Учебный план по ФГТ
методическая разработка по теме

Учебный план с учётом федеральных государственных требований в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon учебный план по ФГТ в ДОУ112 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

______Л.П.Самойлова                                      

    Приказ №_____ от «_____»___________2012г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2012-2013 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

 детский сад «Малышок»,

реализующего программу «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Принят решением                                                                                  

педагогического совета                                                                          

Протокол №  1

от «     »  ___________ 2012 года

п.Берёзово ХМАО-Югра

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2012-2013 год

 МБДОУ детский сад «Малышок»,

реализующего программу «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Приоритетные направления

Образовательные области

Виды непосредственно образовательной деятельности

2-ая

младшая      группа

средние группы

старшие группы

подгот.

к школе группа

Количество видов НОД в неделю

Инвариантная часть (обязательная 80%)

Познавательно-речевое развитие  

Образовательные области:

Познание

Формирование  элементарных математических представлений

1

1

1

2

Формирование целостной картины мира

1

1

1

1

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности

0,5

0,5

1

1

Коммуникация

Развитие речи

1

1

2

2

Подготовка к обучению грамоте

-

-

-

1

Чтение художественной

литературы

Чтение художественной

литературы

0,5

ежедневно

Физическое развитие Образовательные области:

Физическая культура, здоровье 

Физкультурное

3

3

3

3

Художественно-эстетическое

развитие

Образовательные области:   Музыка

Музыкальное воспитание

2

2

2

2

Художественное творчество

Рисование

1

1

2

2

Лепка

0,5

1

0,5

0,5

Аппликация

0,5

0,5

0,5

0,5

ИТОГО

11

11

13

15

Социально-личностное развитие

Образовательные области:

Социализация

Безопасность

Труд

Программа предполагает организацию данной деятельности за рамками непосредственно образовательной деятельности.

Вариативная часть (формируемая ДОУ 20%)

Дополнительное образование

Совместная кружковая деятельность детей и взрослых (ручной труд, патриотическое  и экологическое  воспитание, ОБЖ)

-

1

2

2

ИТОГО:

-

1

2

2

ВСЕГО (по СанПиН):

11

12

15

17

Длительность НОД

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Общее время в неделю

(в часах)

2 часа

45 мин

4 часа

6 часов

15 мин

8 часов

30 мин

Пояснительная записка

к учебному плану по реализации основной общеобразовательной программы

«От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий.

При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  3. Устав МБДОУ д/с «Малышок»;
  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10», изменения СанПин № 1. 2.4.1. 2791-10;
  5. Приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Коллектив дошкольного образовательного учреждения с 01.09.2012г. реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой.

Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса  в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.

Программа состоит из двух частей:

1) инвариантной (обязательной) части;

2) вариативной части.

Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ.

Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.

Время, необходимое для реализации программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой программа реализуется.

Объем базовой части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, вариативной  части - не более 20% общего объема программы.

В учебный план включены четыре направления. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:

  1. познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
  2. художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
  3. физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье»;
  4. социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд».

Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (предметное и социальное окружение, ознакомление с природой).

Региональный компонент в разделе «Формирование целостной картины мира» реализуется через обогащение представлений о жителях посёлка, области, округа,  истории посёлка, края, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, посёлке, крае, их  истории; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе («Погодный календарь нашего края»), животном и растительном мире Ханты-Мансийского автономного округа, экологической обстановке  с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;  связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи

и  включает следующие разделы:

 «Развитие речи», содержание которого направлено на:

 - пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

- развитие артикуляционного аппарата детей;

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематического слуха;

- совершенствование интонационной выразительности речи;

- формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической форм речи;

- коррекцию различных нарушений речи детей.

 «Подготовка к обучению грамоте»,  содержание которого направлено на:

- развитие фонематического слуха, совершенствования владения грамматическим строем языка;

- обучение детей в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности;

- совершенствование звуко-буквенного анализа;

- формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части, составлять слова из слогов (устно).

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирования целостной картины мира,

- развития литературной речи,

- приобщения к словесному искусству, в том числе развития   художественного восприятия и эстетического вкуса

и включает раздел  «Художественная  литература», содержание которого направлено на:  

- ознакомление детей с детскими писателями и поэтами;

- расширение знаний детей о различных произведениях художественной литературы;

- формирование представлений о различных литературных жанрах и жанрах фольклора;

- воспитание интереса к литературному творчеству, любви к книге.

Региональный компонент реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Югры, художественными произведениями о посёлке, округе, жителях Берёзово и ХМАО, природе Ханты-Мансийского автономного округа.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в посёлке, округе, спортивными традициями и праздниками.

Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству

Региональный компонент включает в себя обучение игре на русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках, ложках; ознакомление с музыкальными  произведениями о посёлке, округе, народными  танцами коренных жителей ХМАО.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Региональный компонент включает ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам народного искусства.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Организация деятельности по образовательным областям «Социализация», «Труд», «Безопасность» предполагается по программе за рамками непосредственно образовательной деятельности.

Объём недельной учебной нагрузки для изучения каждой образовательной области:

Образовательная область

2 младшая группа

Средние группы

Старшие группы

Подготовительная группа

Познание

2,5 часа

2,5 часа

3 часа

4 часа

Коммуникация

1 час

1 час

2 часа

3 часа

Чтение художественной литературы

0,5 ч.

ежедневно

Физическая культура, здоровье

3

3

3

3

Музыка

2

2

2

2

Художественное творчество

2

2,5

3

3

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи)  и оказание помощи детям этой категории в освоении программы

и  включает следующие  разделы:

 «Формирование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи и развитие связной речи», содержание которого направлено на:

- развитие артикуляционного аппарата детей;

- развитие  устной речи, фонематического восприятия детей;

- расширение лексического запаса, формирование звуко-слоговой структуры речи;

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематического слуха;

- формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической форм речи;

- коррекцию различных нарушений речи детей.

Работа по данному разделу для детей с речевыми нарушениями выстраивается индивидуально.

Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного стандарта.

Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника ДОУ соответствует требованиям СанПиН и составляет:

2-я младшая группа -  4 дня по 2 занятия, 1 день – 3 занятия. Общее время занятий – 2 часа 45 минут.

Средняя группа - 3 дня по 2 занятия, 2 дня – 3 занятия. Общее время занятий – 4 часа.

Старшая группа - 5 дней по 3 занятия. Общее время занятий – 6 часов 15 минут

Подготовительная группа – 3 дня по 3 занятия, 2 дня по 4 занятия. Общее время занятий – 8 часов 30 минут.

Во второй младшей группе проводится 11 занятий в неделю, в средних группах -  12 занятий, в старших – 15 занятий, в подготовительной к школе группе – 17 занятий в неделю.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовывается непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе.

В представленном учебном плане в соответствии с режимом дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Во второй младшей группе чтение художественной литературы является непосредственно образовательной деятельностью, в остальных группах – образовательной деятельностью в ходе режимных моментов или самостоятельной деятельностью детей. Для детей 3-4 и 4-5 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10-15 минут, для детей 5-6 лет – 15-20 минут, для детей 6-7 лет – 20-25 минут.

Вариативная часть программы  включает  совместную  кружковую деятельность воспитателя и детей. Содержание  вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Один условный час отводится для дополнительных занятий в кружках, студиях, секциях по выбору для детей среднего дошкольного возраста, в старших группах и в подготовительной к школе группе – 2 условных часа.

Учебный день делится на 3 блока:

1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя:

- совместную деятельность воспитателя и детей;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

2) непосредственно образовательная деятельность – организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий, утверждённой приказом заведующей №_____от «____»___________2012г.)

3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя:

- индивидуальную коррекционную работу;

- совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий)

- самостоятельную деятельность ребенка.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.

В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся  спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.

В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...

Учебный план на 2013/14 учебный год

Учебный план составлен в соответствии с ФГТ....

Учебный план на 2013-2014 учебный год старшей группы

Учебный планна 2013-2014 учебный годстаршей группы...

Учебный план на 2015-2016 учебный год

В данном материале представлент учебный план на 2015-2016 учебный год, который включает в себя: график учебного процесса на 2015-2016 учебный год, общие положения, распорядок дня на холодный и теплый ...

Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год...