«КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»
методическая разработка по теме
Выступление на городском методическом объединении
педагогов-психологов ДОУ (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_vzaimootnosheniy_vzroslyh_i_detey_kommentariy_k_prezentacii.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий
МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»
г. Пятигорск
______________ Едеменченко ГМ.
Выступление на городском методическом объединении
педагогов-психологов ДОУ по теме:
«КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»
Из опыта работы
педагога-психолога
МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко»
г. Пятигорска
Командина
Евгения Николаевича
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми, методы их диагностики и пути коррекции, используемые мною в своей практической деятельности.
Рассмотрим нарушения взаимоотношений у всех участников образовательно-воспитательного процесса:
- Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-родитель»:
причины, диагностика и коррекция.
Практика работы показывает, что усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Задача педагога – помочь родителям в воспитании детей.
Успешность работы педагога с родителями, безусловно, в большой степени зависит от умения педагога общаться.
При этом ведущая роль в общении педагога с родителями принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Всем знакома ситуация - когда педагог пытается давать рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь.
Задача, которая стоит передо мной, как перед психологом – обучить педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков в конкретных ситуациях.
В связи с этим одной из эффективных форм обучения, на мой взгляд, может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями.
Ежегодно мною проводятся различные тренинги с педагогическим коллективом детского сада:
- Тренинг общения.
- Тренинг личностного роста.
- Тренинги решения конфликтных ситуаций.
- Социально-психологические тренинги.
Все эти тренинги помогают научить педагогов эффективному поведению в различных ситуациях общения, развитию у них коммуникативных навыков.
Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами во взаимоотношениях с родителями.
И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:
- незнание техник общения;
- жесткие ожидания по отношению к родителям;
- оценивание родителей;
- директивная позиция по отношению к родителям;
- использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
- агрессия, напористость;
- равнодушие, унылость.
Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:
- снятие барьеров в общении;
- управление собственным поведением;
- выработка адекватной самооценки;
- выработка навыков саморегуляции.
Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:
- повышение авторитета семьи;
- восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
- учет интересов и запросов родителей;
- единство в подходах к работе с семьями воспитанников, педагогов, администрации, психолога;
- использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;
- создание в дошкольном образовательном учреждении обстановки взаимного доверия.
- Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»:
причины, диагностика и коррекция.
Одной из основных причин неблагополучия ребенка во взаимоотношениях с педагогом является неверное отношение к нему самого педагога. Неадекватное отношение педагога к ребенку возникает как следствие непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребенка.
Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают педагоги. Также они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие методы воспитания и дисциплины.
На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к различным личностям.
Главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. В нашем детском саду каждый педагог создает все условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка на основе индивидуального подхода.
Моя задача – помочь педагогам наладить взаимоотношения с детьми, т.е. выработать у педагогов личностно-ориентированную модель общения с детьми, сформировать у них эмоциональную устойчивость.
В своей работе я применяю разнообразные формы работы с педагогами по коррекции взаимоотношений с детьми:
- семинар;
- тренинг;
- «круглый стол»;
- лекция;
- индивидуальные и групповые консультации;
- дискуссия;
- деловые игры;
- наглядная агитация;
- памятки;
- подбор и распространение психолого-педагогической литературы.
Кроме этого, важной частью комплексной работы по перестройке взаимоотношений педагогов и детей являются тренинговые занятия, проводимые мною с педагогами. Тренинговые занятия с педагогами детского сада позволяют на основе конкретных знаний, умений и навыков педагогов выстроить работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов воспитателей, актуализировать изменения их педагогической позиции.
Использование семинаров и тренингов помогает мне расширить знания педагогов о личностных особенностях дошкольников, определить направления эффективного взаимодействия в системе «взрослый – ребенок».
Я считаю, что изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы, взрослые, сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.
- Нарушения взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок»:
причины, диагностика и коррекция.
Истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям.
Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:
- Особо яркая эмоциональная насыщенность.
- Нестандартность детских высказываний.
- Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важно сказать, чем выслушать).
- Общение со сверстником гораздо богаче по назначению и функциям.
Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками чаще всего возникают по следующим причинам:
- Актуальное неблагополучие в развитии ребенка.
- Агрессивные дети, плохо контролирующие свое поведение.
- Ранний этап формирования характера и, в частности, его акцентуаций.
- Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.
- Ребенок не хочет общаться, т.к. при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой.
- Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (застенчивость, низкая самооценка, неуверенность).
- Преобладание у ребенка эгоистических мотивов в поведении.
Одним из направлений деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
- Привитие базовых социальных навыков.
- Научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения.
- Обучать детей приемам саморегуляции, умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей, а также обучать детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
Для развития всех этих навыков я провожу коррекционную работу с детьми с использованием различным форм и методов:
Все эти методики обладают следующими особенностями:
- Они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки.
- Они представляют информацию не вообще о человеке, а преимущественно о тех или иных его особенностях.
- Информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми.
- Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства прогноза его эффективности, а также прогноза развития общения, эффективности той или иной деятельности индивида.
Анализ результатов диагностики позволяет мне сформировать группы детей для дальнейшей коррекционной работы.
Диагностика в дошкольном учреждении не является для меня самоцелью. Она помогает мне в разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления.
Коррекционная работа с детьми в нашем саду ведется по согласованию с родителями ребенка в форме индивидуальных и групповых занятий.
С детьми коррекционных групп в течение всего учебного года я провожу коррекционные занятия по снижению уровня нарушений эмоционально-волевых и личностных расстройств. С целью выявления эффективности проводимой мною психокоррекционной работы в конце каждого учебного года я провожу контрольную диагностику, анализ результатов которой показывает значительное снижение уровня эмоционально-волевых и личностных расстройств:
Я считаю, что формирование эмоциональной отзывчивости можно проводить не только на коррекционных занятиях, но и в процессе режимных моментов, в свободной деятельности детей, во время физкультурных и музыкальных занятий, общих досугов. Проводимые мною подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия, направлены на формирование положительной самооценки и благоприятного психологического климата в группе, умений распознавать собственное эмоциональное состояние и настроение сверстника, видеть в нем причину собственного и чужого поведения, овладение навыками произвольной регуляции поведения и становление внутренней позиции личности.
При проведении занятий я ориентируюсь на приоритет игровой формы, так как именно игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.
При проведении психокоррекционной развивающей работы я руководствуюсь следующими программами:
Всю коррекционную работу с детьми я разделяю на несколько этапов:
I-й этап – формирование социальной активности и внимания к сверстнику.
Задачами данного этапа являются:
- осознание границы между собой и внешним миром;
- ощущение своей значимости для других;
- формирование общей позиции ребенка и сверстника по отношению к внешнему миру;
- обеспечение интереса и эмоциональной направленности на партнера.
На этом этапе я провожу с детьми игры, направленные на достижение общего эмоционального состояния, созвучности переживаний каждого члена группы, т.е. на появление эмоциональной синтонии.
II-й этап – осознание себя как субъекта взаимодействия.
Задачами этапа являются:
- формирование способности к целеполаганию;
- становление образов «Я-реального» и «Я-потенциального» («Каким я могу быть?»);
- осознание своих переживаний и отношения к сверстнику;
- сравнение и идентификация себя со сверстником.
Очень полезным на этом этапе является проведение сюжетно-ролевых игр с целью сплочения детей, проявления симпатии, заботы, умения замечать эмоциональное состояние других людей.
В этот период я стараюсь создать условия для переноса сформированных на занятии умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.
III-й этап – осознание себя как объекта взаимоотношений.
Задачи этапа:
- формирование опыта сопереживания и сочувствия;
- формирование предвосхищения поведения и эмоционального состояния партнера;
- усвоение простейших социальных мотивов поведения (в виде стремления сделать что-то полезное для других);
- становление внутренней позиции личности.
На этом этапе работы в основе формирования взрослого самосознания лежит «внутренняя позиция личности». Она формируется только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми.
Таким образом, благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:
- эмоциональный комфорт для каждого ребенка;
- сформированность положительных взаимоотношений между детьми;
- организация совместной деятельности;
- уважение права ребенка на развитие индивидуальности;
- дифференцированный поход в процессе воспитания у детей гуманных чувств.
- Нарушения взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»:
причины, диагностика и коррекция.
Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.
Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.
Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей:
1. «Семья-санаторий»
2. «Семья-крепость»
3. «Семья-третий лишний»
Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».
Ж. Брук выделил основные группы «трудных» родителей:
- Родители, которые хотят, чтобы их ребенок стал тем же, чем и они.
- Родители, которые категорически против того, чтобы их ребенок занимался тем же, чем и они.
- Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался только тем, чем захочет.
- Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался тем, что они сами не смогли сделать.
- Родители, которые хотят (не хотят), чтобы их ребенок делал то-то и то-то.
Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.
Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.
Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:
- воспитание не соответствует полу ребенка;
- нежеланная беременность;
- несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
- жестокое обращение;
- агрессивность в семейных отношениях;
- конфликтные отношения в семье;
- сибс-конфликты;
- развод;
- психологическая несовместимость с ребенком;
- воспитательная неуверенность;
- эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей;
Одно из направлений психологической помощи – консультативная работа. Моя задача как психолога в этом направлении – выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям.
Практика показывает, что семейное консультирование является эффективным способом коррекции индивидуальных проблем членов семьи, но существуют и обратные влияния – коррекция психологических проблем семьи возможна и через индивидуально-психологическую коррекцию того члена семьи, который готов к подобной работе. Например, коррекция психологических проблем родителя, обращающегося к психологу по поводу страхов своего ребенка, может позволить скорректировать страхи последнего, а также вообще улучшить психологическую атмосферу в этой семье.
Работу с родителями по коррекции взаимоотношений с детьми я разделяю на несколько этапов:
- Подготовительный этап.
- Коррекционный этап.
- Заключительный этап.
Основной задачей на подготовительном этапе является: изучение семьи, изучение родительских установок на воспитание и обучение, влияние разных членов семьи на развитие ребенка, характер детско-родительских отношений.
Эффективным способом изучения семьи является психодиагностика.
Сегодня можно найти множество психодиагностических методик, позволяющих наиболее полно изучить семейные взаимоотношения:
На коррекционном этапе с целью активного привлечения родителей к совместной работе детского сада и семьи, а также с целью активизации психолого-педагогических знаний родителей и выработке у них психологической компетенции по вопросам воспитания ребенка в семье я использую различные формы работы с родителями:
- Родительский клуб;
- Семинары-тренинги;
- Вытупления на родительских собраниях;
- Групповая и индивидуальная консультация.
- Наглядная агитация.
В нашем саду в течение всего учебного года в детском саду работает психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Материалы работы клуба и обобщение опыта работы с родителями были представлены на Втором Всероссийском открытом конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции, проводимом Федеральным Институтом Развития Образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы были одобрены экспертной комиссией конкурса. Авторская программа работы психологического клуба для родителей «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!» заняла I-е место в номинации «Дошкольные образовательные учреждения».
Проводимый мною тренинг с родителями «Моя Галактика», показал, что данный тренинг может служить и диагностическим методом взаимоотношений в семье.
Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними, а также повышению педагогической культуры родителей. Занятия с родителями в зависимости от темы, рассматриваемой на заседании, проводятся в групповых помещениях дошкольного учреждения, в музыкальном зале, экологическом центре, кабинете обучения грамоте и ИЗО-студии детского сада.
На занятиях, кроме таких традиционных средств, как методические пособия, литература, наглядные пособия, раздаточный материал и др., я активно использую и современные информационно-коммуникационные средства: компьютер, мультимедийная аппаратура, а также и технические средства обучения: видеомагнитофон и видеоплеер, музыкальный центр, видеопроектор.
С целью изучения мотивации родителей в плане к сотрудничеству с дошкольным учреждением я провожу анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста,
Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству с ДОУ представлены ниже:
Мониторинг развития уровня родительской мотивации
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
высокий уровень | 13% | 20% | 32% |
средний уровень | 41% | 37% | 42% |
низкий уровень | 46% | 43% | 27% |
В каждой возрастной группе детского сада мною оформлены папки-передвижки «Советы психолога», материалы которой пополняются в течение всего учебного года по мере необходимости, а также запроса родителей о информации на определенные темы.
Также я активно использую такую форму работы с родителями, как online-консультации в сети Интернет.
На первом психологическом сайте города Пятигорска www.Psy.5igorsk.ru в разделе «Выбираем психолога» есть «Моя страница», где родители имеют возможность получить заочные консультации или записаться на прием.
Также мои статьи, консультации для родителей, конспекты занятий и другие материалы размещены на сайтах «Завуч-инфо», «Первое сентября».
Бывают случаи, когда необходима психологическая помощь конкретному члену семьи или помощь в разрешении психологических проблем в диаде семьи:
- Мать-ребенок.
- Отец-ребенок.
- Мать-отец.
- Ребенок-ребенок.
- Ребенок-родственники.
- Родители-родственники.
В этом случае я использую хорошо известные в семейной психотерапии методы:
Хотелось бы немного подробнее остановиться на методе «символдрама».
Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт или психолог при этом выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.
Применительно к работе с детьми символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.
После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную тему – стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту или психологу. Психотерапевт или психолог как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.
Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы.
По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого обсуждается эмоциональное состояние, эмоциональные переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа.
Важное место в работе по методу «символдрамы» занимает рисование пациентом пережитого им образа. Затем на следующем сеансе происходит обсуждение рисунка, анализ рисунка. Интерпретация основных признаков рисунка проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов.
Эффективность метода
«Символдрама» имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии:
- символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и взрослых, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества;
- символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разброса собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов;
- символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией;
- символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей
В результате проводимой мною психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.
И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.
Ребенок робок, зажат, неуверен в себе.
Дети из семей с дисгармоничными типами воспитания
Дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой.
Гиперопека
Гипоопека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб "Взрослые и дети" их взаимоотношения
Родительское собрание в форме обсуждения-игры. Интересная форма преподнесения матермала, тест, народная мудрость....
БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ И СЫНОВЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Данный материал представляет собой статью. В настоящее время существует огромное количество неполных семей. С такими семьями должна проводиться особая работа. Но, к сожалению, нет программ, напра...
Взаимоотношение взрослого с дошкольником в настоящее время (из опыта работы)
В настоящее время с кризисом в обществе наблюдается и кризис общения в семьях. Это связано с обострением негативных явлений внутри семьи: упадок эмоциональных настроений, обострение негативных взаимоо...
Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....
«Дружеские взаимоотношения взрослых и детей» Консультация для родителей
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна о...
«Экология взаимоотношений взрослых и детей»
Данная методика будет работать лучше, если ее поддержать все участники воспитательного процесса: и педагоги и родители. Для внедрения новых принципов общения в образовательном учреждении хорошо органи...
Консультация «Проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей»
Подрастая, дети сталкиваются с новыми для себя ситуациями и обстоятельствами, в которых просто не знают как себя вести. Причины такого поведения различны и индивидуальны: неуверенность в собственных с...