Значение музыки в развитии вашего ребенка
статья на тему

Скобелева Ольга Юрьевна

Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvazhaemye_roditeli.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыки в развитии вашего ребенка

Уважаемые родители, мне как музыкальному руководителю Детского сада №69 хочется вместе с вами ответить на такие важные вопросы как: Зачем нужна музыка Вашему ребенку? Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. 

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

В свете выше сказанного мне хочется познакомить вас со статьей кандидата искусствоведения, учителя музыки, автора программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой. Надеюсь, она будет вам полезна и интересна[1].

«Зачем нужна ребенку музыка? Странный, на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Сегодня в изнурительной гонке по школьной дороге они устало отмахнутся: «А зачем она вообще нужна, эта музыка? Бесполезный предмет!». Результат: музыка постепенно уходит из школы, не только из средней, но даже из начальной. Ее часы занимают математика, языки, компьютер и вообще все что угодно. Сегодня мы стоим перед почти свершившимся фактом: музыки в школе нет, даже если она там формально есть. Она тихо и смиренно покидает классы, в школе все реже слышны хоть какие-нибудь музыкальные звуки, уходят и не возвращаются учителя, найти нового учителя музыки в школу практически невозможно. Волнуются только те мудрые школьные педагоги, которые сердцем чувствуют, что музыка — это не просто один урок в неделю, которого нет. Они понимают, что дети, выросшие без музыки, какие-то не такие, и их «недочеловеченность» щемит сердца.

Не намного лучше дело обстоит и в детском саду. Скоро должность музыкального руководителя можно будет заносить в «красную книгу». Но и оставшиеся профессионалы часто вынуждены не учить детей, а развлекать взрослых: круговороту утренников, фестивалей и конкурсов, в которых выступают малыши 3-6 лет, нет конца  — «День земли, города, светофора, матери, хлеба, прилета птиц» и т. д.! Просто вакханалия мероприятий для удовлетворения амбиций взрослых.

В современном мире обучение музыке как образовательная идея опирается на гуманистическую психологию и гуманистическую философию. Это значит, что оно должно быть оправдано с точки зрения человека и его потребностей, должно быть нужно лично ему. Это также значит, что любые благие намерения и амбиции взрослых отметаются, если ребенку плохо, неинтересно, особенно маленькому. Приобщение к искусству, музыкальное обучение — очень индивидуальное и даже интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности.

Современная наука сумела уже кое-что объяснить вполне понятно нашему материалистическому сознанию о способах воздействия музыки на человека и преимуществах, которые она дает развивающемуся ребенку.

Позволим себе привести на эту тему цитату из статьи Н. Вейнбергера американского нейробиолога и профессора психобиологии: «Исследования о музыке переживают сегодня невиданный подъем. Почти каждую неделю в прессе появляются публикации о новых открытиях, связанных с влиянием музыки на интеллект, мышление, познавательные способности и функции мозга. Исследования в области музыки и ее воздействия стали такой же серьезной областью науки, как и любая другая ее ветвь. Школьные учителя и администраторы нуждаются в новой информации о роли музыки в развитии детей, они должны быть готовы и открыты к более широкому взгляду на роль музыки в жизни» (Weinberger 1998, р. 36).

Научные исследования музыки и ее влияния на человека существуют сегодня в мире как взаимосвязанные изыскания психологии, биологии, медицины, образования, музыкальной терапии с использованием новейших компьютерных техник. Это междисциплинарное изучение музыки, которое дает плодоносные результаты.

В Японии, некоторых штатах США музыку вводят как ежедневный урок, начиная с детского сада. Широта педагогических исследований в этой области музыкальной педагогики впечатляет. Очевидно, что все происходящее имеет под собой слишком серьезные основания, чтобы те, от кого зависит воплощение научных идей в жизнь, могли их игнорировать. Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка развивающемуся ребенку, побуждает прогрессивных педагогов думать о ней не только духовно, но и прагматически, точнее, духовно-биологически, измерять музыку также мерой утилитарности, а не только высокой духовности.

Так, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки а значит, активен весь человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.

Сегодня человечество начинает понимать, а точнее сказать — «вспоминать», что музыка является не только духовным наследием человечества, но и биологическим наследством каждого человека. Она дана ему не для украшательских целей, а как составляющая часть для полноценной и счастливой жизни.

Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные отделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности — часть биологического наследия человека, и именно поэтому нет необходимости дальше эксплуатировать идею об украшательских функциях музыкальности. «Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется» — эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с младенцами и малышами, в том числе таких, как «Эффект Моцарта» Д. Кэмпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки.

Лучше всего мысль о биологической обусловленности музыкальности демонстрирует способность грудных детей схватывать эмоциональный смысл речи, опираясь на целостную интонацию в единстве многих ее параметров (тембра, ритма, звуковысотности, артикуляции, громкости и т. д.), что и свидетельствует о глубоких биологических корнях музыки. Способность воспринимать основные эмоции, отраженные в музыке, дана человеку от рождения.

Если нейропсихология исследует процессы мозга, на которые влияет музыка, педагогика интересуется выгодами использования музыки в преподавании других предметов, то гуманистическая психология изучает воздействие музыки на области психики, обеспечивающие гармоничное существование человека. «В каждом человеке заключены поэт и инженер, рациональное и нерациональное, ребенок и взрослый, психический мир и мир природы. Но лишь теперь мы приобретаем полную уверенность в том, что цельная, вполне зрелая личность должна открываться себе на обоих этих уровнях» (А. Маслоу).

В нашем телевизионно-компьютеризированном рациональном мире потребность людей в творческом выражении огромна, но условий и возможностей для этого практически нет. Стоит ли критиковать и стремиться искоренить массовую молодежно-дискотечную субкультуру, если ей нет адекватной замены? Она, по сути, является единственно возможным и доступным способом эмоционально-двигательного самовыражения для подростков, у дискотечного вулканического действа почти биологическая функция — разрядка колоссальной энергии юности с помощью музыки и импровизированного движения. Дети, которые каждый день нажимают кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. Взрослые обязаны дать ему возможность осознать, что основой любого творчества является ИДЕЯ и она может быть выражена не только с помощью слов.

Занятия музыкой в ряду других уроков искусств имеют уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации телесного и духовного, интеллектуального и эмоционального, приблизиться к которой возможно, лишь расставшись с методами логической науки: она ничего не знает о восхищении и жалости, любви и сочувствии и многом другом, что делает жизнь человека подлинной и настоящей. Общеизвестно, что во все времена музыка была надежным убежищем уязвимой человеческой психики. Она была, есть и будет прежде всего средством общения человека с самим с собой, волшебным и ничем не заменимым средством познания собственного внутреннего мира.

Возможно, такой урок музыки, на который ребенок будет идти за каким-то странным, с нашей нынешней точки зрения, знанием, выглядит экстравагантным чудачеством. Это знание о том, кто он есть сам, что сегодня он чувствует и почему так, с кем предпочитает дружить и чего хочет, кого любит и зачем ему музыка. Очевидно, что главной целью такого урока должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения.

Первичная креативность, способность и готовность к творчеству важна не только для музицирования или занятий живописью, она необходима человеку для полноценной одухотворенной жизни. И именно ее развитию, пристальному культивированию могут и, наверное, должны быть посвящены уроки музыки в школе. Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования.

Подобное обучение — это не элитарный изыск, а ставшая сейчас общемировой образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы можем пока только догадываться. Оно может способствовать не только обучению музыке, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Психологи считают, что прогрессивные педагоги по художественному воспитанию давно уже движутся в том направлении, к которому хочет повернуться и все современное образование. Вместо того, чтобы относиться к соответствующим творческим урокам как к роскоши, их можно попытаться сделать основой обучения.

Сегодня в разных странах возникают идеи использования возможности творческого обучения (прежде всего музыки и танца) для разработки нового типа образования, который бы содействовал личностному становлению человека — творческого, импровизирующего, самостоятельного, умеющего делать свой выбор, принимать решения и радоваться жизни. «Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека» (А. Маслоу).

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь решать проблему творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобные нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.

Урок музыки в свете вышесказанного должен стать предметом преподавания, который в обучении через творчество способствует эмоциональному самовыражению, высвобождению первичной креативности детей, создает условия для спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения. Творческому музицированию как методу обучения присуща высокая гуманистическая эффективность, оно открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжить его соразмерно собственным желаниям и возможностям.

Дети преображаются на уроке музыки: распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка».

Литература:

Т.Э. Тютюнникова, Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения, «Под солнечным парусом или полет в другое измерение», Санкт-Петербург 2008, 68 стр.


[1] Статья представлена не полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как музыка может помочь вашему ребенку в будущей учебе

Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти, хорошо развивает ассоциативное мышление. Игра на музыкальном инструменте развивает   способность делить музыкальное произв...

Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценны...

"Значение музыки в развитии ребенка "

Статья для родителей о значении музыки в развитии детей....

Буклет "Значение мелкой моторики в развитии вашего ребенка"

Развитие мелкой моторики рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, повышает работоспос...

Анкета для родителей «Значение песка в жизни Вашего ребенка!»

Анкета для родителей«Значение песка в жизни Вашего ребенка!» 1. Есть ли у вас дома песочница?да;нет;затрудняюсь ответить. 2. Знаете ли вы технику безопасности при работе с песком...