ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ТЕАТР» По формированию театрально-игровой деятельности дошкольников.
методическая разработка по теме

Шаброва Ольга Александровна

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» предназначена для дошкольников и предполагает развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «ДЕТСТВО» и используется дополнительно в разных видах деятельности детей.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» позволяет сформировать у дошкольников универсальные способности до уровня соответствующего возрастным возможностям  и требованиям современного общества. Данная программа способствует развитию творческого воображения, формирует коммуникативные навыки общения, развивает речь, позволяет реализовать задачи психологической подготовки детей к обучению в школе, детском саду, в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              1-ая младшая  группа (от 2- 3 лет).

       Цели и задачи.

            Сроки.

Виды образовательной

     Деятельности.

   Тематика занятий.

Формы и методы, оборудование.

        Литература.

-Познакомить детей с театральным уголком;

-Вызвать интерес и желание играть с куклами;

-Формировать у ребенка умение концентрировать внимание на игрушке, наблюдая за действиями воспитателя и подпевая отдельные слова песни;

-Вызвать желание принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, эмоционально

реагируя на происходящее;

-Продолжать знакомить детей с театром картинок на фланелеграфе;

-Побуждать принимать участие в кукольном спектакле, повторять за воспитателем отдельные  реплики действующих лиц потешек;

-Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле пальчикового театра, на картинке

фланелеграфа;

-Продолжать развивать двигательную активность детей;

-Побуждать малышей принимать участие в свободной пляске;

-Продолжать знакомить детей с приемами кукловождения театра картинок;

-Развивать умение сопереживать персонажам народной сказки;

-Учить понимать содержание литературных произведений;

-Осваивать формы монологической речи;

-Формировать умение рассказывать об эмоционально значимых событиях2-3 предложениями;

- Расширить словарный запас за счет однокоренных слов;

- Знакомить детей с фольклорными персонажами;

- Закрепить и расширить знания детей о домашних животных, их значении в жизни людей;

- Знакомить детей с новым фольклорным жанром-потешками-небыличками;

- Привлечь детей к самостоятельному обследованию персонажей настольного театра;

- Закрепить правильное звукопроизношение;

- Развивать фонематический слух, речевую активность;

- Привлечь детей к самостоятельным играм по мотивам сказки, используя предметы-заместители;

- Учить детей рассматривать предметы, выделяя детали, знать их точное наименование, различать предметы по величине-большой, и маленький;

- Вызвать интерес детей к сказке, ряжению;

- Учить внятно, произносить звуки;

- Учить внимательно, слушать сказку (без разыгрывания);

-Вызвать интерес детей к драматизации;

- Активизировать самостоятельные речевые высказывания при рассмотрении игрушек;

- Развивать умение сопереживать персонажам народной сказки;

- Поддерживать устойчивый интерес к кукольному спектаклю;

- Привлекать малышей к участию в кукольном спектакле;

- Вызвать желание слушать песенки, подпевать отдельные слова, наблюдая за действиями воспитателя с игрушкой;

- Побуждать детей отвечать на вопросы

По содержанию сказки;

-Поддерживать желание малышей выступать перед родителями, сотрудниками детского сада;

-Знакомить детей со спектаклем театра кружек;

-Вызвать желание детей следить за развитием действия;

-Продолжать работу по обучению детей способам кукловождения театра кружек;

-Развивать речь малышей средствами кукольного театра;

-Учить запоминать (с помощью взрослого) небольшие стихотворения;

-Закреплять интерес детей к театрально-игровой деятельности;

-Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, использовать различные средства выразительности (позу, жест, движение);

-Поощрять игры с шумовыми и музыкальными игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения персонажей;

-Провести анализ театрально-игровой деятельности;

-Оценить проявление  творческих способностей детей.

          Сентябрь.

1.Развитие Речи.

2.Развитие Речи.

3.Развитие Речи.

1.Настольный кукольный спектакль «Веселый оркестр» (потешки).

2.Настольный театр сказки «Курочка Ряба».

3.Чтение песенки-потешки «Баю-баю за рекой».

1.Беседа.

2.Наглядный.

Куклы из театрального уголка; бубны и барабаны по количеству детей.

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Игровой.

Игрушки настольного театра  сказки «Курочка Ряба».

1.Беседа.

2.Наглядный.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.133.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.7-8.

Д\В №10, 1990г.

Стр.57.

          Октябрь.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Утренняя гимнастика.

1. Игра – инсценировка по сказке« Курочка Ряба».

2.Кукольный спектакль театра картинок на фланелеграфе « Наши уточки с утра». (потешка).

3.Подвижная игра: «Идем по кругу».

1. .Беседа.

2.Наглядный.

Персонажи сказки «Курочка Ряба»; несколько игрушечных мышек, домиков.

1.Рассказ воспитателя.

2.Наглядный.

Картинки с названием птиц.

Д\В №2, 1995г.

Стр.48.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.137.

Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-лет».

1996г.

Стр.193.

        Ноябрь.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Развитие Речи.

1.Игра-драматизация по мотивам сказки «Курочка Ряба».

2.Спектакль театра картинок на фланелеграфе сказки: «Аленушка и лиса».

3.Дидактическая игра: «Кукла Оля обедает».

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Игровой.

Игрушки настольного театра  сказки «Курочка Ряба».

1.Рассказ воспитателя.

2.Наглядный.

Картинки: старик, старуха, Аленушка, изба, подружки, медведь, волк, лиса.

1.Беседа.

2.Наглядный.

Посуда игрушечная, кукла Оля, стол, стул, скатерть.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.18.

Д\В №2, 1995г., стр.49.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.145-146.

Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-лет».

1996г.

Стр.193.

       Декабрь.

1.Развитие Речи.

2.Ознакомление с худ. Литературой.

3.Вне занятий.

1.Рассматривание игрушек (автомобиль, лошадь, мышка).

2.Чтение потешки «Козушка-белоногушка».

3.Спектакль театра кружек «Репка».

1.Наглядный.

2.Беседа.

Игрушечные автомобиль, лошадь с жеребенком, мышь с мышонком.

1.Беседа по содержанию.

2.Наглядный.

Альбом с «сюрпризными» картинками.

1.Рассказ.

2.Наглядный.

Игрушки-кружки: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Машка, мышка.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.24.

Д\В №4, 1995г., стр.71.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.56.

Д\В №4, 1995г., стр.43.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.175.

         Январь.

1.Развитие Речи.

2.Развитие Речи.

3.Ознакомление с худ. литературой.

4.Вне занятий.

1.Игра-инсценировка «Оля и Айболит».

2.Инсценировка сказки «Козлята и волк».

3.Чтение потешки «Огуречик, огуречик».

4.Спектакль театра кружек «Заяц-хваста».

1.Беседа.

2.Игровой.

Куклы: Оля и Айболит.

1.Наглядный.

2.Беседа.

3.Рассказ.

Персонажи кукольного театра (волк, коза, козлята).

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Лист (80\40см) светло-коричневого или желтого цвета, гирлянда листьев с ботвой и цветками огурца.

1.Рассказ.

2.Наглядный.

Игрушки-кружки: Заяц-хваста, два или три других зайца, ворона, две собаки.

Д\В №4, 1995г., стр.73.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.61-62.

Д\В №4, 1991г., стр.45.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.62.

Д\В №4, 1991г., стр.49.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.182-183.

         Февраль.

1.Развитие Речи.

2.Ознакомление с худ. литературой.

3.Вне занятий.

1. Игра – инсценировка « Медвежонок и козлята».

2.Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».

3.Инсценировка потешки «Курочка».

1.Беседа.

2.Наглядный.

3.Игровой.

Плюшевый медвежонок, игрушечные козлята (6-7 шт.), елки (5-6 шт.).

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Фланелеграф, картинки с изображением  героев

(дед Егор на лошади, бабушка на корове, дети на телятках, внуки на козлятках), скотный двор (лошадь, корова, коза, овца).

1. Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Игрушки (курочка, цыплята).

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.29.

Д\В №4, 1995г., стр.75.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.65-66.

Д\В №6, 1991г., стр.51.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.194.

            Март.

1.Развитие Речи.

2.Развитие Речи.

3.Вне занятий.

1.Игра-драматизация «Медвежонок и козлята».

2.Настольный театр «Теремок».

3.Русская хороводная игра: «Зайчик».

1.Беседа.

2.Наглядный.

3.Игровой.

Игрушки: медвежонок, козлята, колокольчик.

1.Беседа.

2.Словесный.

3.Игровой.

Куклы настольного театра.

1.Беседа.

2.Словесный.

3.Игровой.

Игрушечный зайчик.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.33.

Д\В №4, 1995г., стр.76.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.33-35.

Д\В №5, 1995г., стр.54.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.199.

        Апрель.

1.Развитие Речи.

2.Развитие Речи.

3.Ознакомление с худ.литературой.

4.Вне занятий.

1.Игра-драматизация по сказке «Теремок».

2.Игра-инсценировка по мотивам сказки «Теремок».

3.Чтение потешки «Уж как я ль мою коровушку люблю».

4.Кукольный спектакль: «Лиса, заяц и петух».

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Игровой.

Костюмы (элементы) персонажей сказки «Теремок», (маски, рукавички, фартучки, шапочки по 1-2 комплекта на персонаж); мешок.

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Настольный театр «Теремок».

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Дымковские игрушки («коровка», «молодица»); аксессуары, выполненные в русском стиле из щепочек, бумаги, соломы, тряпочек, сухой травы и т.п.: бадья.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Игрушки: лиса, заяц, собака, медведь, петух.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.37-38.

Д\В №5, 1995г., стр.55.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.39.

Д\В №5, 1995г., стр.55.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.68.

Д\В №7, 1991г., стр.39.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.210-214.

              Май.

1.Развитие Речи.

2.Ознакомление с худ.литературой.

3.Вне занятий.

4.Вне занятий.

1.Игра-инсценировка «Колобок».

2.Чтение рассказа Е.Чарушина «Курочка».

3.Кукольный спектакль: «Два жадных медвежонка».

4.Анализ театрально-игровой деятельности.

1.Наглядный

2.Беседа по содержанию сказки

3.Два комплекта игрушек для инсценировки; 4-5 колобков; обстановка избы (печь, лавка и пр.); деревья, мешок.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Фланелеграф, фигурки курочки и цыплят.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Игрушки: лиса, два медвежонка.

1.Оценка результатов.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.42-43.

Д\В №5, 1995г., стр.57.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.71-72.

Д\В №7, 1991г., стр.41.

Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр.219-220.

                                                                               

                                                                                                      2-ая младшая группа (от 3-4 лет).

       Цели и задачи.

            Сроки.

Виды образовательной

     Деятельности.

   Тематика занятий.

Формы и методы, оборудование.

        Литература.

-Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения;

-Обучать детей ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном зале;

-Воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам;

-Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;

-Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол настольного театра;

-Развивать память, внимание, мышление детей;

-Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом,

движением основные эмоции;

-Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол;

-Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на отдельные слоги;

-Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях;

-Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах;

-Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;

-Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях;

-Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада;

-Учить различать отдельные черты характера человека и литературного персонажа, изображать их с помощью мимики и жеста;

-Развивать мелкую моторику рук детей;

-Побуждать использовать жесты для создания образа персонажа стихотворения;

-Поощрять участие детей в театрально - игровой деятельности;

-Совершенствовать навыки вождения настольных кукол;

-Учить детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью мимики и жестов;

-Поддерживать стремление играть с театральными куклами;

-Развивать инициативу и самостоятельность в игре-драматизации;

-Учить высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц.

         Сентябрь.

       

         

              Октябрь.

     

     

              Ноябрь.

       

             

          Декабрь.

         

           

             Январь.

         

           Февраль.

             

               Март.

           

         

         Апрель.

               Май.

1.Развитие речи.

2.Вне занятий.

3.Развитие речи.

4.Развитие речи.

5.Вне занятий.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Музыкальное развитие.

4.Ознакомление с худ.литературой.

1.Вне занятий.

2.Развитие Речи.

3.Вне занятий.

4.Ознакомление с худ.литературой.

1.Вне занятий.

2.Развитие Речи.

3.На новогоднем утреннике.

4.Ознакомление с худ.литературой.

1.Вне занятий.

2.Ознакомление с худ.литературой.

3.Развитие Речи.

1.Развитие Речи.

2.Физическое развитие.

3.Вне занятий.

1.Вне занятий.

2.Вне занятий.

3.Развитие Речи.

1.Вне занятий.

2.Развитие Речи.

3.Ознакомление с худ.литературой.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Музыкальное развитие.

4.Вне занятий.

5.Вне занятий.

1.Настольный театр сказки «Курочка Ряба».

2.Настольный кукольный спектакль «Веселый оркестр» (потешка)

3. Игра – инсценировка по сказке« Курочка Ряба».

4.Чтение стихов А.Барто «Игрушки»,

«Кукла», «Мишка», «Лошадка».

5.Показ кукольного театра: «Еж и грибок»

1.Рассматривание картинок «Кто живет в лесу?»

 

2.Чтение потешки «Киска».

3.Подвижная игра: «Птицы и птенчики».

4.Игра-развлечение. Театр игрушек по потешке «Бу-бу,я рогатый».

1.Настольный театр: «Мыши водят хоровод» (русская народная прибаутка).

2. Игра: «Чудесный мешочек».

3.Показ кукольного театра: «Заяц и гуси».

4.Чтение потешки «Как  у нашего кота».

1.Настольный театр конусной игрушки: «Лиса и кот».

2.Игра - инсценировка: «Колобок».

3.Инсценировка сказки «Добрая девочка».

4.Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».

1.Настольный театр  «Что ты шьешь, лисичка?».

2.Инсценировка сказки «Козлята и волк».

 

3.Игры с пальчиками «Ладушки».

1.Игра-драматизация

 « Медвежонок и козлята».

2.Подвижная игра: «Зимняя пляска».

3.Настольный кукольный спектакль «Маша обедает».

1.Инсценировка стихотворения «Бурый Миша».

2.Театр на столе: «Про маленького котенка».

3.Настольный театр «Теремок».

1.Драматизация сказки «Под грибком».

2.Игра «Собачка лает».

3.Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечный зайчик».

1.Игра-инсценировка «Колобок».

2.Настольный театр «Капризный бычок».

3.Игра «Солнечные зайчики».

4.Театр на столе: «Упрямые козлики».

5.Анализ театрально-игровой деятельности

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Игровой.

Игрушки настольного театра  сказки «Курочка Ряба».

1.Беседа.

2.Наглядный.

Музыкальные инструменты для данного спектакля.

1. .Беседа.

2.Наглядный.

Персонажи сказки «Курочка Ряба»; несколько игрушечных мышек, домиков.

1.Игрушки: Лошадка, Кукла, Мишки. Костюм Сороки, Конь (игрушка-качалка), шапочки медвежат.

1.Игрушки настольного театра.

1.Беседа.

2.Словесный.

Фланелеграф  с комплектом картинок с изображением зайца, лисы, медведя, волка; бубен.

1.Беседа.

2.Наглядный.

3.Словесный.

Мягкая игрушка «Киска».

1.Рассказ.

Маски и ободки необходимые для данной игры.

1.Рассказ.

2.наглядный.

Игрушка бибабо коза; ширма настольная.

1.Беседа.

2.Словесный.

Куклы настольного театра (кот, мыши).

1.Рассказ.

«чудесный мешочек», набор овощей (морковь, огурец, помидор, свекла, картофель); бумажные жучки, вырезанные из яркой бумаги, по количеству детей.

1.Рассказ.

2.Беседа.

Шапочки зверей.

1.Беседа по содержанию.

2.Наглядный.

Мягкая игрушечная кошка.

1.Беседа.

2. Рассказ.

Конусные игрушки настольного театра (лиса и кот).

1.Наглядный

2.Беседа по содержанию сказки

3.Два комплекта игрушек для инсценировки; 4-5 колобков; обстановка избы (печь, лавка и пр.); деревья, мешок.

1.Беседа.

2.Практический.

Костюмы и атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Рассказ.

3.Наглядный.

Детские игрушечные санки для кукол(3шт.), лошадки, персонажи кукольного театра, куколка.

1.Беседа.

2.Словесный.

Куклы настольного театра (медведь, лиса).

1.Наглядный.

2.Беседа.

3.Рассказ.

Персонажи кукольного театра (волк, коза, козлята).

1.Наглядный.

2.Рассказ.

3.Практический.

1.Беседа.

2.Наглядный.

3.Игровой.

Игрушки: медвежонок, козлята, колокольчик.

1.Игровой.

2.Словесный.

Шапочки, ободки для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Рассказ.

Куклы настольного театра.

1.Беседа.

2.Наглядный.

Настольные куклы: зайчик и мишка.

1.Рассказ.

2.Наглядный.

Куклы настольного театра.

1.Беседа.

2.Словесный.

Куклы настольного театра.

1.Беседа.

2.Наглядный.

Костюмы и атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Наглядный.

Игрушечные собаки, лягушка, головной убор (шапка или берет).

1.Беседа по содержанию.

2.Наглядный.

Зеркальце.

1.Наглядный

2.Беседа по содержанию сказки

3.Два комплекта игрушек для инсценировки; 4-5 колобков; обстановка избы (печь, лавка и пр.); деревья, мешок.

1.Беседа.

2.Словесный.

Шапочки коровы и телят.

1.Рассказ.

Маски и ободки необходимые для данной игры.

1.Рассказ.

2.Наглядный.

Куклы настольного театра.

5.Оценка результатов.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.7-8.

Н.Сорокина, Л.Миланович

«Кукольный театр для самых маленьких» стр.134.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.13-14.

Д\В №7,2002г. Стр.102-103.

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»

М.:1991г. Стр.38.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.26-27.

Д\В №7,2002г. стр.106.

Н.Г.Коновалова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

М.: 1982г. Стр.22.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.48.

Д\В №9,2002г. стр.114.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.17-18.

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»

М.:1991г. стр. 33.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.48-50.

Д\В №11, 2002г. Стр.99.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.42-43.

Д\В №11, 2002г. Стр.102.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.58-61.

Д/В №12, 2002г.

Стр.86-87.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.61-62.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»

1996г., стр.29.

 Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.33.

Д\В №1, 2003г.

Стр.106.

Д\В №1 2003г.

Стр.104.

Д\В №2, 2003г.

Стр.87.

Т.Н.Караманенко,

Ю.Г.Караманенко  «Кукольный театр – дошкольникам».

М.:1982г., стр.37.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.33-35.

Д\В №3, 2003г.

Стр.105.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.39-40.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.70-71.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.42-43.

Д\В №4, 2003г.

Стр.106.

Г.И.Винникова «Занятия с детьми  2-3 лет» стр.70.

Т.Н.Караманенко,

Ю.Г.Караманенко  «Кукольный театр – дошкольникам».

М.:1982г., стр.39.

                                                                                           

                                                                                                              Средняя группа (от 4 - 5 лет).

       Цели и задачи.

            Сроки.

Виды образовательной

     Деятельности.

   Тематика занятий.

Формы и методы, оборудование.

        Литература.

-Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки;

-Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленных взрослыми и детьми;

-Активизировать детей развивать их память и внимание, поощрять участие в этом виде деятельности;

-Учить детей соотносить названия животных и их детёнышей, использовать эти слова в речи;

-Поддерживать заинтересованное отношение к сказке, стремление участвовать в этом виде деятельности;

- Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

-Побуждать изображать животных (медведя, зайца, медвежонка), сопровождая свои действия жестами; развивать представления о нравственных качествах человека, побуждать к сочувствию и состраданию;

- Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этом виде деятельности;

-Побуждать включаться в беседы, отвечать на вопросы воспитателя;

- Развивать умение понимать содержание игры, оценивать поступки действующих лиц;

- Предлагать детям сочинять новые сказки, используя персонажей этой сказки и изменять характеры героев;

- Учить детей выполнять действия в соответствии с текстом;

- Поощрять инициативу  и активность детей  при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом;

- Проявить интерес детей к сказке, вызвать эмоциональное отношение;

- Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки;

-Закреплять умение подражать в определенном жанре на заданную тему в характере своего героя или персонажа сказки;

- Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнера, стремясь подыграть ему;

- Учить детей склеивать, лепить, расписывать, мастерить.

           СЕНТЯБРЬ.

              ОКТЯБРЬ.

             

            Ноябрь.

          Декабрь.

            Январь.

           Февраль.

              Март.

             Апрель.

             Май.

1.Утренняя гимнастика.

2.Развитие Речи.

3.Развитие Речи.

1.Вне занятий.

2.Экологическое развитие.

3.Вне занятий.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Ознакомление с худ.литературой.

1.Вне занятий.

2.Развитие Речи.

3.Социальное развитие.

4.Вне занятий.

1.Вне занятий.

2.Развитие Речи.

3.Утренняя гимнастика.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Вне занятий.

1.Вне занятий.

2.Развитие Речи.

3.Вне занятий.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Развитие Речи.

1.Развитие Речи.

2.Вне занятий.

3.Физическое развитие.

4.На занятии Аппликации.

5.Вне занятий.

1. Поход в лес (ИМИТАЦИЯ)

2.Инсценирование сказки: «Лиса и заяц».

3.Театр игрушек: «Про машину».

 1. Путешествие в сказку “Теремок”.

2.  Дидактическая игра: ”Угадай, чей голос?» (подражание голосом).

3.Инсценирование  знакомых сказок:

« Оживим наши сказки».

1.Игры с пальчиками: «Дружба».

2.Драматизация сказки: «Непослушный медвежонок».

3. ”Пляшут лапки” (русская народная прибаутка).

1.Театр на фланелеграфе «Маша и Медведь».

2.Пальчиковый театр: «Светофор».

3.Дидактическая игра: »Кто, кто в теремочке живет?»

4.Настольный театр «Снегурушка и Лиса».

1. Драматизация сказки «Три поросенка».

2.Пальчиковый театр «Перчатки».

3.Зимние забавы детей: «Игра в снежки».

1.Дидактическая игра: « Изобрази персонажа из знакомой сказки».

2.Театр на фланелеграфе: « Детки в клетке».

3.Играем в кукольный театр.

1.Драматизация сказки «Красная шапочка». (По сказке Ш.Перро).

2.Театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка».

3.Импровизация: «Порадуем своих родных».

1. Театр на фланелеграфе: «Жихарка».

2.Просмотр диафильма «Сказка о глупом мышонке».

3.Играем в кукольный театр.

1.Театр на фланелеграфе: «Лесная история».

2.Импровизация: «Как во тереме высоком».

3.Подвижная игра:

« Лиса в курятнике».

4.Изготовление игрушек для кукольного театра.

5.Анализ театрально – игровой деятельности.

1.Игровой.

Атрибуты, необходимые для конкретной обстановки (зарядка в зале).

1. Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Игрушки (лиса, заяц, петух, собака).

1.Рассказ воспитателя.

2.Наглядный.

Игрушка машинка.

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Куклы для спектакля (медведь, мышка, лягушка, заяц, лиса).

1.Беседа.

2.Словесный.

Игрушки (или картинки) кошка и котята, собака и щенята, курица с цыплятами, утка с утятами).

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

Игрушки настольного театра: заяц, лисичка, медведь.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Костюмы к сказке.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Игрушки к сказке.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Шапочки зверей, атрибуты и декорации.

 1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Словесный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Атрибуты, костюмы, необходимые для  этой игры.

 1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Наглядный.

Диафильм и диапроектор.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

Ободки для игры на каждого ребенка.

1.Беседа.

2.Наглядный.

3.Игровой.

Детали и материалы необходимые для изготовления игрушек: (маленькие картонные цилиндры, краски).

1.Оценка результатов.

Л.С.Фурмина и др. «Развлечения в детском саду», М.,1975г., стр.50.

Д\В №7, 2007г., стр.111.

Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М., 1993г., стр.51.

Д\В №9., 2002г., стр.118.

Д\В №7.,2002г., стр.115.

Русская народная сказка.

Т.Н.Караманенко,

Ю.Г.Караманенко  «Кукольный театр – дошкольникам».

М.:1982г., стр.22.

Хрестоматия для маленьких. (Сост.Л.Н.Елисеева.)

М.,1987г., стр.93.

Английская сказка, перевод С.Я.Маршака.

По англ. Нар. Песенке, обр. С.Я.Маршака.

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М., 1991г., стр.55.

Д\В №2, 1998г., стр.129.

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М., 1991г., стр.68.

Русская народная сказка.

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М., 1991г., стр.59.

Русская народная сказка.

Д\В №1., 2003г., стр.108-109.

Д\В №5, 1998г., стр.127.

Л.С.Фурмина и др. «Развлечения в детском саду». М.,1975г., стр.57.

Д\В №5, 1998г., стр.137.

                                                                                                        Старшая группа (от 5-6 лет)

   

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

   СРОКИ

              ВИДЫ

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

ФОРМЫ, МЕТОДЫ

РАБОТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

-Продолжать

развивать интерес к театрально-игровой деятельности;

-Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей;

- Закрепить умение подрожать на заданную тему в характере героя;

-Развитие у детей интереса, умение жестами и мимикой изображать тот или иной фрагмент игры;

- Развитие памяти, воображения, фантазии;

-Закрепить знание содержания сказок;  - Учить детей имитировать движения разных животных;

 -Умение детей выполнять движения согласно тексту;

-Активизировать речь детей в процессе показа сказки;

-Развитие ловкости, выносливости, быстроты, умение действовать по сигналу воспитателя;

- Умение пользоваться атрибутами театра;

-Развить и потренировать способность удерживать в памяти и воспроизводить ряд упорядоченных слов;

-Расширять

представления об окружающей действительности, предметах, декорациях;

-Продолжать учить, при инсценировках сказок, пользоваться прямой и косвенной речью, диалоговой и монологической

формой речи;

-Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, без помощи воспитателя;

-Поддерживать желание активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.

 

 Сентябрь

1.Физическое развитие.

2.Математическое

Развитие.

3.Развитие речи и  Экологическое  развитие.

4.Вне занятий.

1.Подвижная игра: «Кошка и котята».

2.Кукольный театр «Кот, петух и лиса».

3.Дидактическая игра: «отгадай, что я ем? (сладкую конфету, кислый лимон, горький перец)».

4.Разыгрывание сказки: «Еж и заяц».

1.Игровой.

2.Беседа.

3.Ободки масок  по количеству детей.

1..Беседа по содержанию сказки «Кот, петух и лиса».

2.Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Словесный.

2.Игровой.

3.Атрибуты, необходимые для конкретной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

Бондаренко Т.М.

стр.84.

Д\В №5, 1998г., стр.75.

  Октябрь

1.Развитие речи.

2.Экологическое развитие.

3. Физическое развитие.

4.Развитие речи.

1.Дидактическая игра: «Узнай сказку по предмету».

2. «Осень в гости к нам пришла».

 

3.Поход в осенний лес (имитация).

4.Инсценировка сказки: «Лиса и заяц» (на фланелеграфе)

1.Наглядный.

2.Беседа.

3.Игровой.

Предметы из разных сказок.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Практический.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1..Словесный (беседа по содержанию сказки)

2. Фланелеграф  с комплектом картинок с изображением зайца, лисы, медведя, собаки, петуха.

Алябъева Е.А.

стр.80

Д\В №8, 1991г., стр.109.

Бондаренко Т.М.

Стр.84

Д/в 1991г. №8, стр.109

 Ноябрь

1.Вне занятий.

2.В утренний период времени.

3.Вне занятий.

1.Кукольный театр: «Теремок».

2.Беседа с детьми, «Какие сказки представлены в формировании группы»

3.Драматизация сказки: «Осенние сестрички».

1.Наглядный.

2.Беседа по содержанию сказки.

3.Игрушки настольного театра «Теремок».

1.Беседа.

2.Практический.

3.Игровой.

4.Наглядный.

1.Игровой.

2.Практический.

Маски и костюмы для данной обстановки.

Алябъева Е.А.

стр.111

Д\В №10, 1998г.,стр.127.

  Декабрь

1.Физическое развитие.

2.Вне занятий.

3.Вне занятий.

1.Подвижная игра: «Лиса на охоте».

2.Драматизация сказки: «Зимовье».

3.Кукольный театр: «Сказка о снежинке».

1.Игровой.

2.Словесный.

3.Маска, Ободок для Лисы.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

4.Шапочки зверей, атрибуты и декорации.

1.Рассказ.

2.Игровой.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

Д/в 1994 №2

стр.94.

Д\В №1, 1998г., стр.118.

   Январь

1.Развитие речи.

2.На утренней зарядке.

3.Вне занятий.

1.Зимние забавы детей.

2.Игра – путешествие в зимний лес.

3.Настольный театр: «Волк и семеро козлят», (показ малышам).

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

1.Словесный.

2.Игровой.

3.Практический.

4.Шапочки, ободки, маски зверей.

1.Беседа.

3.Наглядный.

4.Игровой.

5.Игрушки настольного театра «Волк и семеро козлят».

Серия картин с изображением времён года, зимняя форма одежды

Бондаренко Т.М.

 Февраль

1.Вне занятий.

2.Вне занятий.

1.Путешествие по сказкам: «Добрые поступки героев сказок и их последствия».

2.Кукольный театр: «Трудолюбивая курочка».

1.Беседа по содержанию сказок.

 2.Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3.Наглядный.

1.Рассказ.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для конкретной обстановки.

Алябъева Е.А.

стр.85

    Март

1.Развитие речи.

2.Вне занятий.

3.Вне занятий.

1.Придумывание сказки на тему: «Приключения зайца».

2.Пантомимическая игра: «Изобрази героя».

3.Кукольный театр: «Зайкин дом».

1. Рассказ на тему сказки.

2.Беседа на тему: «Любимые сказки детей».

3.Опорные схемы для составления предложений на заданную тему.

4.Атрибуты, костюмы необходимые для проведения сказки.

1.Рассказ.

2.Наглядный.

Картинки с изображением героев сказок.

1.Игровой.

2.Беседа.

3.Практический.

Игрушки настольного театра.

Бондаренко Т.М.

стр.307

Маханёва М.Д.

стр.113

  Апрель

1.Утренняя гимнастика.

2.Экологическое развитие.

3.Вне занятий.

1.«Весёлые клоуны».

2.Игра «Расскажи без слов» (с элементами пантомимы).

3.Драматизация экологической сказки: «Облик квартиры».

1.Игровой

2.Практический

3.Маски, ободки необходимые для игры.

1.Рассказ.

2.Наглядный.

3.Практический.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Наглядный.

3.Практический.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

Алябъева Е.А.

стр.82.

Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию»

стр.131.

Д\В №4,1998г., стр.121.

    Май

1.Развитие речи.

2.Вне занятий.

3.Вне занятий.

1.Сочиняем сказку.

2.Драматизация сказки «Пых-Пых».

3.Инсценирование стиха М.Карима «Врунишки».

1.Словесный.

2.Беседа.

3.Практический.

Опорные схемы для составления предложений по сказке.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Словесный.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

Д\В №2, 1996г., стр.20.

                                                                                                Подготовительная группа (от 6-7 лет).

       Цели и задачи.

            Сроки.

Виды образовательной

        деятельности.

  Тематика занятий.

Формы и методы работы, оборудование.

       Литература.

-Расширять представления детей о различных видах кукольных театров (настольный, верховых кукол, кукол – марионеток, кукол с «живой рукой», больших напольных кукол);

-Обогащать словарный запас детей;

-Побуждать детей участвовать в кукольных спектаклях;

-Приобщать к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол;

-Закреплять правильное произношение всех звуков;

-Отрабатывать дикцию;

-Продолжать работать над интонационной выразительностью речи;

-Совершенствовать умение составлять рассказ по картине;

-Развивать творческую самостоятельность;

-Умение с помощью жестов, мимики передавать настроение персонажа;

-Развивать монологическую речь;

-Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию с помощью стихов,                

        Сентябрь.

1.Вне занятий.

2.Развитие речи.

3.Вне занятий.

4.Художественная литература.

1.Настольный театр: «Заюшкина избушка».

2.Этюд на выражение основных эмоций: «Курочка». (Потешка).

3.Театр  на фланелеграфе: «Светофор».

4.Слушание аудиокассеты сказку: «Снежная королева».

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

Д\В №8, 2002г., стр.105.

Д\В №8, 2002г., стр.106.

Т.Н.Караменко, Ю.Г.Караменко

«Кукольный театр дошкольникам» М.:-1982г., стр.22.  

Д\В №8, 2002г., стр.106.

      Октябрь.

1.Развитие речи.

2.Вне занятий.

3.На музыкальном занятии.

1.Настольный театр: »Любочка и ее помощники», (показ малышам).

2.Танцевальная импровизация с тростевыми куклами.

3.Театрализованное представление: « В стране веселых песен».

1.Беседа.

3.Наглядный.

4.Игровой.

5.Игрушки настольного театра.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановке.

1.Игровой.

2.Практический.

Маски, костюмы и атрибуты, необходимые для данного представления.

Т.Н.Караменко, Ю.Г.Караменко

«Кукольный театр дошкольникам» М.:-1982г., стр.153.  

Д\В  №8,2002г., стр.115.

Д\В №12, 1994г., стр.95.

скороговорок и чистоговорок;

-Познакомить с тростевыми куклами;

-Побуждать участвовать в танцевальных импровизациях, используя тростевых кукол;

-Закрепить знание детей об отдельных чертах характера человека и литературного персонажа;

-Закрепить знания о      

           

        Ноябрь.

1.Ознакомление с худ.литературой.

2.Развитие речи.

3.Вне занятий.

1.Разучивание скороговорок.

2.Пальчиковый театр: « Не хвастайся».

3.Драматизация по сказке: «Самый лучший пароход».

1.Беседа.

2.Игровой.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

Д\В №8, 2002г., стр.116.

Т.Н.Караменко, Ю.Г.Караменко

«Кукольный театр дошкольникам» М.:-1982г., стр.106.  

правилах манипуляции тростевыми куклами;

-Учить понимать  различные эмоции, рассказывать о них, изображать с помощью мимики и жестов;

-Умение участвовать в играх – драматизациях;

-Поддерживать желание принимать участие в праздниках и развлечениях, используя умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

         

          Декабрь.

1.Вне занятий.

2.Социальное развитие.

3.Вне занятий.

4.Ознакомление с худ.литературой.

1.Драматизация сказки: «Лиса и козел».

2.»Полезные дети тундры».

3.Пальчиковый театр : «  Дружная семейка».  

4.Разучивание скороговорок.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановке.

1.Игровой.

2.Наглядный.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Словесный.

2.Наглядный.

Атрибуты, необходимые для данной обстановке.

Хрестоматия для маленьких (сост. Л.Н.Елисеева) М.-1987г., стр.355.

Д\В №11, 1995г., стр.10.

Т.Н.Караменко, Ю.Г.Караменко

«Кукольный театр дошкольникам» М.:-1982г., стр.117.  

Д\В №9, 2002г., стр.119.

       

             Январь.

1.Развитие речи.

2.Вне занятий.

3.Физическое развитие.

1.Разучивание скороговорок.

2.Кукольный спектакль: «12 месяцев».

3.Драматизация: «В лес на прогулку».

1.Беседа.

2.Игровой.

Шапочки зверей: мышат.

1.Рассказ.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для конкретной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановке.

Д\В №12, 2002г., стр.94-95

Т.Н.Караменко, Ю.Г.Караменко

«Кукольный театр дошкольникам» М.:-1982г., стр.148.  

       

         Февраль.

1.Вне занятий.

2.Утренник, посвященный: «Дню Защитнику».

3.Развитие речи.

1.Кукольный спектакль: «Медвежонок невежа».

2.»Все мы - моряки».

3.Разыгрывание стихотворения Ю.Владимирова: «Ниночкины покупки».

(по ролям).

1.Рассказ.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для конкретной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Практический.

3.Игровой.

Атрибуты необходимые для конкретной обстановке.

Д\В №2, 2003г., стр.118-119.

Д\В №11, 1995г., стр.116.

Д\В №1, 2003г., стр.121-122.

           

            Март.

1.Утренник «8-е Марта».

2.Вне занятий.

3.Вне занятий.

1.»Ясна-красна, приди, весна».

2.Драматизация сказки: « Дружные зайчата».

3.Настольный театр: «Федорино горе».

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

3.Наглядный.

4.Игровой.

5.Игрушки настольного театра.

Д\В №12, 1995г., стр.116.

Т.Н.Караменко, Ю.Г.Караменко

«Кукольный театр дошкольникам» М.:-1982г., стр.145.  

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М., 1991г., стр.110.

           

            Апрель.

1.Развитие речи.

2.Вне занятий.

3.Вне занятий.

1.Разыгрывание потешки по ролям: «Взял Егор в углу топор».

2.Драматизация басни И.А.Крылова: «Лебедь, рак и щука».

3.Кукольный театр: «Смешные истории».

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

Театральная ширма, тростевая кукла кота, кукла с «живой рукой» - мышата.

1.Словесный.

2.Игровой.

3.Практический.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Наглядный.

4.Практический.

Игрушки настольного театра.

Д\В №3, 2003г., стр.114-115.

Л.С.Фурмина и др. «Развлечения в детском саду». М.,1975г., стр.134.

       

                Май.

1.Развитие речи.

2.В утренний период времени.

3.Вне занятий.

4.Вне занятий.

1.Разучивание скороговорки: «Ермак».

2.Подвижная игра: «Гуси – лебеди».

3.Театр на фланелеграфе: «Воробъишко» М.Горький.

4.Анализ театрально – игровой деятельности.

1.Беседа.

2.Игровой.

Атрибуты, необходимые для данной обстановки.

1.Беседа.

2.Игровой.

3.Практический.

Шапочки и ободки на каждого ребенка, шапочка волка.

1.Игровой.

2.Наглядный.

3.Беседа.

4.Практический.

Атрибуты необходимые для данной обстановки.

1.Оценка результатов.

Д\В №4, 2003г., стр.112.

Д\В №4, 2003г., стр.114.

ПРОГРАММА

«ИГРАЕМ В ТЕАТР»

По формированию театрально-игровой деятельности дошкольников.

                                   

                                                                                                                              Разработала : воспитатель

                                                                                                                              Шаброва О.А.

                                                                Пояснительная записка.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» предназначена для дошкольников и предполагает развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «ДЕТСТВО» и используется дополнительно в разных видах деятельности детей.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» позволяет сформировать у дошкольников универсальные способности до уровня соответствующего возрастным возможностям  и требованиям современного общества. Данная программа способствует развитию творческого воображения, формирует коммуникативные навыки общения, развивает речь, позволяет реализовать задачи психологической подготовки детей к обучению в школе, детском саду, в обществе.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989г. Государственным комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно - образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.

Театральная деятельность – процесс развития творческих способностей ребенка, творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается мышление, формируются высшие произвольные психические функции.

НОВИЗНА:

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

 Всестороннее развитие личности и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

 Приобщать детей к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи и обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

 Развивать  психофизические процессы (восприятия, памяти, внимания, воображения); вербальную и невербальную стороны речи; творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль);  специальные умения (актер, зритель). Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и перевоплощения образа, а также их исполнительские умения.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

 Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально – положительное отношение к сверстникам, волю и уверенность в себе.

СТРУКТУРА:

Программа состоит из пяти  разделов, соответствующего возрастным периодам дошкольного детства (от 2 до 7 лет).

В программе выделено три типа задач: обучающие, развивающие и воспитывающие.

Программа состоит из театрализованных занятий, которые включают в себя разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрации, самостоятельные импровизации, включение диалогов, инсценирование, театрализованные игры.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

Теоретические – чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ педагога способа действия.

Практические – подготовка и проведение спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок, инсценирование, разыгрывание сказок и.т.д.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Вся работа строится в определенной последовательности,  по принципу от простого к сложному и состоит из следующих этапов:

1этап: Проведение игры - инсценировки отдельных эпизодов из сказок «Теремок», «Репка» и др.; игры – драматизации по ролям; настольный театр, пальчиковый театр.

2этап: Обыгрывание несложных представлений по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

3этап: Самостоятельная деятельность  детей в организации и обыгрывании театрализованных игр, распределение ролей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ:

В процессе реализации программы дети должны:

  • уметь разыгрывать не сложные представления по знакомым сказкам;
  • развивать речь с помощью кукольного театра;
  • уметь обыгрывать знакомые сказки;
  • углубить знания о театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать знания и навыки в театрально-игровой деятельности;
  • раскрепощение детей в результате театрально-игровой деятельности;

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО КУРСУ:

Работая по данной программе, дети изучают и запоминают  много новых слов, таких, например, как «кукольная ширма», «театр», «маска»,  и др.

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРА:

Использование компьютера способствует расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достичь поставленных целей и решение задач на занятиях. При подготовке к занятиям использую следующие виды компьютерных программ: программа Power Point – позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий; программа Corel DRAW – позволяет создать яркие иллюстрации к занятиям; программа «World» помогает в проведении диагностики (в начале года и в конце года, для сравнения результатов).

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА самим воспитателем Шабровой. О. А. При составлении и написании опиралась на программу Н.Ф.Сорокиной «Театр – Творчество – Дети».

ПРОГРАММА АВТОРСКАЯ рассмотрена на педагогическом совете  и утверждена заведующей МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»» Лямбирского муниципального района РМ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРИЕМСТВЕННОСТИ:

Программа нацелена на всестороннее развитие личности в соответствии с возрастными особенностями в системе от простого к сложному. Ее содержание направлено на целостное развитие личности  ребенка дошкольного возраста и способствует успешной адаптации к условиям школы.

СТЕПЕНЬ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ:

Данная программа носит комплексный характер, так как охватывает все виды деятельности дошкольников. Такие как развитие речи, математика, социальное развитие, экологическое развитие и осуществляется как на занятиях, так и вне занятий в свободное время.

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ:

Подразумевает различные виды театрально – игровой деятельности: игры – драматизации, спектакли, настольный театр, теневой театр, «ложковой» театр, театр картинок, игры на подражание, а также упражнения для развития мелкой моторики рук.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Реализация данной программы предполагает:

  • анализ поступков действующих лиц в спектакле;
  • владение выразительной речью;
  • понимание эмоционального состояния другого человека и адекватно выражать свое;
  • сопереживание, героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
  • вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения;
  • сроить предложение;
  • передавать мимикой, жестом, движением, позой основные эмоции;
  • умение пользоваться прямой и косвенной речью;
  • умение вести диалог и. т. д.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» дает возможность детям проявить свое творчество в различных видах театральной деятельности, в целях формирования выразительности речи и социально – эмоционального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Играем в театр»

Программа приобщения воспитанников к театральной деятельности....

Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"

Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....

Конкурс. Игры, разработанные для вхождения в театрально-игровое пространство для развития речевого творчества.

Игра «Угадай-ка».Цель: речевое развитие  детей в игровой и театрализованной деятельности.В игре участвуют все дети группы. Одна группа детей показывает сказку. Другая отгадывает. В на...

Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...

Игра и его влияние на формирование элементов учебной деятельности дошкольников

Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Однако вед...

Программа "Игра в театр"

Программа "Игра в театр"...

Игра в театр как способ развития познавательной функции дошкольника

Театр – один из самый древних способов реализации творческого потенциала человека вне зависимости от его возраста. Театр интересен и взрослым, и детям. Для детей театрализованная деятельность та...