«КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»
методическая разработка по теме

 

Выступление на городском методическом объединении

педагогов-психологов ДОУ  (из опыта работы) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорск

______________ Едеменченко ГМ.

Выступление на городском методическом объединении

педагогов-психологов ДОУ по теме:

«КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»

Из опыта работы

педагога-психолога

 МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

 Командина

Евгения Николаевича

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми, методы их диагностики и пути коррекции, используемые мною в своей практической деятельности.

Рассмотрим нарушения взаимоотношений у всех участников образовательно-воспитательного процесса:

  1. Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-родитель»:

причины, диагностика и коррекция.

Практика работы показывает, что усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей  развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Задача педагога – помочь родителям в воспитании детей.

Успешность работы педагога с родителями, безусловно, в большой степени зависит от умения педагога общаться.

При этом ведущая роль в общении педагога с родителями принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Всем знакома ситуация - когда педагог пытается давать рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь.

Задача, которая стоит передо мной, как перед психологом – обучить педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков в конкретных ситуациях.

В связи с этим одной из эффективных форм обучения, на мой взгляд, может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями.

Ежегодно мною проводятся различные тренинги с педагогическим коллективом детского сада:

  1. Тренинг общения.
  2. Тренинг личностного роста.
  3. Тренинги решения конфликтных ситуаций.
  4. Социально-психологические тренинги.

Все эти тренинги помогают научить педагогов эффективному поведению в различных ситуациях общения, развитию у них коммуникативных навыков.

Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами во взаимоотношениях с родителями.

И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

  1. незнание техник общения;
  2. жесткие ожидания по отношению к родителям;
  3. оценивание родителей;
  4. директивная позиция по отношению к родителям;
  5. использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
  6. агрессия, напористость;
  7. равнодушие, унылость.

Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:

  1. снятие барьеров в общении;
  2. управление собственным поведением;
  3. выработка адекватной самооценки;
  4. выработка навыков саморегуляции.

Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:

  1. повышение авторитета семьи;
  2. восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
  3. учет интересов и запросов родителей;
  4. единство в подходах к работе с семьями воспитанников, педагогов, администрации, психолога;
  5. использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;
  6. создание в дошкольном образовательном учреждении обстановки взаимного доверия.

  1. Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Одной из основных причин неблагополучия ребенка во взаимоотношениях с педагогом является неверное отношение к нему самого педагога. Неадекватное отношение педагога к ребенку возникает как следствие непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребенка.

Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают педагоги. Также они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие методы воспитания и дисциплины.

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к различным личностям.

Главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. В нашем детском саду  каждый педагог создает все условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка на основе индивидуального подхода.

Моя задача – помочь педагогам наладить взаимоотношения с детьми, т.е.  выработать у педагогов личностно-ориентированную модель общения с детьми, сформировать у них эмоциональную устойчивость.

В своей работе я применяю разнообразные формы работы с педагогами по коррекции взаимоотношений с детьми:

  1. семинар;
  2. тренинг;
  3. «круглый стол»;
  4. лекция;
  5. индивидуальные и групповые консультации;
  6. дискуссия;
  7. деловые игры;
  8. наглядная агитация;
  9. памятки;
  10. подбор и распространение психолого-педагогической литературы.

Кроме этого, важной  частью комплексной работы по перестройке взаимоотношений педагогов и детей являются тренинговые занятия, проводимые мною с педагогами. Тренинговые занятия с педагогами детского сада позволяют на основе конкретных знаний, умений и навыков педагогов выстроить работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов воспитателей, актуализировать изменения их педагогической позиции.

Использование  семинаров и тренингов помогает мне расширить знания педагогов о личностных особенностях дошкольников, определить направления эффективного взаимодействия в системе «взрослый – ребенок».

Я считаю, что изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы, взрослые, сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

  1. Нарушения взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям.

Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:

  1. Особо яркая эмоциональная насыщенность.
  2. Нестандартность детских высказываний.
  3. Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важно сказать, чем выслушать).
  4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению и функциям.

Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками чаще всего возникают по следующим причинам:

  1. Актуальное неблагополучие в развитии ребенка.

        

        

  1. Агрессивные дети, плохо контролирующие свое поведение.
  2. Ранний этап формирования характера и, в частности, его акцентуаций.
  3. Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.
  4. Ребенок не хочет общаться, т.к. при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой.
  5. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (застенчивость, низкая самооценка, неуверенность).
  6. Преобладание у ребенка эгоистических мотивов в поведении.

Одним из направлений деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

  1. Привитие базовых социальных навыков.
  2. Научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения.
  3. Обучать детей приемам саморегуляции, умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей, а также обучать детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Для развития всех этих навыков я провожу коррекционную работу с детьми с использованием различным форм и методов:

Все эти методики обладают следующими особенностями:

  1. Они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки.
  2. Они представляют информацию не вообще о человеке, а преимущественно о тех или иных его особенностях.
  3. Информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми.
  4. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства прогноза его эффективности, а также прогноза развития общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Анализ результатов диагностики позволяет  мне сформировать  группы детей для дальнейшей коррекционной работы.

Диагностика в дошкольном учреждении не является для меня самоцелью. Она помогает мне в  разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления.

Коррекционная работа с детьми в нашем саду ведется по согласованию с родителями ребенка в форме индивидуальных и групповых занятий.

С детьми коррекционных групп в течение всего учебного года я провожу коррекционные занятия по снижению уровня нарушений эмоционально-волевых и личностных расстройств. С целью выявления эффективности проводимой мною психокоррекционной работы в конце каждого учебного года я провожу контрольную диагностику, анализ результатов которой показывает значительное снижение уровня эмоционально-волевых и личностных расстройств:

Я считаю, что формирование эмоциональной отзывчивости можно проводить не только на коррекционных занятиях, но и в процессе режимных моментов, в свободной деятельности детей, во время физкультурных и музыкальных занятий, общих досугов. Проводимые мною подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия, направлены на формирование положительной самооценки и благоприятного психологического климата в группе, умений распознавать собственное эмоциональное состояние и настроение сверстника, видеть в нем причину собственного и чужого поведения, овладение навыками произвольной регуляции поведения и становление внутренней позиции личности.

При проведении занятий я ориентируюсь на  приоритет игровой формы, так как именно игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.

При проведении психокоррекционной развивающей работы я руководствуюсь следующими программами:

Всю коррекционную работу с детьми я разделяю на несколько этапов:

I-й этап – формирование социальной активности и внимания к сверстнику. 

Задачами данного этапа являются:

  1. осознание границы между собой и внешним миром;
  2. ощущение своей значимости для других;
  3. формирование общей позиции ребенка и сверстника по отношению к внешнему миру;
  4. обеспечение интереса и эмоциональной направленности на партнера.

На этом этапе я провожу с детьми  игры, направленные на достижение общего эмоционального состояния, созвучности переживаний каждого члена группы, т.е. на появление эмоциональной синтонии.

II-й этап – осознание себя как субъекта взаимодействия.

Задачами этапа являются:

  1. формирование способности к целеполаганию;
  2. становление образов «Я-реального» и «Я-потенциального» («Каким я могу быть?»);
  3. осознание своих переживаний и отношения к сверстнику;
  4. сравнение и идентификация себя со сверстником.

Очень полезным на этом этапе является проведение сюжетно-ролевых игр с целью сплочения детей, проявления симпатии, заботы, умения замечать эмоциональное состояние других людей.

В этот период я стараюсь создать условия для переноса сформированных на занятии умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

III-й этап – осознание себя как объекта взаимоотношений.

Задачи этапа:

  1. формирование опыта сопереживания и сочувствия;
  2. формирование предвосхищения поведения и эмоционального состояния партнера;
  3. усвоение простейших социальных мотивов поведения (в виде стремления сделать что-то полезное для других);
  4. становление внутренней позиции личности.

На этом этапе работы в основе формирования взрослого самосознания лежит «внутренняя позиция личности». Она формируется только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми.

Таким   образом, благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:

  1. эмоциональный комфорт для каждого ребенка;
  2. сформированность положительных взаимоотношений между детьми;
  3. организация совместной деятельности;
  4. уважение права ребенка на развитие индивидуальности;
  5. дифференцированный поход в процессе воспитания у детей гуманных чувств.

  1. Нарушения взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.

Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.

        Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей:

1. «Семья-санаторий»

2. «Семья-крепость»

3. «Семья-третий лишний»

        Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».

        Ж. Брук выделил основные группы «трудных» родителей:

  1. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок стал тем же, чем и они.
  2. Родители, которые категорически против того, чтобы их ребенок занимался тем же, чем и они.
  3. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался только тем, чем захочет.
  4. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался тем, что они сами не смогли сделать.
  5. Родители, которые хотят (не хотят), чтобы их ребенок делал то-то и то-то.

Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.

Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.

Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:

  1. воспитание не соответствует полу ребенка;
  2. нежеланная беременность;
  3. несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  4. жестокое обращение;
  5. агрессивность в семейных отношениях;
  6. конфликтные отношения в семье;
  7. сибс-конфликты;
  8. развод;
  9. психологическая несовместимость с ребенком;
  10. воспитательная неуверенность;
  11. эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей;

Одно из направлений психологической помощи – консультативная работа. Моя задача как психолога в этом направлении – выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям.

        Практика показывает, что семейное консультирование является эффективным способом коррекции индивидуальных проблем членов семьи, но существуют и обратные влияния – коррекция психологических проблем семьи возможна и через индивидуально-психологическую коррекцию того члена семьи, который готов  к подобной работе. Например, коррекция психологических проблем родителя, обращающегося к психологу по поводу страхов своего ребенка, может позволить скорректировать страхи последнего, а также вообще улучшить психологическую атмосферу в этой семье.

Работу с родителями по коррекции взаимоотношений с детьми я разделяю на несколько этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Коррекционный этап.
  3. Заключительный этап.

Основной задачей  на подготовительном этапе является: изучение семьи, изучение родительских установок на воспитание и обучение, влияние разных членов семьи на развитие ребенка, характер детско-родительских отношений.

Эффективным способом изучения семьи является психодиагностика.

Сегодня можно найти множество психодиагностических методик, позволяющих наиболее полно изучить семейные взаимоотношения:

На коррекционном этапе с целью активного привлечения родителей к совместной работе детского сада и семьи, а также с целью активизации психолого-педагогических знаний родителей и выработке у них психологической компетенции по вопросам воспитания ребенка в семье я использую различные формы работы с родителями:

  1. Родительский клуб;
  2. Семинары-тренинги;
  3. Вытупления на родительских собраниях;
  4. Групповая и индивидуальная консультация.
  5. Наглядная агитация.

В нашем саду  в течение всего учебного года в детском саду работает психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Материалы работы клуба и обобщение опыта работы с родителями были представлены на Втором Всероссийском открытом конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции, проводимом Федеральным Институтом Развития Образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы были одобрены экспертной комиссией конкурса. Авторская программа работы психологического клуба для родителей «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!» заняла I-е место в номинации «Дошкольные образовательные учреждения».

Проводимый мною тренинг с родителями «Моя Галактика», показал, что данный тренинг может служить и диагностическим методом взаимоотношений в семье.

Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними, а также повышению педагогической культуры родителей. Занятия с родителями в зависимости от темы, рассматриваемой на заседании, проводятся в групповых помещениях дошкольного учреждения, в музыкальном зале, экологическом центре, кабинете обучения грамоте и ИЗО-студии детского сада.

На занятиях, кроме таких традиционных средств, как методические пособия, литература, наглядные пособия, раздаточный материал и др., я активно использую и современные информационно-коммуникационные средства: компьютер, мультимедийная аппаратура, а также и технические средства обучения: видеомагнитофон и видеоплеер, музыкальный центр, видеопроектор.

С целью изучения мотивации родителей в плане к сотрудничеству с дошкольным учреждением я провожу анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста,

Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству с ДОУ представлены  ниже:

Мониторинг развития уровня родительской мотивации

2008-2009

2009-2010

2010-2011

высокий уровень

13%

20%

32%

средний уровень

41%

37%

42%

низкий уровень

46%

43%

27%

В каждой возрастной группе детского сада мною оформлены папки-передвижки «Советы психолога», материалы которой пополняются в течение всего учебного года по мере необходимости, а также запроса родителей о информации на определенные темы.

Также  я активно использую такую форму работы с родителями, как online-консультации в сети Интернет.

На первом психологическом сайте города Пятигорска www.Psy.5igorsk.ru в разделе «Выбираем психолога» есть «Моя страница», где родители имеют возможность получить заочные консультации или записаться на прием.

Также мои статьи, консультации для родителей, конспекты занятий и другие материалы размещены на сайтах «Завуч-инфо», «Первое сентября».

Бывают случаи, когда необходима психологическая помощь конкретному члену семьи или помощь в разрешении психологических проблем  в диаде семьи:

  1. Мать-ребенок.
  2. Отец-ребенок.
  3. Мать-отец.
  4. Ребенок-ребенок.
  5. Ребенок-родственники.
  6. Родители-родственники.

В этом случае я использую хорошо известные в семейной психотерапии методы:

Хотелось бы немного подробнее остановиться на методе «символдрама».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт или психолог при этом выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Применительно к работе с детьми символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.

После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную тему – стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту или психологу. Психотерапевт или психолог  как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы.

По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого обсуждается эмоциональное состояние, эмоциональные переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа.

Важное место в работе по методу «символдрамы» занимает рисование пациентом пережитого им образа. Затем на следующем сеансе происходит обсуждение рисунка, анализ рисунка. Интерпретация основных признаков рисунка проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов.

Эффективность метода

        «Символдрама» имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии:

  1. символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и взрослых, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества;
  2. символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разброса собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов;
  3. символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией;
  4. символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей

В результате проводимой мною психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.

И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Ребенок  робок, зажат, неуверен в себе.

Дети из семей с дисгармоничными типами воспитания

Дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой.

Гиперопека

Гипоопека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб "Взрослые и дети" их взаимоотношения

Родительское собрание в форме обсуждения-игры. Интересная форма преподнесения матермала, тест, народная мудрость....

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ И СЫНОВЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Данный материал представляет собой статью. В настоящее время существует огромное количество неполных семей. С такими семьями должна проводиться особая работа. Но, к сожалению, нет программ, напра...

Взаимоотношение взрослого с дошкольником в настоящее время (из опыта работы)

В настоящее время с кризисом в обществе наблюдается и кризис общения в семьях. Это связано с обострением негативных явлений внутри семьи: упадок эмоциональных настроений, обострение негативных взаимоо...

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

«Дружеские взаимоотношения взрослых и детей» Консультация для родителей

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна о...

«Экология взаимоотношений взрослых и детей»

Данная методика будет работать лучше, если ее поддержать все участники воспитательного процесса: и педагоги и родители. Для внедрения новых принципов общения в образовательном учреждении хорошо органи...

Консультация «Проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей»

Подрастая, дети сталкиваются с новыми для себя ситуациями и обстоятельствами, в которых просто не знают как себя вести. Причины такого поведения различны и индивидуальны: неуверенность в собственных с...