Театрально-игровая деятельность дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Абдрашикова  Анжела  Фатыховна

рассказывается о работе с детьми по развитию театрально-игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralno.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                     театрально-игровая деятельность

 Мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Театрально-игровая деятельность оказывает неоценимый вклад в развитие личности: она способствует развитию интеллектуальных, инструментальных,  художественных и социальных задатков ребенка, исправлению отклонений и устранению трудностей. Успешности использования театрализованных игр способствует организация предметно-развивающей среды, а именно театральный уголок. Создавая театральный уголок, мы попытались представить в нем все виды кукольных театров. В основу классификации кукольных театров мы положили место развертывания игрового действия.

     Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок («Заюшкина избушка», «Кот в сапогах», «Теремок», «Кот, лиса, дрозд» )

        Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Здесь тоже важна четкая дикция, интонационная выразительность речи. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения. Рассказчик стоит сбоку от стенда, и по ходу повествования переставляет фигурки. У нас в театральном уголке сделаны театры на фланелеграфе («Курочка Ряба», «Кот, петух, лиса», «Колобок»), театр «Живые картинки» («Маша и медведь»), театр теней («Заюшкина избушка», «Зимние забавы», «Лиса и кувшин»).

    Вначале дети прослушивают сказку, отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают. Мы предлагаем ребятам  рассказать ее с помощью настольного или стендового театра.  

        Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром, куклой на тростях. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррек-ционную,  психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию. Театр с куклами на ширме предусматривает, что кукловод находится за ширмой, поэтому от него требуется выразительность речи.

   

          Куклы би-ба-бо небольшие по размеру, но очень подвижны и выразительные. Работая с ними, мы предлагаем ребятам происценировать сказки. Для этого мы берем небольшие сказки. Сначала предлагаем прослушать сказку, ответить на вопросы по содержанию, пересказать ее всю, потом по ролям. И в конце с помощью кукол показываем ее.

С помощью кукол би-ба-бо предлагаем поиграть в игру «Придумай диалог»: два ребенка выбирают для себя кукол, придумывают для них диалог; «Моя сказка»: ребенок берет куклу и от лица героя рассказывает сказку. В процессе игр дети получали большой положительный эмоциональный заряд.

          Одним из доступных и простых видов театрализованных игр являются игры с пальчиковыми куклами. Они являются самыми маленькими актерами кукольного театра. Из пальчиковых кукол у нас в уголке представлены куклы-перстни ( на детское колечко наклеивается картинка или к картинке приклеивается резинка: Пингвин, Хрюша, Степашка), куклы-наперстки ( театр «Рукавичка»). Пальчиковые куклы надеваются на тыльную сторону ладони. С помощью пальчиковых кукол мы не только инсценируем сказки, но и делаем пальчиковую гимнастику.

 Например: Предлагаем одеть на большой палец куклу-мышь, а на остальные – любых персонажей по выбору. Игра «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде-                                      большой пальчик покачивается

Дома и на улице

Даже «Здравствуй!» говорю

Я красивой лисоньке                                      кончиком большого пальца

Повстречал волчонок мышь:                         поочередно касается концов

«Здравствуй, братец! как живешь?»             указательного, среднего,

Вот медведь мышонка встретил:                   безымянного и мизинца

«Здравствуй, милый друг!»

И в конце пути мышонка

Встретил лягушонок

«Здравствуй, мышка! Будь здоров!»

Я здороваюсь везде                                      большой пальчик покачивается

Дома и на улице.

 А как известно, упражнения с пальцами активизируют работу мозга, способствуют развитию речи, помогая подготовить руку к письму.

               Еще в театральном уголке имеется кукла на тростях. Она представлена в виде Овечки и сделана из обычной мягкой игрушки. К игрушке мы прикрепили трости: к туловищу, к верхним лапам. Трудность

в работе с такой куклой – кукла занимает обе руки. Эту куклу мы используем в играх:

«Моя сказка»: дети от имени овечки рассказывают историю, которая произошла с ней.

 «Да или нет»: овечка задает вопрос, дети если согласны поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны опускают руки и кричат «нет». Можно использовать вопросы типа:

Если в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка? и т.п.

«Знакомство»: овечка хочет познакомиться с детьми и предлагает встать, назвать свое имя и рассказать что-то о себе. Эту игру мы стараемся проводить в начале года. Когда еще не все дети знакомы друг с другом. Благодаря этой игре, они знакомятся и узнают друг о друге новое.

    Театрализованные игры с использованием кукол в разных местах.

Театр на ладошке стимулирует художественно-речевую деятельность, побуждает к проявлению творчества в процессе поиска выразительных средств; одобряет проявление интонационной выразительности. Данный вид театра можно использовать как на ширме, так и на столе. Театр на ладошке представлен в виде перчатки, к которой на липучке прикрепляются игрушки (мишка, зайка)  или картинки ( девочка, слон) При работе с театром мы столкнулись с тем, что многим ребятам при работе с перчаткой-куклой  трудно держать согнутым безымянный палец. С этой целью была сделана перчатка с 4-мя пальцами, где ребенку не надо прилагать усилия для удержания пальца. Такую перчатку мы используем в начале работы. Но в дальнейшем старались переводить детей на перчатку с 5-ю пальцами.

При игре с театром на ладошке мы предлагаем инсценировать стишок:

Я веселая Божья коровка.                   ребенок произносит слова и на

Знаю все сады вокруг,                        ширме изображает полет

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу-жу

Я Бабочка – лимонница                    имитируют движения бабочки

Лечу я высоко.                                  

Приземляюсь на цветок

И красуюсь я на нем.  

      Театр актерской игры требует от детей четкую дикцию, выразительность речи, использование мимики, жестов, пантомимы. Ребенок сам становится героем сказки. Для этого используются маски, шапочки, костюмы. Все это представлено у нас в театральном уголке.

   В театральном уголке представлены дидактические игры:

«Сказки-загадки», «Из какой я сказки» С помощью этих игр дети закрепляют знания сказок. «Куб эмоций» используется для отработки мимики, жестов; при работе с текстом отрабатывается выразительность речи.

   Дети с огромным удовольствием занимаются театрально-игровой деятельностью, и мы стараемся поддерживать их стремления. Ведь театрально-игровая деятельность полно охватывает личность ребенк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально – игровая деятельность в развитии младших дошкольников

Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...

опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»

"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ТЕАТР» По формированию театрально-игровой деятельности дошкольников.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» предназначена для дошкольников и предполагает развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстника...

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...