Отец в замешательстве начал было что-то говорить, как вдруг второй брат закричал из соседней комна­ты: «Не «секс», а «сыкс»! Это «шесть» по-английски!» Поэтому поинтересуйтесь прежде, почему ребенка это заинтересо­вало. Ответить можно примерно так: «Секс — это когда женщина и мужчина друг друга любят. Бывает, что при этом у них рождается ребенок».

Сейчас большинство фильмов не об­ходится без эротических сцен. Воз­можности полностью оградить от них ребенка практически нет. Разве только совсем телевизор не включать, но и это не выход. Здесь важно не заострять внимание чада. А мы именно это и де­лаем, судорожно переключая телеви­зор на другой канал или выключая вов­се. Скорее всего, малыш даже не обра­тит внимания на то, что происходит на экране. И если вы правильно подгото­вили почву грамотными рассказами, воспримет все естественно и без чрез­мерной заинтересованности.

Не стесняйтесь демонстрировать пе­ред малышом свою любовь и нежность друг к Другу. Только положительный се­мейный опыт поможет ему вырасти гар­моничным человеком и создать свою сча­стливую семью. Основы доверительных отношений с ребенком, заложенные се­годня, еще не раз выручат вас завтра, ког­да сын или дочь шагнут в сложный «под­ростковый» возраст.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием икт "Откуда пришел карандаш?"

Конспект занятия «Откуда пришел карандаш?»Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения карандаша, учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблени...

откуда пришел хлеб

путь хлеба от поля до магазина...

Откуда пришёл хлеб

Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь детей...

Наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»

В материале представлены причины некоторых  заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика....

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим "Откуда берется хлеб?"

Презентация к занятию для детей старшей группы  по ознакомлению с окружающим миром...