Речевое развитие детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Гайнанова Ландыш Рафелевна

словарный запас детей к трем годам жизни. Игры по развитию речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvite_v_rannem_vozraste.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект выступления на родительском собрании

в первой младшей группе №2

«Речевое развитие детей раннего возраста»

 бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №60»

2010 г.

Подготовила

педагог- психолог

II квалификационной категории

д/с №60

Гайнанова Ландыш Рафелевна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Словарный запас ребёнка к трем годам жизни

Одним из новообразований в развитии детей раннего возраста является речь. Ребенок по мере овладения речью меняется, он начинает по другому относится к окружающему его миру.

Обычно дети начинают говорить в 1 – 1,5 месяцев. Они начинают повторять слова за взрослыми по собственной инициативе. Хотя он слова уже произносит осмысленно, но за словом все еще стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение.

В этом возрасте детская память как бы накапливает информацию. Ребенок внимательно слушает, что говорят вокруг, это откладывается в его сознании и через какое-то время он начинает произносить новые слова. Хотя малыш еще плохо говорит, но уже прекрасно все понимает.

На первом году жизни нужно обращать внимание ребенка на всевозможные шумы, можно пробовать подражать этим шумам вместе с ним. Таким образом, у него лучше разовьется способность к произношению. Кроме того, полезно перед зеркалом строить гримасы вместе с карапузом, использовать игры, связанные с движением рта: пускать воздушные поцелуи, звуками изображать различных животных, надувать воздушные пузыри.

От 1,8 месяцев до 1, 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения.

Дети все чаще по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их взрослым. Особенно быстро растет запас употребляемых слов, увеличиваясь к двум годам до 300 и более.

Дети начинают использовать в своей речи различные грамматические формы слов. Усложняется и синтаксис. Двух- и трехсловные предложения к концу второго года жизни ребенка сменяются четырех- и пятисловными. К этому времени речь становится для детей основным средством общения со взрослыми.

В 2-3 года в предложениях сказанных ребенком появляется согласование между отдельными частями, возникает описательная речь.

В первой половине третьего года жизни развитие речи происходит настолько интенсивно, что с ребенком можно уже говорить не только о событиях и явлениях, которые воспринимаются им в данный момент, но и о прошедших, а также тех, которые произойдут в будущем, если они связаны с его опытом.

На основе развития подражания и памяти малыши научаются повторять короткие стихи. Легкое усвоение незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса. Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (где? когда? почему?). Происходит интенсивное овладение грамматическим строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Родители обязательно должны как можно больше заниматься с ребенком, разговаривать с ним, называть неоднократно различные предметы, комментировать свои и его действия. Очень важно осознавать, что информация, знания и ценности, заложенные родителями в детстве, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его поступки и суждениях во взрослом возрасте. Поэтому необходимо четко понимать, что воспитание родителей не только влияет на личность ребенка, но и на всю его дальнейшую жизнь. Нужно постоянно контролировать, что ему говорится, как и для чего это делается. Необходимо стараться общаться с ребенком на красивом богатом языке, это поможет формированию более сложного сознания у малыша. Разговаривать можно о чем угодно, но лучше всего о том, с чем он сталкивается каждый день, о чем имеет хорошее представление.

Согласно исследованиям ученых-психолингвистов, речь напрямую зависит от тонкой моторики рук, степени развития ловкости движения пальцев. Поэтому для формирования речевых навыков очень полезны игры, развивающие ловкость рук,

Тренировать пальцы рук можно уже с 6 месячного возраста. Простейший метод- массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук проводить 2-3 минуты ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обеих полушариях мозга. С 10 месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными из одного поколения в другое народные потешки: « Сорока- белобока», «Мальчик- пальчик», « Ладушки- ладушки» и т.д.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Предоставить родителям пальчиковые упражнения для малышей из программы А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

Игры по развитию речи детей раннего возраста.

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры, так или иначе, развивают речь малыша.

Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Разговариваем по телефону

Возраст: 2-3 года.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.

Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.

Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.

Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.

Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.

Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.

В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.

Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает…. Какое бывает…

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?" Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Насыпаем на небольшой поднос КРУПУ.

Крупа может быть любой, но начинать лучше с фасоли. (потом вводится горох, потом гречка.)

Ставим раскрытые ладошки в крупу и слегка нажимаем.

Ту же процедуру повторяем с ножками - "ставим на горох" - раньше так деток наказывали, а оказывается это ооочень полезная процедура! Воздействие происходит на самые мельчайшие точки!

Развитие направленной воздушной струи - залог хорошего произношения!

Начиная с годика

надо развивать у ребёнка направленный выдох - это способствует правильной артикуляции свистящих, шипящих и африкат в дальнейшем.

Наши помощники - дудочки, мыльные пузыри...

А я предлагаю вам замечательную увлекательную игру "Попади в ворота"

Рекомендуется деткам от 2-х лет.

в роли мячика выступает небольшой ватный шарик.

Игра проводится на небольшом детском столике. С одной стороны вы, с другой малыш. У каждого свои ворота. Дуть можно по очереди.

Главное - не касаясь "мячика" руками, попасть в ворота!

Разговаривайте со своим ребенком не "сверху вниз", а на одном уровне.

Что это значит? Представьте себе такую картину: в большой комнате, на ковре, в окружении игрушек, возится малыш лет полутора. На диване сидит мама и смотрит, ну и, конечно, что-то говорит малышу. Он поднимает голову и как-то реагирует. Мама! Сползите, пожалуйста, на ковер! Поиграйте и поговорите с ребенком на его уровне! Поползайте на четвереньках, посидите на ковре, полежите на боку. Вы будете на одном уровне с маленьким человечком. Вы будете смотреть ему в глаза и играть на уровне его рук. Не надо сидеть на ковре постоянно. Это, конечно, для взрослого несколько неудобно. На диване несравненно лучше. Но проведите все-таки на ковре некоторое время. Результат, который получается от "коверного" труда, всегда искупает неудобства. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста...

Начало формирования связной речи.

Предметные картинки, на которых изображены именно предметы, а не живые существа, годятся не только для того, чтобы обогащать речь детей новыми словами, которые обозначают предметы, их свойства и качества.

Взрослый показывает малышу картинку (синий мячик) и спрашивает: "Что это?" Едва ли малыш ответит: "Синий мячик". Скорее он скажет: "Это мячик" или просто "Мячик". Следующий вопрос взрослого: "Какой?", "Какого цвета?" Ответ: "Синий". Если мы ограничиваем свою задачу тем, что учим малыша различать и называть разные цвета, можно сказать: "Да, это синий мячик". Но можно сказать и по-другому: "Да, это мячик. Мячик синий" Вроде бы небольшое различие, но оно существенно. Ведь здесь мы даем ребенку образец построения связного высказывания. В самом деле, здесь последовательно высказываются два суждения: "Это мячик" и "Мячик синий". И второе не просто следует за первым - оно тесно с ним связано, вытекает из него. В первом предмет выделяется из многих других: это мячик, а не что-нибудь иное. Во втором этот выделенный, названный предмет характеризуется по одному из его свойств, в данном случае - по цвету.

Это очень простой, элементарный случай связного высказывания, зачаток связной речи, но она и развивается у ребенка постепенно, от простых форм к сложным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...