Консультация "Развитие певческих навыков у детей"
материал по теме

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pevcheskih_navykov_u_detey_s_onr_i_zpr.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие певческих навыков у детей с ОНР и ЗПР.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для детей с нарушениями речи. Оно  способствует развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,- а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.                                                                        В начале учебного года при диагностировании,  отмечается, что многие дети с ОНР

и ЗПР         не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звука, плохо запоминают тексты песен, их названия. У большинства детей отмечается слабость, неустойчивость, прерывистость  дыхания, монотонный голос, не развитый ритмический слух.

        В работе над пением большое внимание уделяю упражнениям по формированию певческих навыков, таких как чистота  интонирования, дыхание, дикция, правильное звукообразование. При этом учу, чтобы дети брали дыхание вначале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно        их располагали при пропевании гласных звуков, затем самостоятельно контролировали их. Обращаю внимание на подвижность нижней челюсти, когда  дети  поют, на произношение твердых окончаний. В работе над пением помогают разнообразные  методические  приемы.

        В работе над дикцией        проговариваем с детьми  текст в разном темпе, начиная с очень медленного.        Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запомнить        и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться произносить слова и фразы одними губами (шепотом). Этот прием мобилизирует внимание  детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

        Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Например: «Вдох-выдох» - дети кладут ладошки на живот- делают вдох, напрягая мышцы живота и выпячивая его, затем выдох через         чуть приоткрытые губы; дуем на снежинки, листочки, кораблики. Звуковые дыхательные упражнения: «Воздушный шарик», «Насос» - на выдохе произносить разные гласные и согласные звуки. Проговаривание предложений, различных по продолжительности, помогает увеличить объем дыхания. Дети повторяют предложение, а потом и поют на одном дыхании, например упражнение «Летят птицы»:

Вдох - летят птицы.

Вдох - летят птицы на юг.

Вдох – летят птицы далеко на юг.

        Много внимания требует работа над развитием чистоты интонирования. Эту работу веду в двух направлениях. С одной стороны учу детей  вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого использую ряд приемов:

  1. проигрывание мелодии на фортепиано, металлофоне, чтобы дети ее лучше запомнили;
  2. пропевание мелодии педагогом, чисто поющими детьми;
  3. отгадывание песни по мелодии, по вступлению;
  4. упражнение в подстраивании голоса к данному звуку: нажимаю клавишу на фортепиано, дети пропевают звук, подстраивая свой голос к звучанию инструмента;
  5. упражнение «Наушники» - дети закрывают ладошками уши, как наушниками и поют, слушая себя;
  6. напевание на ушко детям ,которые плохо справляются с подстройкой голоса, пропевание вместе с ними фразы и поглаживание их, если дети стараются. А поглаживание кистей рук ребенка во время пения помогают в работе с «гудошниками».

        В процессе работы с детьми с ОНР и С ЗПР эффективны такие упражнения, задания, распевки:

  1. пение мелодии с каким – либо гласным звуком, транспонируя мелодию, меняя гласный звук;
  2. пропевание слогов «ми- мэ- ма- мо- му»;
  3. проговаривание, пропевание слов «здравствуйте», «до свидания» с разной интонацией, с разной мимикой;
  4. сыграем мелодию на дудочке, барабане, фортепиано на слоги «д у», «та», «ля», сопровождая имитационными движениями пальцев рук.

        В работе использую пособия: «Лесенка», «Пение про себя и вслух», «Где мои детки?», «Большая  и маленькая птичка» и др.

        При выборе песен для разучивания с детьми обращаю внимание на их соответствие возможностям детей. Песня должна иметь:

  1. доступное содержание;
  2. удобный для произношения текст;
  3. несложная мелодия, желательно с повторениями, с ясной ладовой основой, без больших мелодических скачков (особенно в первой половине года);
  4. темп песен медленный и средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большей подвижности отделов речевого аппарата;
  5. несложный аккомпанимент, который не заглушает мелодию;
  6. разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию;

        Качество исполнения песни зависит не  только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания. Вначале выразительное исполнение, затем беседа о характере, содержании, пояснение значения трудных слов и выражений. Затем высказывания детей о песне, вопросы детям, чтобы проверить как они поняли содержание. Разучиваю песню в более медленном темпе, чтобы дети успевали следить и за показом педагога, за высотой звука, за своей артикуляцией. Время разучивания песни зависит от ее сложности, объема певческих навыков, памяти детей.

        Для активизации процесса запоминания использую иллюстрации, картинки, игрушки. Иногда  более быстрому запоминанию песни помогают вопросы ( Как начинается первый куплет? Я забыла о чем поется во 2 куплете?), соревнование детей (Кто быстрее запомнит? Кто лучше споет?), показ чистопоющих детей, словесные поощрения тех, кто хорошо запомнил всю песню или ее часть.

        Важно обращать внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Это часто вызывает у детей затруднения  из-за недостаточной концентрации произвольного внимания, слабой памяти.

        В течение всего учебного года разучиваем много песен, поэтому, чтобы дети их  не забыли время от времени повторяем. Играем в музыкально-дидактическую игру «Музыкальный телефон», которая помогает вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Знакомую песню повторяем, используя пение цепочкой. Этот прием помогает не только вспомнить песню, но и проверить память, внимание, чистоту интонирования, дикцию, звукопроизношение каждого ребенка.

        Повторение песен вместе с воспитателем, использование в повседневной жизни также способствует закреплению их в памяти детей.

        Следуя в работе всему вышесказанному, использование различных методов и приемов позволяет к концу учебного года вывести детей на более высокий уровень по развитию певческих навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....