«Экология взаимоотношений взрослых и детей»
статья (старшая группа)

Галкина Елена Михайловна

Данная методика будет работать лучше, если ее поддержать все участники воспитательного процесса: и педагоги и родители. Для внедрения новых принципов общения в образовательном учреждении хорошо организовать курсы и проработать все необходимые приемы на тренингах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_vzaimootnosheniy_vzroslyh_i_detey.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Экология взаимоотношений взрослых и детей»

Детство – важнейший период человеческой жизни, (..).

И от того, как прошло детство, кто вел

 ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира

– от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский.

Современный мир стремится меняется, а вместе с ним меняются и дети. Сегодняшнее поколение – поколение цифровых технологий: эрудированное, любознательное, развитое не по годам, однако общение детей с самого рождения с различными электронными гаджетами накладывает отпечаток на их психику. Появляются серьезные проблемы со здоровьем, часто встречаются ЗПР, СДВГ, речевые нарушения и т.д.

        Ценностные ориентиры современного мира часто оказывают разрушительное влияние на семью: появились социально-скрытые неблагополучные семьи, где «все хорошо» только внешне. Из-за растущей материальной и социальной неудовлетворенности взрослых возникло понятие «социально скрытые сироты», когда родители у детей есть, но они находятся на заработках в другом городе.

        На детей также отрицательно влияет неблагоприятный эмоциональный климат в семье, неумение родителей решать конфликтные ситуации. Современные педагоги все чаще говорят о кризисе традиционного детства, при котором взрослые не в состоянии выполнить одну из главных своих миссий – передать детям опыт прошлых поколений. Более того, родители и педагоги стали стремительно терять свой авторитет и средства воздействия на детей.

Взять, к примеру, рядовое занятие в детском саду – сделать все запланированное удается не всегда. Один ребенок «встал не с той ноги», другой – медлительный, третий – гиперактивный и т.д. Вот тут-то  равновесие педагога теряется, срабатывают автоматические реакции: раздражение, нетерпение, тон повышается, вылетают слова критики в адрес «неугодных», вряд ли такое занятие5 станет плодотворным. А что унесет с занятия каждый ребенок, какой социальный опыт получит?!

        В сложившейся ситуации общение с детьми требует новых знаний с детьми требует новых знаний и умений. Специалистам пришлось думать, искать, как подобрать ключики к маленьким непоседам, как повернуть их бьющую ключом энергию в нужное русло и как получать результат и радость от общения с детьми?

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности и сохранения здоровья. По аналогии с пищей исследователи делают вывод, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а последствии и его судьбу.

Несколько лет назад мне пришлось заниматься на психологических родительских курсах, где изучалась новая система воспитания, нацеленная на гармонизацию отношений в семье. Программа курсов оказалась очень интересной и полезной. Основывалась она на книге известного психолога Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», где шаг за шагом автор знакомит, как строить благоприятные отношения с ребенком. Ее книги – готовые учебники для любящих родителей и педагогов. Некоторые рекомендации я попробовала использовать на своих занятиях, ведь детский сад является вторым домом ребенка, а значит, как и семья, педагоги тоже должны выстраивать доброжелательные отношения со своими воспитанниками.

Я взяла четыре основных правила, которые, на мой взгляд, можно и нужно применять в работе с дошколятами.

Правило 1. Для активизации детей во время организованных моментов.

(когда они убирают игрушки, переодеваются или переходят к другому виду деятельности).

Детей нужно организовать во времени. Начать счет, например, до десяти, объявить соревнование «Кто первый?» или подбодрить: «А вот Юра первым услышал мою просьбу и выполнил ее».

Правило 2. Когда вопрос касается послушания и дисциплины.

Психологи предлагают: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Для этого нужно придумать фрагменты занятий, которые будут создавать зону радости и проводить их регулярно, чтобы дети ждали их и знали, что эти моменты наступят обязательно, если они не сделают чего-то очень плохого. У меня на этот случай сформирована подборка увлекательных музыкальных игр.

Правило 3. О чувствах взрослых. Как с ними быть?

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные  переживания, сообщите ему об этом. Но так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем и о его поведении. Например: «Мне трудно говорить, когда шум но»; «Меня огорчает, когда дети небрежно выполняют задание».

Заметьте, эти предложения содержат личные местоимения я, мне, меня. Психологи эти высказывания называют Я – сообщениями, которые позволяют выразить негативные чувства в необидной для ребенка форме. Если мы говорим: «Почему ты шумишь?» или «Ну что ты не стараешься?», он чувствует выпад, обвинение и критику, на которые обязательно ответит обидой, защитой, дерзостью.

Правило 4. Когда дети делают ошибки  в учебе.

Давайте вспомним, как мы реагируем на то, что дети ошибаются в процессе обучения? С психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку, который учится что-либо делать сам, нелепы. Как же научить, если не указывать на ошибки? Указывать на них нужно, но с особенной осторожностью. Не стоит замечать каждую ошибку, а замечание всегда надо делать на фоне общего одобрения: «Саша, ты хорошо знаешь слова песни, вот и пой громче, чтобы все услышали»; «Посмотрите, ребята, как легко танцует Марина». Неправильные варианты: «Саша ну почему так тихо поешь?!» «Ребята, зачем вы так топаете?!»

Ребенку важно не только освоить умение и натренировать способность учиться, ему важны и эмоциональный след от образовательной ситуации и след от отношений со взрослым.

Применять правила получалось не сразу. Пришлось трудиться, ломать свои привычки, стирать автоматические реакции.

Эти правила я старалась применять не только в работе с детьми, но и в общении с коллегами и близкими. Как результат, реже стали возникать конфликтные ситуации, а если они и случались, то благополучно разрешались.

Приятно было наблюдать за детьми – они действительно реагировали, исправлялись, подтягивались, старались. Нервозность и раздражение отступили, на занятиях воцарилась благоприятная атмосфера, а главная награда – это счастливые улыбки ребят и наше общее желание общаться вновь и вновь.

Данная методика будет работать лучше, если ее поддержать все участники воспитательного процесса: и педагоги и родители. Для внедрения новых принципов общения в образовательном учреждении хорошо организовать курсы и проработать все необходимые приемы на тренингах. Тогда, осознав всю ответственность за качество детства наших детей, педагоги и родители смогут иначе общаться с ними: начнут понимать и принимать, научатся слышать, быть с ними вместе, мудро разрешать тупиковые ситуации. А дети обретут бережную заботу и разумную любовь взрослых.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как? М., Владимир, 2010.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдают детям. Киев, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб "Взрослые и дети" их взаимоотношения

Родительское собрание в форме обсуждения-игры. Интересная форма преподнесения матермала, тест, народная мудрость....

«КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»

Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ  (из опыта работы)...

Взаимоотношение взрослого с дошкольником в настоящее время (из опыта работы)

В настоящее время с кризисом в обществе наблюдается и кризис общения в семьях. Это связано с обострением негативных явлений внутри семьи: упадок эмоциональных настроений, обострение негативных взаимоо...

«Дружеские взаимоотношения взрослых и детей» Консультация для родителей

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна о...

взаимоотношения взрослого и малыша

quot;Обучение и воспитание детей с младенческого возраста до семи лет осуществлялось в человеческом обществе всегда. Даже тогда, когда не существовали школы и другие учебные заведения. Сегодня этот п...

Консультация «Проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей»

Подрастая, дети сталкиваются с новыми для себя ситуациями и обстоятельствами, в которых просто не знают как себя вести. Причины такого поведения различны и индивидуальны: неуверенность в собственных с...